Школа, о которой «мечтает» президент

Поделиться:
20.06.2015


Подобное событие в Ивановской  на Лехте школе Борисоглебского района Ярославской области, пожалуй, за всю 150-летнюю историю произошло впервые – здесь  всем миром обсуждали стратегическую программу развития школы на предстоящие десять лет. Происходили эти мероприятия в рамках круглого  стола «Сельская  школа будущего».   Все бы ничего, но уж больно необычен был этот «мир». Кроме учителей и администрации школы в нем приняли участие именитые ученые и специалисты в области педагогики, истории, воинского дела, мореплавания, науки, депутаты  областной Думы, директора школ района, специалисты Института развития образования, журналисты… А приехали они из Москвы, Ярославля, Углича,  Ростова, Борисоглебска.

_DSC0222.jpg

Внимание такого количества неслучайных людей привлекло  с одной стороны уникальность этого учебного заведения - уже 21 год оно сочетает в себе обычное муниципальное заведение и школу целостного развития, а с другой стороны - нависшая угроза  ее дальнейшего существования.

Ивановская на Лехте школа - это одна из немногих деревенских школ в России, которая не только  не умерла (а в 90-х годах она считалась неперспективной и в ней обучалось всего 56 человек), но и развилась и стала процветающей. Процветающей - с точки зрения образовательно-воспитательного процесса, теперь  в ней учится больше 180 школьников, а  всех  желающих она просто не может вместить и не случайно образовался значительный конкурс на поступление в нее..

Ведущими  круглого стола  были  кандидат экономических наук, член управляющего совета школы  Е.В. Новгородова  и представитель родительского сообщества Д.В.Топчий.  

_DSC0133.jpg

Елена Викторовна представила всех  участников  кратко обрисовала ситуацию и предоставила слово для приветствия главе района В.П. Попову.

Владимир Петрович отметил необыкновенный успех школы. 

- Нужно строить новое здание   школы, но ни у района, ни у области денег нет, поэтому  нужно добиваться финансирования  строительства из Федерального бюджета.

Затем слово было предоставлено директору  школы В.С.Мартышину, принявшемув  бразды правления  это учебное заведение два десятка лет назад в самое трудное для нее время.

   - Сегодня, говоря о перспективах и о будущем Ивановской школы,  мы подводим и итоги пройденного пути, - сказал В.Мартышин.- А оно замечательно. Каков результат нашей работы в эти два десятилетия.  Возрожден  целый  уголок России. Школа стала градообразующей. Она востребована.  Народ, чтобы учиться в нашей школе,  переезжает к нам со всей страны. За последнее десятилетие переехало более 300 человек. Во всех окружающих деревнях  оживление, строятся десятки новых домов. В нашу небольшую дошкольную группу очередь в четыре десятка младенцев. Что же касается достижений на ниве просвещения, то их показывают результаты недавних экзаменов: наши одиннадцатиклассники по русскому языку получили и 95 баллов, 92, 87. Нынче почти половина учащихся закончила учебный год на «хорошо» и «отлично». С точки зрения воспитательно-образовательного процесса мы опередили реформы школьного образования на 17 лет. Еще 20 лет назад нами внедрена система духовно-нравственного и патриотического воспитания, все эти годы преподается во всех одиннадцати классах предмет «Основы православной культуры», работает кадетский отряд, поисковый отряд, чудесный хор, создана система дополнительного образования… Когда наш президент В.В. Путин  говорит о том, какая должна быть школа, мне всегда хочется встать и доложить: выполнено, товарищ президент! Выполнено еще 20 лет назад! Нами за эти два десятилетия сделан значительный задел, чтобы развиваться дальше. Сдерживает отсутствие материальной базы. Одно здание школы пребывает в аварийном состоянии, дети учатся в две смены. Но мы сегодня намечаем себе прекрасные перспективы развития, здесь будут нашими социальными и научными партнерами представлены некоторые проекты, в некоторых случаях мы переключаемся для работы на их площадки…

_DSC0127.jpg

Заведующая районным отделом образования Дербышева С. А. сообщила, что  возможна приостановка  лицензии. Школа уникальна, но может быть приостановлен прием первоклассников. Нужны средства на устранение замечаний пожнадзора, денег нет. Директору и Рано не справиться с финансовыми проблемами.

