Как британцы изучают недовольства российских граждан

Поделиться:
14.05.2015
cropped-uofl4.jpg

Британские мозговые центры мониторят состояние российского общества и разрабатывают пути управления социальным напряжением.

В конце апреля в Высшей школе экономики в Москве прошел научный семинар по теме реформ и разгосударствления социальной сферы в России "Социальные права, управление и государство в постсоветском пространстве". Основным докладчиком семинара являлась англичанка Элеонор Байндмен, сотрудник Лондонского университета.

На фоне крайне радикальных и сомнительных реформ в сфере медицины, образования и социальной защиты внимание редакции "Иван Чай" привлек тот факт, что Лондонский университет занимается изучением и управлением претензий и ожиданий российских граждан. 

Есть все основания полагать, что это происходит неслучайно: информация подобного рода анализируется и идет на разработку дестабилизации ситуации в России. Учитывая традиционный недостаток внимания наших властей к чувствительным социальным вопросам, но выходящим за пределы темы зарплат, пособий, пенсий и пр., стоит отметить, что наши противники, наоборот, ведут четкий мониторинг уровня недовольства населения по тонким вопросам социалки.

В частности, их интересует повышение уровня гражданского недовольства российских граждан в результате несоответствия уровня ожиданий социальной помощи от государства.

К категории социальных прав относятся такие права: право на жилье, право на социальное обеспечение, пособия, право на социальную и медицинскую помощь, охрану здоровья, право на образование.

Главная тема доклада Элеонор Байндмен - передача государственных функций социальной защиты населения России в частные руки, хронология процесса, основные характеристики.




Элеонор рассказала, что ведет в Лондонском университете трехлетний проект по исследованию социальных прав граждан России и Украины. Заданный после доклада вопрос главреда "Иван Чай", почему госпожу Байндмен интересуют именно Россия и Украина, неужели в Великобритании все вопросы уже решены, госпожа Байндмен ответила, что якобы ей просто интересна Россия.

В России продолжает сохраняться ситуация, когда социальное обеспечение людям гораздо важнее разнообразных гражданских прав и свобод, - таким было начало доклада.

Элеонор Байндмен хорошо знает русский язык, даже слишком хорошо. Она объясняет это тем, что раньше работала в Москве в сфере прав человека и была сотрудником международной правозащитной организации HUMAN RIGHT WATCH. Теперь работа Элеонор - изучение системы благополучия (wellfare system) в России, изучение процесса передачи государственной социальной сферы в РФ в руки неправительственных организаций. И самое главное - Байндмен изучает то, как управлять этим процессом.

Э.Байндмен отметила высокий уровень социального обеспечения в СССР, но необоснованно назвала качество этих услуг невысоким. В СССР все социальные услуги и право на их бесплатное получение были прописаны в Конституции. И в нынешней Конституции, России, отметила Элеонор, содержится определение, что РФ - это социальное государство, что люди имеют право на социальную поддержку государства.

Социальная защита населения в постсоветской России уже прошла три этапа:

1. несогласуемая либерализация
2. либерализация, встречающая сопротивление
3. либерализация, согласованная с элитами

В настоящий момент, после провала политики монетизации, обязанности по соцобеспечению делегированы регионам, ликвидированы многие субсидии и льготы, внедряется рыночный механизм. Но внедрение в 2005-2006 социальных нацпроектов, начало выплат материнского капитала обозначили переход к 4 фазе - рецентрализации, то есть сосредоточения социальной сферы в руках государства.

Из доклада Байндмен становится ясна крайне противоречивая и опасная внутренним конфликтом схема настоящего момента.

С одной стороны, Президент подтверждает четкий курс государства на оказание социальной помощи людям. Его позиция в том, что государство должно обеспечить социальное благополучие населения.

А с другой стороны, в его декабрьском Послании Федеральному собранию содержатся пассажи, подтверждающие передачу социальных услуг в руки частного бизнеса и НКО, аутсорсинг соцуслуг, мол, обычным людям должно быть все равно, кто оказывает услуги, важен стандарт качества этих услуг. В этих пассажах Послания видится узнаваемый подход Минтруда, тесно сотрудничающего с МВФ. Известно, что в подготовке Послания Президента участвуют разные министерства.

Но передача социальных услуг в частные руки противоречит политике рецентрализации, также обозначенной Президентом. 

По выводам Счетной палаты ясно, что, например, год оптимизации в медицине просто привел к росту платных услуг за 2014 год на 24%, на 2.2% увеличилась смертность в больницах. 

Что касается проводимой оптимизации системы социальной защиты, то предполагаются такие же увольнения и сокращения числа социальных работников. Одновременно повсюду говорится о необходимости оказания социальных услуг семье и детям якобы с целью профилактики социального сиротства. Если сил, времени и функционала соцработников на помощь не хватает сейчас, то что будет после сокращения? Семье также придет помогать частный бизнес? Простите, но во что в конечном итоге выливается эта "помощь" мы уже знаем на примере ювенальных западных систем.

В докладе Элеонор Байндмен есть данные о том, что граждане РФ по-прежнему сохраняют завышенные ожидания социальной защиты и помощи именно от государства. 

Очевидно, что продолжает расти разница между риторикой и реальной поддержкой. Опросы Байндмен показывают, что население считает очень важной социальную помощь государства и считает, что президент должен работать больше над этим вопросом, сосредоточиться на улучшении качества жизни граждан.

В этой связи очевидно, что пока не поздно,  власти стоит последовать примеру сотрудников англосаксонских мозговых центров и обратить внимание на растущее напряжение внутри общества в связи с проводимыми реформами и оптимизациями социальной защиты, медицины, образования, убрать факторы дестабилизации. Заявленные цели оптимизаций и реформ довольно быстро показали свою несостоятельность и, судя по цифрам Счетной палаты, привели к обратным результатам. 

Совершенно очевидно, что наше общество не готово к коммерциализации социальных услуг, образования, медицины.

Следует помнить, что всегда есть тот, кто готов вовремя поднести спичку и разжечь пламя недовольства. И увы, ни наличие новейших танков, ни армия, ни наличие ядерного оружия в такие моменты не срабатывают, как мы уже это видели на примере развала Советского Союза и многих других стран. Руководство СССР даже не допускало мысли, что страну можно пошатнуть. Но факторы, способные расшатать население, были вовремя и умело найдены и использованы, печальные плоды чего мы и пожинаем уже больше 20 лет.


Леонид Мкржицкий


Поделиться:

Короткая ссылка на новость: http://ivan4.ru/~mTqgy



Чтобы оставить комментарий, вам необходимо