Новые подходы к языку и литературе в школах России

Поделиться:
25.08.2015
русск.jpg


Постоянным в современном школьном образовании являются только сами изменения. 

Русский и литературу будут преподавать по-новому. В Москве представили основные подходы к преподаванию русского языка и литературы

Учебники русского языка и литературы для школ РФ могут скорректировать на основе разрабатываемой единой концепции преподавания, заявила первый замглавы Минобрнауки Наталья Третьяк в ходе заседания рабочей группы по разработке единой концепции преподавания русского языка и литературы в школах. По ее словам, с учетом разрабатываемой концепции могут быть также скорректированы федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы преподавания русского языка и литературы для школ.

Так, рабочая группа, которую возглавляет спикер Госдумы Сергей Нарышкин, обсудила основные подходы к преподаванию русского языка и литературы, а они необходимы ввиду внесения в нижнюю палату парламента законопроекта о создании на основе федеральных образовательных госстандартов базового содержания учебных программ и базовых линеек учебников по математике, русскому языку, литературе и истории России.

«Преподавание русского языка и литературы должно быть максимально эффективным. А для этого оно должно быть адекватным времени, постоянно совершенствоваться и развиваться», — указывают эксперты.

Проблемы

Традиционный линейно разворачивающийся книжный текст большого объема, написанный на классическом языке двухвековой давности, с трудом воспринимается и прочитывается детьми, указали эксперты. 

Программа предметов «русский язык» и «литература» должна строиться с учетом существования разных читательских групп среди учащихся, предлагать посильные для каждой группы объемы чтения и применять разнообразные мотивирующие методики, чтобы пытаться вовлекать в посильное чтение даже нечитающих детей, считают специалисты.

Развитию творческих и литературных «умений» и способностей (сочинять, стилизовать, примерять на себя роли писателей, критиков, исследователей литературы, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения и т.п.), которые могли бы мотивировать учащихся, давать им удовольствие и быть для них интересными, в школе уделяется очень мало времени.

Программы по русскому языку должны состоять из трех основных блоков: изучение русского языка как системы (фонетика, лексика, грамматика и т.д.); овладение навыками речевой деятельности при равном внимании как к письменной, так и к устной речи учеников (в настоящее время школа предъявляет русский язык почти исключительно в письменной форме); формирование нормативной грамотности устной и письменной речи, указали они.

Программы перегружены

Нынешние программы по литературе в школе серьезно перегружены, отмечают эксперты. Литература относится к разряду дисциплин, в которых содержание ежегодно «прирастает», количество же часов если не сокращается, то остается неизменным. Характерный пример «прирастания»: в девяностые годы в школу хлынул поток произведений писателей-эмигрантов, репрессированных, запрещенных в советское время писателей ХХ века; с тех пор прошла четверть столетия — и в современной литературе появился целый ряд имен, которые тоже могут и должны быть рассмотрены в школе, напомнили они.

В этой связи участники рабочей группы уверены: программы по литературе требуют пересмотра оснований для отбора содержания и серьезной разгрузки. Количество произведений должно быть приведено в соответствие с реально существующими в школе часами на их изучение и чтение. 

«Предметом регламентации должны быть в первую очередь результаты образования. Это позволит сохранить различные хорошо себя зарекомендовавшие методические подходы и стимулировать педагогов к использованию новых более эффективных методик», отмечается в документе.

При этом подчеркивается, что нужно не только (и не столько) регламентировать перечень изучаемых литературных произведений, сколько предоставлять учителю возможность выбирать произведения из разных произведений одного автора или выбирать авторов и произведения, соответствующие определенным литературным явлениям (темам), обязательным для изучения.

Несоответствие возрасту

Серьезная проблема — возрастное несоответствие изучаемых произведений. Чем дальше, тем больше становится разрыв между психологическим возрастом/уровнем школьника и уровнем текста, который ему предлагается, обеспокоены специалисты. «При отборе содержания программ должен учитываться изменившийся психологический статус современных детей и подростков, существенно отличающийся от психологического статуса их сверстников ХХ века (откуда родом родители и педагоги)», считают они.

