БЕСЕДЫ С ЛОГОПЕДОМ 2. Логопед Инна Богородицкая и психолог Ирина Медведева о чтении и письме у детей

Поделиться:
06.04.2015


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

БЕСЕДЫ С ЛОГОПЕДОМ 1.Дислексия и дисграфия.Логопед,психолог Инна Констатиновна Богородицкая.Беседу ведет детский психолог Ирина Яковлевна Медведева 


Ирина Медведева: Здравствуйте. Сегодня мы, можно сказать, уже продолжаем серию передач, которую мы не так давно начали, у нас была вводная передача. С Инной Константиновной Богородицкой,психологом-логопедом, лингвистом, арт-педагогом, мы будем говорить о характерных для некоторых отклонений от нормы ошибках на письме и в чтении, будем говорить о дисграфии и дислексии. Но сегодня наша передача хоть и не вводная, но все же начальная, поэтому мы поговорим о том, что могут сделать родители для успешному обучения ребенка чтению и письму. Здравствуйте.

Инна Богородицкая: Здравствуйте.

Ирина Медведева: Инна Константиновна, давайте все-таки скажем сначала об этом.

Инна Богородицкая: Да, конечно, это действительно очень важно, потому что именно раннее развитие ребенка, подготовка его к учебному процессу во многом определяет его успешность в будущем, его отношение к процессу обучения, которое тоже является в свою очередь краеугольным и главным, потому что так, как ребенок привыкнет относиться к процессу получения знаний, вот так же он будет учиться и дальше, так же он будет относиться к любой деятельности, которой он будет овладевать.

Ирина Медведева: Это все равно, как  в музыке. Говорят, что надо поставить руку, когда ребенок учишь на пианино, главное – поставить руку с самого.

Инна Богородицкая: Совершенно верно.

Ирина Медведева: Вот это то же самое. Надо поставить голову и волю в данном случае, да?

Инна Богородицкая: Да, безусловно. Очень точно Вы определили как раз две очень важные составляющие этого процесса – именно волю и голову, потому что для того, чтобы ребенок мог воспринимать какие-то знания, у него должен перед этим пройти процесс формирования тех предпосылочных базовых умений, которые лежат в основе обучения грамоте. Среди них воля, усидчивость, способность держать, концентрировать внимание занимает одно из главных мест. Поэтому,сразу забегу немножечко вперед, очень опасны такие методики раннего развития, которые родители используют, поддавшись рекламе, и которые могут этот процесс нарушить.

Ирина Медведева: Вы знаете, я работала в одном центре детском, и так получалось по расписанию, что после моей работы с детьми как раз была работа по раннему развитию. И я с ужасом смотрела на мам с колясками, с ужасом смотрела на психолога, которая этим занималась и которая, я еще не успевала уйти, а она уже быстро-быстро разворачивала специальный ковер, потому что дети еще не ходили, а ползали, но уже там было раннее интеллектуальное развитие. Вы тоже против этого?

Инна Богородицкая: Я категорически против, потому что, во-первых, начнем с того, что есть многовековая, я даже не побоюсь этого слова, многотысячная история развития ребенка в дошкольной педагогике, которая дала нам потрясающие россыпи, бриллиантовые россыпи детского творчества, именно песенок, попевок, если уж говорить о русском языке. Это детский фольклор, это скороговорки, чистоговорки, это детские песенки, стихи. Она в значительной степени была обогащена тем, что внесли в нее наши писатели и поэты.

Ирина Медведева: Конечно, в советское время очень хорошие были поэты и писатели.

Инна Богородицкая: В советское время – потрясающая литература, там потрясающий ритм. Русская литература – Пушкин – это не просто литература, это действительно такая какая-то энциклопедия жизни, благодаря которой ребенок научался понимать окружающий его мир. Недаром говорят, что, например, произведения Пушкина, сказки Пушкина – это целый мир, где есть небо, где есть земля, где есть отношения между людьми.

Ирина Медведева: Море-океан.