На круглый стол приехала целая группа депутатов областной Думы:  заместитель комитета образования Неферт А. В., Колобов В.А. ,Секачева О.Н. Они в один голос говорили об уникальности школы и о необходимости включения строительства ее в федеральную программу. Именно отсутствие средств ставить школу под угрозу лишения лицензии.

- Мы активно пробивали средства на строительство новой школы,- отметил В.Колобов.- Пытались подключить   метод государственно-частного  партнерства. 16 депутатов приезжали в школу на ее презентацию, все были поражены успехами коллектива. Здесь другие дети, чем в городах. Удивительное явление школьный хор.  Заместитель Облдумы Илья Осипов  тоже хотел сегодня подъехать, чтобы поддерживать  школу, ноне смог…  Ни в коем случае  мы не должны  допустить, чтобы здесь был прерван прием в школу и была приостановлена лицензия.  Мы можем потерять уникальное учебное заведение. Нужно выходить на Думу депутаты проголосуют.Нужна федеральная  программа по строительству школ.

Своему коллеге из Думы вторил Неверт А.В.:

– Необходимо сохранить изюминку школы, ее целостность. На прошлой неделе в передаче, посвященной образованию, своевременно прозвучали слова Никиты Михалкова: «Сегодня дети – завтра народ». На программу односменной работы необходимо 20 миллиардов рублей. И этой ребятишки  учатся в две смены. Но здесь ситуация еще хуже, так как нужны средства не только на ремонт аварийного здания, но и нужно поднимать материальную базу всей школы, нужно думать о социально-экономических  условиях учителей…

_DSC0151.jpg

Собравшиеся неизменно сбивались на текущие проблемы, так как нависшая угроза закрытия уникальной, можно сказать единственной в стране подобной школы взволновала всех и все же главной темы повестки являлся вопрос программы стратегического развития учебного заведения. Представитель родительского сообщества Д.В.Топчий остановился на фрагментах этого документа, рассчитанного на десять лет:

   - Основанием проекта «Сельская школа будущего» является опыт и результаты двадцатилетней работы Ивановской школы в рамках стратегии Целостного развития.

Настоящий проект направлен на создание уникального образовательного учреждения, которое станет областным образовательным центром, пилотным федеральным сетевым проектом, направленным на модернизацию сельского образования.

Предполагается создание новых образовательных форм, позволяющих учащимся Ивановской школы осваивать прорывные направления научной, промышленной, управленческой, финансовой и других видов деятельности.

Введение эпистемотеки в образовательное пространство, как уникальной модели обучения, позволит вывести школьников к самым передним рубежам развития современного знания.

Такие элементы как стратегия Школы Целостного развития, смешенное финансирование, высокопрофессиональный персонал, поддержка проекта на федеральном уровне, социальное партнерство, шефство позволят реализовать такие начинания как: Школа полного дня, Школа-предприятие, Летняя база ВУЗа, Районный социокультурный центр, Хоровая школа, Центр довузовского образования, Лаборатория инноваций, Кадетский корпус, Агрошкола, Научно-образовательная школа, Школа проектов.Кроме коллектива учителей соавтором программы являются и сотрудники областного Институт развития образования, в частности, присутствующий здесь Мокшеев Владимир  Анатольевич.

Обеспокоенность  судьбой  школы и состоянием образования в России в целом выразил и Путин А.М., писатель, автор знаменитой книги «Родословная президента В.В.Путина». Александр Михайлович состоит в клубе друзей Ивановской школы и внимательно следит за жизнью учебного заведения, радуется ее успехам, огорчается, когда видит, что не все понимают значения того, что делается в стенах этой школы. Он не раз высказывал мысль, что  президент , когда говорит о том, какая должна быть школа, то все время называет именно то, что в Ивановской школе  уже сделано и работает на протяжении двух десятилетий. 

