Президенту РФ В.В.Путину: Сохраните Дионисия для России!

Просим выделения в музейном фонде г. Москвы постоянной площадки для уникальной выставки Юрия Холдина "Свет фресок Дионисия".

Проект национального значения – известный подвижнический труд нашего современника, защитивший уровень и качество представления выдающегося творения иконописца XV века Дионисия, сегодня сам нуждается в нашей защите.

Автор этого труда – Юрий Холдин несколько лет назад трагически погиб, оставив нам единственный эталон авторской печати, который неповторим как любое художественное явление высочайшего уровня. Подход Холдина, по мнению специалистов, вне системы массового тиражирования.

Масштаб его замысла раскрывался перед зрителями постепенно. Несколько лет ушло у сподвижников и собранных Холдиным высококлассных специалистов на кропотливую работу с архивами мастера. Благодаря этому, работая последние 4 года в музее Храма Христа Спасителя, выставка обрела полноту и завершённость, и стало очевидно, что такой ёмкий проект уже не позволяет дальше продолжать работу так, как она велась немалые два десятка лет – частными силами, без серьёзной государственной поддержки. Пришло время для осознания национального (по-существу!) статуса проекта.

Приехав в 1994 году в Ферапонтово и, впервые увидев Дионисия вживую, Юрий Холдин загорелся идеей для России, для всего мира открыть двери маленького северного собора хранящего более 500 лет этот непревзойдённый во все последующие века шедевр. Можем ли мы постичь безмолвную тайну этого, дошедшего в первозданности чуда, при условии 15-тиминутного знакомства? – Безусловно, нет. Рассмотреть фрески «глаза в глаза», в самом Ферапонтовом монастыре, нам никогда не позволит проблема сохранности древнейшего оригинала. Ему справедливо предписан строгий музейный режим. А между тем фрески Дионисия – предмет нашей национальной гордости и престижа России на мировом уровне!

Panorama11.jpg

Холдин – единственный мастер фотоискусства, который на себя задачу, как многим казалось нереальную – показать пространственный образ собора со стенописью таким образом, как и на 5% не видит человек, приезжающий в Ферапонтово. Он перевернул все сложившиеся стереотипы в представлении этого памятника, а европейские специалисты, увидев холдинские фотошедевры, заговорили о Дионисии как о «русском Леонардо да Винчи», великом колористе и великом мастере пространственных композиций. Именно потому, что Холдин придумал свои приёмы в работе с переменчивым дневным цветом и нашёл световой камертон для передачи колористической гармонии всех 300 дошедших до нашего времени композиций вершинного творения Золотого века русской иконописи. До него фрески снимали ночью, с искажением цвета, пропорций, перспективы. Такой безответственный опыт тиражирования «закрыл» подлинную ценность творения Дионисия не только для нас – для мировой культуры: последователя Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва, современника Микеланджело и Леонардо да Винчи за весь ХХ век не включили ни в один словарь по мировому искусству.

Он решал вопрос представления Дионисия последние 12 лет жизни – не на заказ, не получая даже минимальной зарплаты за высокооплачиваемый и высококвалифицированный труд. Он ничего не зарабатывал на этом самоотверженном пути, отдавая всего себя и все свои средства этому служению во славу Божию, только ради того, чтобы люди смогли видеть и изучать Дионисия в подлинности, в сокровенности, в мельчайших нюансах и подробностях, получая возможность видеть осмысленно и понимать его подлинное величие. Зрители, изумлённые первой же выставкой Холдина, проходившей в 2006 году в Третьяковской галерее, сразу назвали его проект «открытием Дионисия». Он показал фрески столь реалистично, что многим казалось, что это не фотография, а сама фреска, перенесённая вместе со стеной, которая словно «дышит», пульсирует, живёт, светится и парит в световоздушной среде собора… Нереальным казался эффект, запечатлённый на плоскости фотобумаги. Но прошло немало лет, прежде чем пришло осознание, что другого пути представления фресок широкой современной публике нет.

Неперемещаемые ценности Холдин словно переместил во времени и пространстве. И теперь не только мы, но и весь мир может видеть и осознавать, что мы наследники действительно великой культуры.


Литературная газета.