Языковой разрыв

Эксперты обратили внимание и на увеличивающийся языковой разрыв современных детей и подростков с языком классики. 

«Фактически многие дети и подростки, читая классику, попадают в ситуацию «русского языка как иностранного»: им неизвестны многие слова, еще понятные родителям и учителям, ими не опознаются грамматические формы и категории, кажущиеся педагогам само собой разумеющимися. Все это замедляет и затрудняет чтение и понимание», говорится в документе. При отборе содержания образования необходимо иметь это в виду и закладывать на преодоление языкового барьера дополнительное время — за счет в том числе и разгрузки содержания.

Детская литература

При отборе произведений для программы особое внимание должно быть обращено на современную детскую и подростковую литературу, которая в условиях традиционной программы почти совсем не представлена в школе, полагают специалисты. 

«Между тем именно эта литература актуальна для детей и подростков, «цепляет» их, она может стать мостиком к классике, именно на ней удобнее формировать потребность в чтении у нечитающих подростков», подчеркнули они. «В полной мере это относится и к современной зарубежной литературе для детей и подростков, к которой у части составителей программ и педагогов есть двойное недоверие: идеологическое и языковое (традиционная методика, например, считает, что детям в школе нельзя предъявлять переводы; переводная литература не входит в контрольно-измерительные материалы и очень редко встречается даже в олимпиадных заданиях)», следует из документа.

Маневр для учителя

Учитель русского языка и литературы поставлен в условия несвободы и постоянно усиливающегося мелочного контроля, который лишает его возможности настоящего, а не имитационного разговора с классом о литературе, указали эксперты. 

«Абсурдная необходимость детального планирования не только системы уроков на год вперед, но и каждого конкретного урока (с созданием рекомендованной некоторыми методистами подробной технологической карты) и требование жестко следовать этому плану делает невозможным взаимодействие с детьми, постигающими произведение искусства», — считают участники рабочей группы.

«Учителю необходима возможность маневра. Существующая на сегодня и установленная действующими Федеральными государственными образовательными стандартами обязательная для всех структура рабочих программ учебных курсов является явно избыточной и требует пересмотра», — уверены они. «Учителя должны быть освобождены от никому не нужного планирования, предусматривающего ежегодное детальное описание не только предметных, но и личностных результатов детей, материально-технических условий преподавания русского языка и литературы, подробного календарно-тематического планирования», — следует из документа.

Учебники нового поколения

Необходимо создать учебники русского языка нового поколения, ориентированные на реальную, а не декларируемую вариативность обучения, принципиально «настроенные» на самостоятельную и творческую работу при минимизации репродуктивной деятельности, которой так много в современном преподавании русского языка, считают специалисты. Надо внедрять компьютерные курсы русского языка, поскольку именно при обучении русскому языку необходима и достаточно легко достижима обратная связь и интерактивность, полагают они.

Оценка учителю

Оценка качества работы учителей русского языка и литературы нуждается в пересмотре, считают в рабочей группе. «Ориентация только на результаты ЕГЭ и заслуги победителей олимпиад и конкурсов абсолютно неадекватна специфике гуманитарного образования. Сегодня аттестация учителей — формальная процедура, через которую проходит абсолютное большинство преподавателей. Она не стимулирует педагогов к развитию, не подталкивает к чтению литературы, не способствует профессиональному любопытству и творчеству. Аттестация требует своего пересмотра и обозначения жёстких, но понятных критериев профессионального совершенствования учителей», отмечается в документе.


Источник

Поделиться:

Короткая ссылка на новость: http://ivan4.ru/~nIBZO



Чтобы оставить комментарий, вам необходимо



Поддержать региональную общественную организацию «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»:

Сумма: 

Выберите удобный способ пожертвования: