Дети и подростки - новые клиенты банков.

Поделиться:
09.11.2015
дети.png


В последние несколько лет стало очевидно, что введение платежных карт, безналичной оплаты обедов и завтраков, уроки финансовой грамотности в школах - это системная работа по созданию новых клиентов банка - наших детей.

За любой купленный в школе ребенком здоровый пирожок или нездоровый батончик, банк и платежная система получают процент за финансовую операцию. Учитывая, что в России 28 миллионов детей и две трети из них - школьники, то получаем довольно большую свежую клиентскую базу, которая ежедневно будет производить финансовые операции - покупать свои батончики, обеды и пр. и которую можно продолжать обрабатывать и дальше.

Все это, безусловно, прикрывается разными словами  - "борьба с коррупцией", "в школах не должно быть наличных денег", "вы отслеживаете все покупки ребенка он-лайн". Тем не менее это, прежде всего, 20 миллионов новых детей-клиентов, которых с детства приучают к полностью безналичной жизни по банковской карте, где, помимо всего прочего, хранятся все персональные данные ребенка и его семьи.

Материал, который мы публикуем ниже, демонстрирует, что финансовая активность детей и подростков - это предмет особого интереса некоторых структур. Нас также заинтересовал аспект того, что внимание уделяется тому, как родители учат детей тратить деньги и сколько денег выдают.

В России проведено первое социологическое исследование проблем финансовой грамотности детей и подростков.

Большинство родителей не привлекают своих детей к вопросам планирования семейного бюджета и не обсуждают с ними вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами. Поэтому знания детей и подростков в сфере грамотного распоряжения личными финансами находятся на низком уровне, что в результате может привести к рисковому поведению и снижению благосостояния в старшем возрасте.

Исследование финансовой грамотности детей и подростков в России, а также факторов, оказывающих наибольшее влияние на их финансовое поведение, впервые было проведено Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) при генеральном партнерстве MasterCard и поддержке Некоммерческого партнерства развития финансового рынка РТС, Ассоциации российских банков и международной организации Child and Youth Finance International.

Скачать полную версию отчета

Опрос родителей, проведенный в апреле — мае 2015 года, показал, что только 8% из них ведут детальный учет доходов и расходов семьи. Большинство (77%) вообще не ведут бюджет и не привлекают (73%) своих детей к вопросам, связанным с семейным бюджетом.

Три четверти подростков в возрасте от 14 до 17 лет имеют собственные денежные средства, но только 16% родителей интересуются мнением младших членов семьи по тем или иным финансовым вопросам. При этом мальчики чаще девочек отмечают наличие собственных денег – 81% против 70% соответственно.

Поскольку очень часто подростки исключены из процесса финансового планирования семьи, формируется модель поведения, при которой они предпочитают тратить, а не копить. Как показало исследование, более половины подростков тратят все или почти все деньги на текущие нужды (57%).

Как детям, так и подросткам не хватает знаний в области кредитования: они имеют лишь смутное представление о том, как выдаются данные продукты, не различают поставщиков услуг, например, банки или микрофинансовые организации. Банки, по мнению детей и подростков, отвечают за выдачу займов и хранение денежных средств.

Невысока осведомленность о сберегательных продуктах. Дети в возрасте до 12 лет затрудняются дать им определение, равно как и некоторые подростки младшего возраста (от 12 до 14 лет). Только в старшей возрастной группе участники исследования смогли объяснить, что такое «вклад» или «сберегательная книжка», однако затруднились объяснить, что такое «депозит».

Дети младшего возраста (до 12 лет) и некоторые подростки (от 12 до 14 лет) практически не знают о том, что такое страхование. Функцию этой услуги они сводят к починке имущества, пострадавшего из-за несчастного случая. Инвестиционные продукты также практически незнакомы участникам исследования, подростки из старшей возрастной группы смогли охарактеризовать данное понятие только через ассоциации с вложениями в бизнес.

Инициативное исследование проведено НАФИ в апреле-мае 2015 года:

  1. Репрезентативный всероссийский опрос родителей детей старше 4 лет. Опрошено 1600 человек в 40 регионах.
  2. Оn-line опрос детей и подростков, опрошено 200 человек в возрасте от 14 до 17 лет в городах с населением более 1 млн., 500 тыс., 250 тыс. жителей.
  3. Фокус-группы с детьми и подростками, 6 групп разных по трем возрастным группам (7-11 лет, 12-14 лет и 15-17 лет)

Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ: «Именно родители формируют и развивают личность человека. Семья для детей выступает важнейшей средой передачи опыта и формирования знаний, в том числе, в финансовых вопросах. Сегодня уровень финансовой грамотности взрослого населения Российской Федерации можно охарактеризовать как низкий. Дети и подростки находятся в наибольшей зоне риска, так как их родители в большинстве своем не могут передать им основы финансово грамотного поведения, из-за отсутствия достаточного опыта в этой области».

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Выделяете ли Вы своим детям деньги на карманные расходы?», в % от всех опрошенных родителей и по федеральным округам

Все опрошенныеЦентраль-ный ФОСеверо-Западный ФОЮжный ФОСеверо-Кавказский ФИПриволжск-ий ФОУральский ФОСибирский ФОДальневос-точный ФО
Да, регулярно333544302937262627
Да, иногда292719435016531627
Нет383737272147215847

Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «Обсуждаете ли Вы со своим ребенком/детьми вопросы, связанные с деньгами финансами и экономикой?», в % от всех опрошенных родителей и по федеральным округам

Все опрошенныеЦентраль-ный ФОСеверо-Западный ФОЮжный ФОСеверо-Кавказский ФИПриволжск-ий ФОУральский ФОСибирский ФОДальневос-точный ФО
Да, регулярно211430303814161927
Да, иногда323422303826532327
Нет475248402560325847

Таблица № 3. Распределение ответов на вопрос: «Вы сами или кто-то в Вашей семье ведет письменный учет доходов и расходов семьи? Какой из способов ближе всего описывает практику, принятую у Вас (в Вашей семье)?», в % от всех опрошенных родителей

Да, учет ведется, фиксируются все поступления и все расходы8
Да, учет ведется, но не все поступления и расходы фиксируются15
Нет, не ведется, но в целом известно, сколько денег поступил55
Нет, учет не ведется, и не известно, сколько денег поступило16
Затрудняюсь ответить7

Таблица № 4. Распределение ответов на вопрос: «Привлекаете ли Вы своих детей к учету доходов и расходов/планированию семейного бюджета?» в % от всех опрошенных родителей и по федеральным округам

Все опрошенныеОпрошенные в Москве
Да, рассказываем, держим в курсе, но не спрашиваем мнения ре126
Да, привлекаем и спрашиваем его мнение, советуемся1626
Нет, не привлекаем7369

дети.jpg


Источник


Поделиться:

Короткая ссылка на новость: http://ivan4.ru/~ra5w9



Чтобы оставить комментарий, вам необходимо