- На фоне общероссийского  беспамятства поражаешься тому, какое бережное отношение к Памяти воспитывается в этой школе.  Здесь преподается даже такой предмет как «Твоя родословная», а предмет «Отечествоведение», а погружения в исторические эпохи, а  составленный школьниками «Синодик борисоглебцев, погибших во всех войнах» , содержащий в себе более пяти тысяч имен, начиная с Алеши Поповича… Школу эту нужно лелеять и не позволять обижать, ставлю   вопрос  о создании системы    общественного  контроля  ситуации со стороны Друзей школы.

   Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук  Кириченко О.В. говорил об уникальности школы в исторической ретроспективе:

    - Когда подходишь к этой школе, то хочется увидеть табличку « Охраняется государством». Это единичная в горизонтах России школа. Она вобрала в себя весь положительный опыт  русской педагогики.  Нацелена она на благочестие и знания. Мы должны не только внимательно отнестись к этому опыту, но и дать определение, что такое Мартышинская школа.

Фадеева С.В.,  заместитель  директора Вощажниковской школы Борисоглебского района отметила, что их  школа  тоже была умирающей. Сегодня она,  как и Ивановская,  процветающая. - Если бы мы не пошли по пути Ивановской школы, то уже умерли бы. Мы многое взяли именно у ивановцев. Родителями и учениками востребовано именно то, чего не дают в школах: добротолюбие, отечестоведение, бальная культура, кадетское движение, поисковая работа...

Кавалер четырех орденов мужества Новгородов А.В. несколько лет уже является куратором школьного кадетского отряда «Ивановский спецназ». И он был в этот день вместе с другими за круглым столом.

-Нельзя быть  патриотом иногда, на праздник, к девятому мая. Патриотизм категория постоянная,   круглогодичная. Я рад, что из этой школы практически все ребята стремятся служить в армии и у них даже мысли не возникает уклониться. Многие ребята, заканчивающие кадетский корпус,  поступают в лучшие военные училища страны. Они гордость наших вооруженных сил. Замечу, что вся эта важная государственная работа здесь ведется на протяжении 10 лет (а именно столько лет кадетскому корпусу)  на общественных началах. Но это не умаляет уровня подготовки кадет.  Мы ставим вопрос о необходимости строительства не только школы, но и кадетского корпуса. Не воспользоваться наработанным здесь опытом,  утратить его, не продолжить созданные традиции было бы непростительно. Такого же мнения все военные люди, которые бывают здесь в Ивановском.

Методист Городского методического центра Департамента образования Москвы, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета   Петракова Т. И. следит за развитием школы на протяжении всех двадцати лет. Она также один  из друзей школы.

- Мы должны добиться, чтобы этой школе был присвоен статус национального достояния. Друзья должны служить школе. Нужно усилить работу Управляющего совета, активизировать, деятельность Попечительский совета.  И осуществлять  помощь, контроль, необходимо наладить и отчетность перед ними. Ивановская школа уже двадцать лет исправно выполняет  госзаказ по взращиванию элиты, выводит воспитанников на путь истинных ценностей. Эти успехи  необходимо закрепить в стратегической программе и на этом фундаменте строить школу будущего

Татьяну Ивановну поддержала Заведующая кафедрой методики преподавания филологических дисциплин в начальной школе, доктор педагогических наук, профессор Макеева С.Г.

- Это единичная школа, печально, что власти не осознают ее значения и  не обращают на  нее должного внимания. Я счастлива, что мне много приходится работать с выпускниками этой школы в университете. Поверьте, эти студенты сильно выделяются  из общей аудитории…

От имени профессорско-преподавательского состава ЯГПУ и ЯГУ слово взяла кандидат педагогических наук Новотворцева  А.М. Она сказала, что ярославские вузовские педагоги озабочены ситуацией вокруг этого  уникального учебного заведения. У школы много проблем, но директор решает их в одиночку.

