В России сокращают заочное высшее образование

Поделиться:
28.07.2016

ливанов.png


С нового учебного года — с 1 сентября — в российских вузах отменят заочное образование по целому ряду направлений. Пока это экономика, юриспруденция, менеджмент, государственное и муниципальное управление.


Разумеется, данный шаг представители Рособрнадзора и Минобра объясняют благими намерениями. «Я уверен, что эта мера позволит повысить качество образования, а во-вторых, серьезно подорвет экономическую основу у псевдовузов», — заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в эфире телеканала «Россия».

Дмитрий Ливанов поддержал данную инициативу обеими руками, отметив, что «дисциплины общепрофессионального цикла, специальные дисциплины и практическая часть обучения не могут быть обеспечены ни в заочном, ни в дистанционном режиме».

Вероятно, министр образования опирается на свой собственный, возможно, негативный опыт: в 2003 году он получил диплом по специализации «Гражданское право» после заочного обучения в Московской юридической академии.

Как бы то ни было, отмена заочного обучения по вышеуказанным специальностям вызвала бурю негодования у многих специалистов. «Любые ограничения возможностей — это плохо. Многие могут только на заочном учиться. Работающие люди останутся без возможностей получить диплом.

Тем более, сейчас кризис, и необходимость получения образования, в отличие от советского времени, у людей возникает не обязательно сразу после школы, есть другие периоды жизненные, когда они уже стоят на ногах и не могут обучаться очно», — считает старший преподаватель кафедры социологии ТвГУ Юлия Монахова.

© wikimedia.org

Благими намерениями

Борьбу с заочниками представители госорганов затеяли ради повышения уровня образования. Действительно, знания сегодняшних выпускников частенько оставляют желать лучшего. «Подумаю, какой я инженер, и к врачу идти боюсь», — этот бородатый анекдот сегодня актуален как никогда.

Первым этапом войны Минобрнауки с нерадивыми студентами и липовыми дипломами стало массовое закрытие псевдовузов, где обучение проводилось формально. Люди поступали в «лавки по продаже дипломов» не знаний ради, а лишь для получения вожделенной бумажки о высшем образовании. Двадцатого мая Дмитрий Ливанов с гордостью заявил, что «работа по ликвидации некачественных вузов почти завершена».

«Мы все эти некачественные вузы убрали из системы образования, они больше не могут заниматься этой деятельностью», — лукавя, заявил министр образования. Действительно, количество «филиалов филиалов» серьезно проредили, однако многие псевдовузы продолжают свою деятельность и поныне.

Рособрнадзор пытается оспаривать их деятельность, но почему-то безуспешно. Например, уже 23 года здравствует Современная гуманитарная академия (СГА), имеющая 104 филиала в России.

Очное обучение там выглядит так: собираются студенты в аудитории, им включают телевизор, и по телевизору профессор им читает лекцию. Уровень образования у них… если под плинтусом сильно покопать, он будет где-то там. При всем при этом у них есть аспирантура. Я всем этим проникся особенно, когда на черновики разобрал пару диссертаций по философии. Это уровень скачанных из Сети рефератов первого курса ПТУ, рассказал «Ридусу» на условиях анонимности 
знакомый с деятельностью СГА собеседник.
© wikimedia.org

После «почти завершенной борьбы» с псевдовузами наступил черед заочников. Реформаторов не останавливает даже мнение многих экспертов о том, что дело вовсе не в форме обучения.

«Низкое качество образования никак не связано с заочной формой обучения. Дело в том, что низкое качество обусловлено рядом факторов. Например, один из них — это борьба вузов за количество студентов, это один из показателей эффективности вуза.

Если вуз заинтересован в сохранении любым способом того количества студентов, которое поступило, то нет никаких возможностей заставить студента учиться, так как он понимает, что отчислить его могут только в самом крайнем случае», — говорит Юлия Монахова.

«Поголовье» студентов определяет количество преподавательских ставок, которые финансируются Минобром. «Минус 13 студентов равно минус одна ставка, и нас буквально заставляют выпускать абсолютно всех: десять неуспевающих отчислили, одну ставку преподавателя потеряли: кто-то должен идти на улицу», — объясняет детали завкафедры психологии МОУ «Институт Верхневолжья» Ирина Морозова.