Инна Богородицкая: Море-океан, то есть весь окружающий мир в этих произведениях. И естественно, что, прежде всего для ребенка в дошкольный период, в ранний период это общение с родителями, это развитие его эмоциональной сферы, это развитие фантазии, воображения – вот все то, что в огромной степени сформирует потом его отношение к жизни. И когда вместо этого ребенку предлагают именно интеллектуальное развитие, то есть активно эксплуатируют левое полушарие, его тем самым лишают того ценного опыта, который необходим ему в жизни.

Ирина Медведева: Я бы сказала, наверное, это будет интересно узнать нашим зрителям, что для всякого навыка, всякого умения есть свой период, который называется в психологии сензитивный. Это тот период, в который оптимально усваивать ту или другую функцию, то или другое умение. Так вот сензитивный период для дошкольного возраста наряду с интеллектуальным развитием, но не педалируемым – это, конечно, развитие эмоциональной сферы. И вот сейчас у тех родителей, дети которых, я считаю, по тщеславию их родителей, зачем-то ходят в какие-то центры раннего интеллектуального развития, мы у этих детей видим эмоциональную окаменелость очень часто, потому что та энергия, которую они должны были затратить, они вынуждены были тратить на какие-то преждевременные интеллектуальные знания, правда же?

Инна Богородицкая: Конечно. Вообще, Николай Александрович Зайцев, специалист по раннему развитию, я считаю его своим учителем и очень ценю все, что он создал, считаю его просто одним из лучших специалистов дошкольного раннего развития детей, он говорил: «Хороший курс родного языка и математики заменяет курс логики». Это касается уже немножко более старших детей, но, тем не менее. Если ребенку логично преподносить все, что происходит вокруг него, если самим быть логичными, если в основе всего, что вы делаете, говорите, есть здоровая логика и здравый смысл, то совсем не нужны какие-то дополнительные предметы, которые бы это формировали.

Ирина Медведева: Абсолютно. Когда ребенок в нормальной культурной среде, в семье, зачем ему раннее интеллектуальное развитие?

Инна Богородицкая: Конечно. Если ему читают книги, если ему хватает общения со сверстниками, если эти дети играют в хорошие детские игры, в которые играли в частности их родители. Есть и новые игры, в которые в принципе тоже, наверное, интересно играть, потому что время меняется, и мы, безусловно, не можем ограничиваться только тем, что было у наших предков, но, все равно, мне кажется, что какие-то общие моменты переходят из поколения в поколение, сохраняются.

Ирина Медведева: Конечно, и должны сохраняться.

Инна Богородицкая: Просто потому, что человек при всем при том, что меняется время, все-таки все его возможности, и нервные, и физические, остаются теми же самыми.

Ирина Медведева: Вот мы с Вами работаем с детьми и знаем, что дети такие же, каким они были двадцать, тридцать, сорок лет назад. А я думаю, четыреста лет назад, и четыре тысячи лет назад.

Инна Богородицкая: Конечно. Поэтому, как Вы считаете, Ирина Яковлевна, может быть, нам стоит немножко поговорить о том, что считается нормальным речевым и эмоциональным развитием?

Ирина Медведева: Да, Инна Константиновна, конечно. Раз мы потом будем говорить об отклонениях, и речевых, и каких-то других, которые связаны с речевыми, давайте поговорим о норме. Она же тоже включает в себя довольно разные состояния, довольно разную подготовку, то есть диапазон тут есть, безусловно.

Инна Богородицкая: Конечно, дети все разные, поэтому так же, как «мамы всякие нужны, мамы всякие важны», так же и дети все абсолютно разные. Вы знаете, есть какие-то общепризнанные нормы, я думаю, любая мама где-то примерно понимает, о чем идет речь. Что в год у ребенка появляются первые слова.

Ирина Медведева: Часто лепетные еще слова.

Инна Богородицкая: Да, можно даже раньше немножко, в 4-5 месяцев гуление, активная фаза, когда ребенок произносит слоги, еще до этого – только гласные, потом фаза гуления предполагает уже такие открытые слоги. Далее, к году уже первые слова, когда ребенок может называть имена, пусть иногда в искаженном, сокращенном виде.

Ирина Медведева: Или даже это может быть лепет, но лепет уже отнесенный.