- Также как 20 лет назад в одиночку (лишь в союзе со своим коллективом)  внедрял  концепцию духовно-нравственного воспитания, к чему сегодня министерство обязывает все учебные заведения.  В  одиночку разрабатывал и внедрял предметы добротолюбие (основы православной культуры) и программу патриотического воспитания. В одиночку  создавал кадетский корпус, и поисковый клуб, программу бальной культуры и многое другое и все в одиночку. Не смогли приехать сегодня на круглый стол доктора  исторических наук профессор ЯГПУ Архипова Л.М. и  профессор ЯГУ МарасановаВ.М., доктор педагогических наук  профессор ЯГПУ Сухорукова Л.Н.,  профессор ЯГПУ Новотворцева Н.В. Они написали свои письма с оценкой деятельности этой школы.  Людмила Михайловна Архипова пишет: «Творческий коллектив нуждается в поддержке со стороны областной администрации, департамента образования. Они должны были бы гордиться наличием в своем регионе такой школы. Давно вызывает удивление тот факт, что об успехах школы лучше информированы в стране, чем в Ярославской области…»

 На круглый стол приехала группа социальных, научных партнеров Ивановской школы. 

Заместитель руководителя лаборатории МФТИ кандидат физико-математических наук Хвальковский А.В. отметил:

- Могут ли выпускники из глубинки стать передовыми инженерами и предпринимателями, стать лидерами инновационного развития страны? Если да, то как этого можно достичь? Чтобы из школьников выросли инженеры-инноваторы нужно решить две задачи – поднять их уровень и расширить их горизонт. Для решения этих задач, с одной стороны, необходимо разработать методы удаленного обучения с учетом реалий российской сельской школы, что требует решения как технических, так и педагогических вопросов. Планируем уже в предстоящем учебном году отладить это направление работы.  С другой стороны, необходимо дать школьникам возможность участвовать в реальных высокотехнологических проектах с быстрым ростом, т.е. в работе в режиме стартапа. Участие группы школьников в стартапах является необычным форматом: большинство high-tech проектов развиваются небольшими командами профессионалов и с соблюдением коммерческой тайны. Мы спланировали с Ивановской школой  формат такого  сотрудничества, в котором соблюдаются интересы той и другой  стороны, и каждая сторона при этом остается в выигрыше. Результаты нашего сотрудничества, а они заключались ранее в чтении лекций перед Ивановскими школьниками, уже увенчался успехом. Один из выпускников заинтересовался нанатехнологиями и поступил в наш институт, где с успехом обучается…

Генеральный директор ООО «Морречпорт», член управляющего совета школы Игнатьев А.С.  уже участвовал во многих проектах Ивановской школы.  Он один из первых попечителей школы, продолжает помогать ей все последние двадцать лет.  Он осуществлял уже многие программы с великим путешественником Федором Конюховым.  На круглом столе Алексей Сергеевич  озвучил новый проект под названием  «Школа путешественников Федора Конюхова в Ивановской школе».

- Мы с Владимиром Сергеевичем и Федором Филипповичем уже встречались и обсуждали перспективы работы такого клуба и вот после вчерашней встречи с путешественником  мы заключаем соглашение о сотрудничестве, уже в августе клуб начнет свою  работу. За основу мы берем эскиз программы, которую Конюхов осуществляет в одной из школ Белоруссии.

 В рамках круглого стола были заключены  соглашения о намерениях сотрудничества и о совместных проектах.  Еще один проект  представлял генеральный директор ООО «Стройдеталь» Нагиев А.Х., занимающийся  строительством  40 лет, приехал на круглый стол так же со своим проектом.  Он начнет осуществляться уже в ближайшие два месяца, сейчас в школе готовится производственная база. Азиф Хасанович готов помочь, чтобы все желающие  ребята начали работать уже с первого сентября.

И еще один интересный проект был обсужден на круглом столе с самым перспективным сельскохозяйственным предприятием Ярославской области «Вощажниково».  Предприятие на столе представлял управляющий комплекса  №2 Исаханов О.Е. А договор о сотрудничестве накануне был обсужден с Генеральным директором объединения Неглядом С.В.

_DSC0113.jpg

В завершении участники круглого стола  приняли резолюцию, в которой отмечено множество обозначенных выше проблем, но главный пункт ее нацелен именно на сохранение этой уникальной школы.


Поделиться:

Короткая ссылка на новость: http://ivan4.ru/~6jnjd



Чтобы оставить комментарий, вам необходимо