Вам шашечки, или ехать?

О том, что заочная форма обучения вполне способна давать хороший уровень знаний, говорят многие специалисты.

«Любой работодатель, выбирая между опытным соискателем без авторитетного диплома и выпускником наимоднейшего вуза, скорее всего, предпочтет первого. Можно долгие годы изучать теорию, в 22 года закончить вуз, потом еще лет 5−7 нарабатывать практику, и к 30 годам получится замечательный специалист», — объясняет свою точку зрения главный редактор «Ридуса» Андрей Гулютин, по первому образованию «юрист-заочник».

Заочное образование, по его словам, дает возможность приобрести те же навыки, но уже годам к 23−25, «оно создает условия для роста опытных молодых специалистов, что особенно важно как раз-таки в сфере правоведения».

Кроме того, заочное образование позволяет повышать квалификацию без отрыва от производства, — отмечает Андрей Гулютин. — Допустим, получить офицерское звание и соответствующую должность в правоохранительных органах можно и со средним специальным образованием. Однако среднее образование не позволит далеко шагнуть по карьерной лестнице. При этом известно немало случаев, когда офицер со средним образованием шел учиться на заочное отделение и дорастал потом, скажем, до полковника.

«Как теперь будет решаться данный вопрос — неясно», — заключил Гулютин.

© wikimedia.org

Такое мнение подтверждают и представители Федеральной палаты адвокатов. В частности, вице-президент ФПА Светлана Володина утверждает, что выпускники-заочники не только не уступают своим «очным» коллегам, но даже, напротив, зачастую овладевают профессией с куда большей мотивацией, совмещая учебу с работой по специальности.

В рядах таких мотивированных заочников — председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, завкафедрой МГЮА имени Кутафина Анатолий Кучерена и полпред правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский.

Семья, нет средств, человеку приходится работать, и что, он сразу второго сорта, изгой? Мы должны дать возможность любому человеку развиться. А вдруг он станет завтра вторым Менделеевым, Ломоносовым, а мы ему учиться не дадим? Это же будет колоссальная потеря, прокомментировал «Ридусу» реформу 
директор Института экономики и менеджмента 
РХТУ имени Менделеева Евгений Хачатуров.

Свято место пусто не бывает

Стоит отметить, что, несмотря на отмену заочного обучения по ряду специальностей, у россиян остается возможность получить вожделенный диплом с помощью дистанционного обучения.

«Место российских высших учебных заведений на этом рынке гарантированно займут вузы США и Великобритании, которые сегодня активно развивают технологии заочного обучения и предлагают студентам РФ программы на русском языке через интернет», — считает политолог Алексей Мухин.

«Вместо того чтобы развивать возможности для получения гражданами образования, госорганы идут по легкому запретительному пути, что вызывает непонимание и подозрения в том, что некоторые представители госвласти просто пытаются облегчить себе жизнь. Они „борются“ с некачественным образованием уже давно, но идут по легкому пути. Запретить любые формы образования, чтобы бороться с некачественным, это путь в никуда», — объяснил политолог.

© wikimedia.org
Нужно учитывать международный опыт обучения, в том числе дистанционного. Тем более, Дмитрий Ливанов как раз пытается внедрить западные формы обучения в систему российского образования очень интенсивно. Здесь ему надо либо трусики надеть, либо крестик снять.объяснил Алексей Мухин свое видение процесса.

«Нельзя сочетать либеральный подход в очном и вечернем образовании и авторитарный в заочной форме обучения. Заочная форма обучения в России существует достаточно давно и имеет определенные традиции, полностью отказаться от этого опыта означает сделать несчастными значительное число российских граждан», — подчеркнул политолог.

Кроме того, он отметил, что, возможно, экономисты, юристы и госуправленцы — это лишь начало. Вполне вероятно, что в будущем заочную форму обучения отменят и по другим специальностям. «Запреты всегда порождают запреты, это просто убивает отрасль. Ампутируют вместо того, чтобы лечить», — подчеркнул Алексей Мухин.



Источник


Поделиться:

Короткая ссылка на новость: http://ivan4.ru/~a21Al



Чтобы оставить комментарий, вам необходимо