Инна Богородицкая: Да, лепет отнесенный, похожий на человеческую речь.

Ирина Медведева: Он может говорить «ма», «па», но он все-таки это говорит не просто так, как он говорил в 4-5 месяцев: «ма-ма-ма-ма», и маме, которой хочется, чтобы ребенок уже заговорил поскорее, кажется, что это к ней, а это неотнесенный лепет, как правило. А в год это уже может быть похожий на тот, который был в 5 месяцев, но он уже отнесенный, он уже осмысленный.

Инна Богородицкая: То есть его можно даже квалифицировать как разговор на иностранном языке, то есть ребенок как бы говорит целое предложение, интонирует, но это пока еще просто соединенные такие вот слоги. Дальше происходит постепенное нарастание слов, словарь становится более насыщенным, появляются не только существительные, но и глаголы, появляются потихонечку наречия, местоимения, прилагательные, и уже к двум годам у ребенка формируется фразовая речь, то есть он может сказать фразу типа «я хочу поесть, а потом пойти гулять».

Ирина Медведева: По-моему, лет с полутора ребенок уже говорит «я». Сначала он говорит о себе в третьем лице.

Инна Богородицкая: Да, сначала он говорит о себе в третьем лице, потому что так о нем говорят его близкие.

Ирина Медведева: И он это повторяет.

Инна Богородицкая: А уже с полутора-двух лет он четко говорит «я» и далее речь его развивается. И раньше считалось, в советские времена, что до пяти лет ребенок имеет право на физиологически неправильное произношение звуков.

Ирина Медведева: А сейчас?

Инна Богородицкая: А сейчас – до четырех.

Ирина Медведева: Потом уже нельзя?

Инна Богородицкая: Потом нельзя. Звуки «л» и «р», сонорные, допускается их неправильное произношение до 6-7 лет. Вот они – после.

Ирина Медведева: Что касается сонорных, то многие взрослые, в том числе известные взрослые, как известно, так и не произносят.

Инна Богородицкая: С ними просто не поработал логопед.

Ирина Медведева: Вот академик Сахаров покойный, я помню, грассировал – и ничего.

Инна Богородицкая: На самом деле, здесь самое главное, еще раз повторяю, что звуки «л» и «р» все-таки позже, но давайте так: в 4-5 лет его речь, в общем-то, должна быть и в звуковом отношении, и в грамматическом отношении правильной. Естественно не такой словарный запас насыщенный, как у взрослого человека, но это уже вполне самостоятельный человечек, который может выразить все свои основные чаяния и охарактеризовать все, что происходит вокруг него. Здесь уже возможно полноценное общение и между сверстниками, и естественно между ребенком и близкими ему людьми. И далее, когда уже в 4-5 лет ребенок говорит правильно, речь его грамматически оформлена правильно, очень важны эти все согласования. Например, существительное-прилагательное в роде, числе, падеже. Если это прошедшее время глагола, то в роде и в числе: «он сказал», «она сделала». Это уже вполне грамотная речь. И здесь очень важно, что все основныепласты языка: фонетические, лексические и грамматические – гармонично развиты, это речь, в общем-то, грамотного человека, хотя еще и маленького.

Ирина Медведева: Хотя опять же есть особенности и личности, и особенности речи родителей, которым дети подражают, есть родители речевые, такие лингвистически развитые, есть родители немногословные, и, конечно, от этого очень многое зависит в речи ребенка, поэтому, мы говорили только что с Вами о том, что границы нормы достаточно широкие.

Инна Богородицкая: Широкие, конечно. Вы как специалист в этой области знаете, что была такая большая книга про Лешу Гвоздева. Помните? В которой как раз его папа описывал развитие речи ребенка от самых азов и до вполне такого возраста. Потом были сделаны ссылки, что это была семья профессорская, что это была семья очень интеллигентная, там много-много читали. Естественно, что в зависимости от того, кто окружает ребенка, его речь может быть разной, но если ребенка окружает любовь, и, в конце концов, есть литература, которую могут читать в любой семье: это и Пушкин, это и Толстой, это и другие наши писатели, и советские писатели.

Ирина Медведева: Советские, конечно, поэты детские очень хорошие.

