Мертвое творчество масс.

Поделиться:
16.09.2014
Самодеятельность нынче на подъеме. 

Не у нас – в Европе. Факты и аргументы такие: народ больше не хочет, чтобы за него решали, что смотреть и слушать. Он сам желает создавать культуру. Задача властей – поддержать народную инициативу, устроить площадки и центры, где горожане сами организуют музыкальные коллективы и театры. 

Все эти вещи озвучивал директор департамента культуры города Хельсинки Стуба Никула. Тамошний Капков (они, кстати, чем-то похожи с нашим Сергеем Александровичем – оба любят парки и модные рестораны). 

Звучало очень вдохновляюще. Тем более что у финнов есть завидный опыт работы с народной инициативой. Раз в год там очень успешно проходит День еды. В этот день любой желающий может почувствовать себя ресторатором или владельцем забегаловки: готовишь у себя на кухне хоть супы, хоть пирожки, а потом без всяких лицензий и медицинских книжек кормишь ими всех желающих (за деньги, само собой). 

Ажиотаж немыслимый, праздник в каждом дворе. Говорят, в Питере решили сделать нечто подобное. 

Так вот в августе финны от пирогов перешли к вещам возвышенным. Пусть народ творит культуру. Нас, приглашенных журналистов, ожидала Ночь искусств. 

В эту ночь, как предполагалось, каждый хельсинец мог выступить в любом удобном месте и жанре. Хочешь – пой, хочешь – пляши, а хочешь – картины развешивай. Городского бюджета с лихвой хватило, чтобы расставить в центре сцены и скамейки. Оставалось только впитывать духовную пищу. 

Не буду долго расписывать мои шатания в поисках прекрасного. Все вылилось в то, во что обычно у нас выливается День города – в тонны пива, в крики дворовых рок-групп и раздольное «Расцветали яблони и груши» от «народных» коллективов. В лучшем случае это были танцы под баян, в худшем – танцы без баяна, от которых стоило держаться подальше. 

Грех жаловаться на гостеприимных хозяев, но финны наступили на те же грабли, на которые и мы с упорством наступаем. 

Таланты редко выскакивают из ниоткуда. Всякому таланту нужна среда и ориентиры. Если сегодняшний ориентир – телешоу, получите бесчисленных мастеров караоке и сказителей анекдотов. Если мерилом успеха выступает попадание в «ящик», наслаждайтесь клонами Бабкиной и Петросяна. 

Это как в спорте: можно вбухивать миллионы в покупку легионеров или в устройство чемпионатов мира на зависть конкурентам. Но когда дело доходит до своих резервов, эти резервы оказываются какими-то скудными, слабыми и с тоской глядящими на Запад. И вот ведь новость – вбухали не туда. Не в тренеров, не в дворовые секции, не в людей... 

Культура – как весы: хочешь иметь полновесное и живое творчество масс, нагружай «профессиональную» чашу. Самородков везде хватает. Зато намного меньше мастеров, которые их могут огранить и отполировать. Нормальное движение обычно двустороннее: не только в сторону центра, но и из него. 

Нынче же маршрут один: вырваться из провинции, зацепиться в Москве, а там, смотришь, судьба подсунет западного антерпренера. Насчет того, чтобы талантливый выпускник МХТ или Академии художеств захотел работать в доме культуры спального района (такой дом еще поискать надо), так это из советских лирических фильмов. Народничество нынче не в моде. Поехал в провинцию за 100 км от Москвы – ты лузер. 

Другое дело итальянская глубинка – там и трава зеленее, и публика культурней, и самоуважение растет вместе с бюджетом. 

Реально о чем стоит подумать – о престиже культурных миссионеров, о разветвленной сети центров, домов, кружков (назовите как угодно, лишь бы туда захотелось прийти). 

Короче, вопрос не в том, чтобы выискать по спальным районам якобы затерянные там таланты, а в том, чтобы в эти районы пришли профессионалы. Талант, конечно, пробьется сквозь тернии. Но урожай будет получше, когда вскопаешь и удобришь.


Сергей Соловьев

Поделиться:

Короткая ссылка на новость: http://ivan4.ru/~SbNRU



Чтобы оставить комментарий, вам необходимо