Инна Богородицкая: Это и Чуковский – великолепные произведения, этот «Дядя Степа» потрясающий, которого я очень люблю. То есть это все то, что формирует речь ребенка и, в общем-то, любящие родители всегда найдут способ привить ребенку самые лучшие традиции, какие только есть в нашем языке.

Ирина Медведева: Еще, конечно, важно, чтобы родители говорили между собой как культурные люди.

Инна Богородицкая: Безусловно, и с ребенком.

Ирина Медведева: Вообще речевая среда была хорошая.

Инна Богородицкая: Да, конечно. На самом деле, есть возможные какие-то модификации, но все-таки все знают, что, конечно, надо заниматься ребенком. И лучше заниматься не тем, чтобы узнавать, в каком центре какие занятия, а больше ему читать, больше уделять внимания. Я очень люблю, мы уже говорили об этом, даже занимаюсь таким направлением как арт-терапия и мульт-терапия, у нас прекрасная мультипликация советская.

Ирина Медведева: Прекрасная.

Инна Богородицкая: Потрясающая. Я всегда говорю родителям: возникает проблема какая-то, вот ребенок жадничает – есть потрясающий мультфильм о жадности. Он совсем коротенький, но там показана эта жадность, как она сначала маленькая, потом она растет, в зависимости от того, как ребенок проявляет такие качества. И вместо того, чтобы ребенка много раз одергивать и что-то ему объяснять, поставьте ему этот мультфильм, а потом с ним обсудите.

Ирина Медведева: Но тут я вынуждена сделать свое замечание. Дело в том, что исследование группы психологов, такой есть потомственный психолог Зинченко, и вот его группа сотрудников из Института дошкольного воспитания несколько лет назад провела очень важное для нас исследование. И выяснилось, что дети наши многие потому не любят, не хотят читать, что их очень много усаживали у экрана телевизора. Нет, не для того, чтобы показать какую-то гадость, а для того, чтобы телевизор использовать просто как экран и показать хорошие советские мультики.

Инна Богородицкая: Даже так?

Ирина Медведева: Да, многие родители уже знают, что западные мультики омерзительны, как правило. Есть и хорошие, но, как правило, это чудовищная мерзость. И покупают диски. И вот для того, чтобы ребенку дать какое-то культурное занятие, а самим в это время от него отдохнуть, ему ставят советские мультики. Что же выяснил профессор Зинченко и его сотрудники? Они выяснили, что длительное пребывание у экрана отвращает ребенка от чтения. Вот почему.

Инна Богородицкая: Длительное – безусловно.

Ирина Медведева: Потому что у него ущербно, неполноценно формируется словесно-образная связь, поскольку слово и образ он получает на экране одновременно и у него нет потребности развивать фантазию. Когда он слышит, если мы читаем ему вслух, и он должен как бы мысленно рисовать то, что он слышит. А тут у него такой потребности нет, и он уже привыкает к тому, что слово и образ ему дают на экране сразу. И потом, когда начинаешь читать ему вслух, он устает от этого быстро, потому что он слово слышит, а образа у него нет.

Инна Богородицкая: Я не слышала об этом исследовании, но это же правильно.

Ирина Медведева: Это важнейшее исследование, потому что мы долго не понимали, почему наши дети теперь не любят читать. Ведь дети всегда просто обожали, когда родители или бабушка, дедушка читали им вслух, а теперь – нет. Поэтому, что касается советских мультиков, они действительно по содержанию очень трогательные, очень нравственные, очень полезные, но пребывание маленького ребенка у экрана, даже когда содержание замечательное, должно быть редким. Я думаю, что раз в неделю полчаса за хорошее поведение, и хватит, потому что иначе потом детей очень трудно приучить любить чтение.

Инна Богородицкая: Да, чтение, безусловно – процесс, требующий такой активности и трудолюбия.

Ирина Медведева: А вот кроме мультфильмов, чтобы Вы еще посоветовали родителям? Мы уже выяснили, что мультфильмы часто показывать нельзя много.

Инна Богородицкая: Вы знаете, я считаю, что, прежде всего, очень хорошая вещь такая – пальчиковая гимнастика. Иногда ко мне обращаются люди, приходят родители и очень переживают, что у ребенка проблемы с письмом. Я вижу, как он держит ручку, как он держит карандаш, и я понимаю, что так же, как речь ребенка должна пройти определенные этапы, чтобы он был подготовлен к процессу обучения, точно так же и рука. Кроме того, доказано учеными, что пальчиковая гимнастика развивает все: и структуры мозга, отвечающие за процессы обучения.

Ирина Медведева: Моторика вообще развивает мозг.

Инна Богородицкая: Тем не менее, Вы знаете, как ни странно очень многие родители почему-то игнорируют эту потрясающую вещь, пальчиковые игры.

Ирина Медведева: А покажите что-нибудь.

Инна Богородицкая: Я проводила такие занятия со своими учениками. У нас был интегрированный урок: мы занимались по кубикам Зайцева, затем мы немножко считали, и было прекрасное пособие, я обязательно его покажу, «Орнамент», которое формирует форму. «Цвет» – тоже великолепное пособие. А потом, перед тем, как рисовать, делать обводки, что лучше вообще именно обводки, они хороши, потому что там идет по контуру через кальку рисование, и ребенку легко двигаться, он тренирует свою ручку на уже готовом контуре, и она так лучше готовится к письму. Так вот перед рисованием я всегда им рассказывала сказку с пальчиковой гимнастикой.

Ирина Медведева: Покажите.

Инна Богородицкая: Я говорила о том, что утром встает солнышко, оно постепенно распускает свои лучики, лучики расходятся в разные стороны, становится тепло и все вокруг просыпается. Просыпается цветочек, он спит, а потом раскрывается. На полянке бегают зайчики, они спали, а теперь они встали и подбегают друг к другу и начинают разговаривать друг с другом. «Здравствуй, зайчик!» «Здравствуй, зайчик!» «Как ты спал?» «Хорошо». И вот такие небольшие игры, даже диалоги можно использовать здесь. Можно, чтобы один зайчик спросил у другого, что он делал вчера, а этот рассказал ему в свою очередь, как он провел вечер. Зайчики тоже радуются солнышку. Затем улиточка ползет по цветочку. Даже змея выползает из-под камня и тоже радуется солнышку. И вот так можно показать разных зверюшек, предположим так – коза, так – корова, и дальше все эти звери участвуют в какой-то общей игре, они радуются солнцу, потом они водят хоровод. Я прошу, чтобы каждый ребенок это все повторил. Если не получается, я подхожу к каждому и поправляю ручку, чтобы это все было действительно. У него сначала не получается, потом получается лучше, потом у них начинает творчество собственное просыпаться, они говорят: «А ты будешь зайчиком, а я буду коровой», «А вот давай поговорим с тобой так», «Давай поговорим об этом». И потом я говорю, что теперь наступает вечер. Солнышко у нас ярко светило, постепенно его лучики все меньше и меньше попадают на землю, становится прохладно, и все наши зверюшки, все рыбки, птички засыпают. Вот я показываю, как засыпает цветочек, как зайчики прощаются друг с другом и тоже ложатся спать. Все зверушки пошли спать, а мы пошли рисовать. И после этой фразы детки садились за стол, причем это с моей точки зрения было хорошо потому, что дети, когда они занимаются именно кубиками и т. д., они двигаются, они немножко перевозбуждаются, им это нравится, они соревнуются. А когда мы эту гимнастику делаем, они потихонечку успокаиваются. И они уже в этом успокоенном состоянии подходят, и начинается работа именно по обводкам, по рисованию и т. д.

Ирина Медведева: Тем более что гимнастика кончалась тем, что все засыпают, поэтому они и успокаиваются.

Инна Богородицкая: Все засыпают, они потихоньку успокаиваются и вот именно это засыпание в какой-то степени тоже…

Ирина Медведева: Утихомиривает детей.

Инна Богородицкая: Да, утихомиривает детей. И я говорю, что идите тихонько, чтобы никого не разбудить, давайте рисовать. Пальчиковая гимнастика, на самом деле, очень. Есть книжки специальные, изданные по этой теме, в интернете вы найдете, очень много всевозможных игр. Не только зверей можно показывать: вот стул, вот домик – можно придумывать какие-то свои. Но самое главное, чтобы руки активно двигались, чтобы в движении разные позы ребенок мог показывать и чтобы ручка развивалась. Если у ребенка есть какие-то проблемы, можно использовать простой массажик. Если хотите, даже покажу какие-то простые приемы, если интересно.

Ирина Медведева: Конечно.

Инна Богородицкая: Даже не столько массаж, это нас учили наши преподаватели в институте: берете наждачную бумагу и одна – более крупная по своей фактуре, другая – более гладкая, и третья – совсем гладкая. И вот каждый пальчик ребенка тихонечко провести по одной, потом по второй, потом по третьей. То же самое вторую ручку. Это стимулирует те нервные окончания, которые отвечают за деятельность руки и за мыслительную деятельность – эта связь прямая доказана учеными.

Ирина Медведева: Вы знаете, что касается связи мелкой моторики, и вообще моторики и интеллекта, она действительно известна давно тем людям, которые специалисты в этой области. Я хочу еще добавить, что если у ребенка какие-то сложности с мелкой моторикой, просите его как можно чаще застегивать рубашку, где мелкие пуговки, самому, даже если он это делает плохо, завязывать ботинки.

Инна Богородицкая: Зашнуровывать, да.

Ирина Медведева: А перед этим – зашнуровывать их. Если девочка – очень полезно взять маленькую картонку, примерно такого размера, нарисовать на ней, предположим, бабочку или арбуз, взять толстую иглу, иглой проколоть дырочки и показать девочке простейший шов «назад иголку», это мама может сделать, и она будет вышивать картинки. Вот вам интересное развитие мелкой моторики, а заодно она между прочим получит первые навыки вышивания. Вообще девочек очень полезно в самых разных отношениях учить рукоделию. Я думаю, что это тоже надо начинать с дошкольного возраста.

Инна Богородицкая: Конечно, очень хорошо.

Ирина Медведева: Моторику это развивает прекрасно, но главное, что тогда есть цель: девочка хочет маме подарить эту вышивку на картонке или хочет подарить простейшую игрушку, которую мама же покажет ей как делать, а потом она подарит, предположим, папе, бабушке на день рождения или младшему брату.

Инна Богородицкая: Это всегда очень приятно. Очень хорошо обводки по контурам, например, есть пособие Зайцева «Орнамент», есть рамки Монтессори, есть такие фигурки, и очень хорошо приложить одной ручкой к бумаге и обвести сверху контуром. И вот можно, если кружочки, их обвести, например, шесть, а потом каждый кружочек превратить во что-то. Один кружочек – в солнышко, другой – в часики, третий – еще во что-то.

Ирина Медведева: Третий – мордочка.

Инна Богородицкая: Что еще там? Цветочек.

Ирина Медведева: Я думаю, мы в общих чертах с Вами поговорили. Спасибо Вам большое. С нами была Инна Константиновна Богородицкая, которая будет, я надеюсь, с нами еще не раз.

Инна Богородицкая: С удовольствием.

Ирина Медведева: И которая нам расскажет о характерных нарушениях в области чтения и письма, и о том, что с этим можно делать. Что с этим может делать учитель и что с этим могут делать родители, а в каких случаях надо обращаться уже к серьезному специалисту.

Инна Богородицкая: Да, конечно.

Ирина Медведева: Спасибо Вам огромное. Всего доброго.

Инна Богородицкая: Всего доброго.

Ирина Медведева: До встречи.

Инна Богородицкая: До свидания.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

БЕСЕДЫ С ЛОГОПЕДОМ 1.Дислексия и дисграфия.Логопед,психолог Инна Констатиновна Богородицкая.Беседу ведет детский психолог Ирина Яковлевна Медведева БЕСЕДЫ С ЛОГОПЕДОМ 3

Поделиться:

Короткая ссылка на новость: http://ivan4.ru/~0jidJ



Чтобы оставить комментарий, вам необходимо



Поддержать региональную общественную организацию «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»:

Сумма: 

Выберите удобный способ пожертвования: