«Любой прогноз технологического развития — как позитивный, так и самый негативный, вполне может стать реальностью»

Поделиться:
17.05.2017

Марина Эфендиева

 01.jpg

К какому будущему приведет нас развитие технологий?

«Будущее не определено. Нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». Сложно спорить со старым добрым Кайлом Ризом из нетленки Джеймса Кэмерона про восстание машин. Сценарии, по которым будет развиваться жизнь человечества через десятки и даже сотни лет, создаются прямо сейчас, на наших глазах, нашими руками.

Сегодня мы учим машины думать, пишем свою историю в интернете, делимся самым ценным в социальных сетях. Сложные аналитические системы просеивают огромные массивы данных, чтобы сделать о нас некие выводы. С каждым днем информации о людях в сети становится все больше, личной жизни, скрытой от чужих глаз — все меньше. Куда нас это приведет через сотню лет и стоит ли бояться такого будущего?

Данные — новая нефть

Тема «больших», или просто интересных для анализа данных, звучит сегодня чуть ли не из каждого утюга. Вопрос «зачем?» собирать и обрабатывать данные уже не стоит — на многочисленных конференциях обсуждается «как?»: как получать самые ценные данные, как эффективно их обрабатывать, как надежно хранить. Плюс «где?» — где еще их можно использовать?

Сегодня данные являются ценным товаром. Скажем, чем больше о своих пользователях знает та или иная интернет-площадка, тем более эффективно она работает на рекламодателей, а значит — тем больше зарабатывает. Знаете ли вы, к примеру, что крупнейшая в мире социальная сеть Facebook анализирует собственных пользователей по 98 параметрам?

В материале The Washington Post, посвященном этой теме, рассказывается о существующих сегодня возможностях таргетирования — то есть, выбора аудитории для показа рекламы по определенным параметрам. Поверьте, глобальной соцсети известно о вас многое, очень многое. Почему вам показывают ту или иную рекламу? Значение имеют такие параметры, как ваш пол, возраст, место обитания, состав семьи. Сколько раз в год вы путешествуете? Какие у вас политические взгляды? Когда вы в последний раз меняли машину? Конечно, никто не продает всю эту информацию в виде досье в папке с фото. Эти данные просто есть в «цифре», они анализируются «машинами» в обезличенном виде, рекламодателю гарантируется попадание в цель.

02.jpg

Через несколько десятков лет планетой Земля будут править коммерческие конгломераты и корпорации-монополии, убежден руководитель департамента глобальных социальных медиа «Лаборатории Касперского» Евгений Черешнев. «Уже сегодня подавляющее большинство данных принадлежат нескольким компаниям. Microsoft, Apple, Google, Amazon и Facebook знают о нас больше, чем мы сами. Они способны предсказывать деятельность людей и в недалеком будущем смогут предсказывать действия целых стран и континентов. Ведь «кто владеет информацией – владеет миром», — помните? Так вот, никто бо́льшим объемом информации не владеет» — напоминает эксперт.

Конкурировать с компаниями, контролирующими данные, станет практически невозможно – любая бизнес-модель ими может быть не просто отрепетирована в течение короткого срока времени, но и улучшена до абсолютного золотого стандарта эффективности — благодаря имеющемуся запасу данных и умению с ними работать.

«Данные – это новая нефть. Многие этого пока еще не поняли. Например, некоторые государства. Такие режимы будут падать. Если вы в этом сомневаетесь, скажу, что уже сейчас такие компании, как Apple или Google вполне могут позволить себе купить небольшую страну. В прямом смысле. И в ближайшие 50-100 лет смогут позволить себе куда больше», — убежден Евгений Черешнев.

Умные сети

Большие надежды и еще бо́льшие опасения технологические эксперты связывают с искусственным интеллектом и способными к самостоятельному обучению нейронными сетями.

Нейросети — один из методов машинного обучения, составная часть искусственного интеллекта. Существуют целые классы алгоритмов нейросетей: сверточные, рекурентные, рекурсивные и другие, а их применение зависит от конкретных задач. Основное отличие нейронных сетей от других технологий классического машинного обучения в том, что для них не нужно подбирать признаки — то есть, не нужно проводить эксперименты с различными наборами признаков и отбором лучших признаков, объясняют в компании ABBYY. При использовании нейронных сетей признаки отбираются автоматически. Нейросети обучаются на «сырых» данных, например, при анализе изображений на вход можно подавать просто информацию о цветах точек изображения — все сложные обобщения сети делают сами.

Сфер применения нейросетей довольно много: они отлично справляются с анализом текстовых, аудио и визуальных данных. Нейронные сети применяются и для генерации текстов, и в вопросно-ответных системах.

Заместитель директора по разработке технологий компании ABBYY Татьяна Даниэлян: «Несмотря на то, что многие сегодняшние варианты применения могут показаться развлечением, важно осознавать, что именно такой подход полностью меняет принцип работы с данными и делает их обработку в разы быстрее и качественнее».

Например, Google использует нейросети для синтаксического анализа и улучшения работы собственного голосового поиска. Другой пример — чатботы, генерирующие тексты на основе нейронных сетей. Есть множество систем для создания несложных заметок или статей. В ABBYY экспериментируют с нейронными сетями для распознавания и анализа текстов.

«Область нейросетей начали исследовать еще в середине 20-го века, а к концу прошлого столетия эти алгоритмы уже хорошенько изучили. Для их полноценной работы тогда не хватало вычислительных мощностей. Правда уже в 2006 году нашелся выход, для работы алгоритмов нейронных сетей начали использовать графические процессоры, что позволило обучать нейронные сети лучше и быстрее. В итоге мы видим результат – масса примеров их использования в самых разных задачах», — рассказала Татьяна Даниелян.

Сейчас нейросети используются в различных приложениях, обрабатывающих фото, аудио и текстовые данные, в робототехнике, беспилотных автомобилях и самолетах. Совсем скоро их можно будет применять для того, чтобы сделать жизнь человека не только проще, но и безопаснее: для прогнозирования природных и техногенных катастроф, в медицинской диагностике и в прочих сферах.

Еще один сценарий, который казался абсолютной фантастикой еще в недалеком прошлом, через несколько десятков лет может стать вполне реальным: самообучающиеся системы, построенные на нейросетях, смогут практически «читать» мысли людей, предсказывать наше поведение.

03.jpg

В принципе, этот вариант развития событий Джордж Оруэлл описал в романе «1984». Впрочем, скорее всего, «читать» наши мысли машины все-таки не научатся. Но угадывать паттерны поведения они начинают уже сейчас. К чему это может привести?

«Рано или поздно люди осознают наступление цифрового рабства и поднимут бунт. К сожалению, это — вполне реальный сценарий», — убежден Евгений Черешнев.

Позитивный взгляд

Большие данные, их анализ и обработка при помощи «умных» алгоритмов, всего лишь помогают людям и системам, построенным людьми, быстрее учиться и эффективнее решать задачи, подчеркивает архитектор технических решений для интернета вещей компании Intel Михаил Цветков.

«Технологии машинного обучения — один из элементов инструментария, помогающего человеку заниматься осмыслением мира, в котором он живет. Инструментарий информационных технологий крайне важен и необходим. Если смотреть глобально, все сводится к тому, что мы пытаемся построить подробную,  максимально точную модель нашего мира. Пытаемся сделать ее более совершенной, чтобы принимать правильные решения, чтобы исключить — ну, или уменьшить — неприятные неожиданности. Сделать так, чтобы у всех были возможности получить доступ к благам цивилизации», — рассуждает Михаил Цветков.

Что такое 100 лет? В ближайшем будущем — время жизни одного лишь поколения людей. Активная фаза революции информационных технологий в нынешнем виде продолжается всего 50 лет. За это время изменилось многое — если взглянуть на произошедшие изменения, становится очевидно, в лучшую сторону изменилась жизнь людей или в худшую.

За последние 50 лет мир изменился очень сильно. «Всего 20 лет назад мобильный телефон был чем-то из разряда мало кому доступных вещей. Сейчас же многие боятся выйти без мобильного из дома. Я помню дискуссии на тему пользы или вреда мобильной связи, дискуссии о том, как она влияет на социум, об угрозах здоровью. Однако сейчас, по прошествии этих лет, очевидно, что без мобильной связи современный мир был бы совсем другим. Если копнуть чуть дальше — можно посмотреть на историю развития телевидения. Сколько было тревоги о том, что телевидение убьет театр, кинематограф, непоправимо изменит общество. Прошли годы — и катастрофы не случилось, — если, конечно, постараться смотреть на вещи объективно», — говорит Михаил Цветков.

Эволюция технологий продолжится и ускорится, человеческое общество по природе своей стремится к развитию во всех плоскостях.

Михаил Цветков: «Как показывает история, все попытки двигаться в обратном направлении к успеху не привели. Поэтому технологическое развитие общества, я в этом глубоко убежден, будет в ближайшие 100 лет развиваться поступательно, стремиться вперед».

Что это принесет каждому человеку и нашему обществу в целом? Эксперт полагает, что в большинстве случаев это окажет огромный положительный эффект в каждой из ключевых областей, влияющих на нашу жизнь.

Жизнь как сервис

Одним из основных изменений, с которым сегодня трудно смириться, в будущем станет образ распределения благ и прав на собственность, владение чем бы то ни было. Уже сегодня заметен тренд миграции с «pay and own forever» (плати и владей всегда) на модель подписки на что бы то ни было.

Например, современные музыкальные сервисы предлагают нам не покупать треки и альбомы, а просто перейти на ежемесячную или ежегодную подписку на доступ к медиатекам. В развитых странах вроде США автомобиль давно уже не модно покупать – люди добровольно предпочитают «машину-как-сервис» — определенный ежемесячный платеж дает право ездить на определенной марке машины с обязательной заменой «устаревшего» авто на новый каждые 2-3 года. Даже привычные продукты, такие как, например, Adobe Photoshop и Microsoft Office, которые ранее всегда продавались в коробках, теперь продаются по подписке.

В будущем это приведет к эволюции «модели потребления» жизни в целом, уверен Евгений Черешнев: «Наши потомки через 100 лет будут пользоваться сервисом под названием «Жизнь как сервис»: одежда, доступ к уровням сложности книг и знаний, к статистике, к данным — особенно к данным, к жилью, теплу, энергии, определенному классу еды — натуральной и полезной против фастфуда, медицинское сопровождение и право на биотические импланты и усовершенствования, будет определяться месячной «подпиской на жизнь». Грубо говоря, вместо владения чем-то общество перейдет на модель пользования и постоянного обновления».

Информация тоже станет товаром, а еще большей ценностью, доступной немногим, может стать приватность. Сведения о каждом из нас, пусть пока в обезличенном виде, уже есть в сети, у страховых служб, у рекламных агентств. В более «совершенном» технологическом мире вся личная информация: о перемещениях в пространстве, возрасте, семейном положении, образовании, социальном статусе и связях, достатке и тратах, здоровье и физическом состоянии, предпочтениях — будет «открытой» для тех, кто ею владеет и хочет ее использовать для продажи нам сервисов (или для других целей).

«Право на приватность останется у единиц, и стоить это будет очень дорого», — считает Евгений Черешнев.

Вместе с системами сбора информации разрабатываются и новые технологии ее сокрытия. Можно ли будет «стереть» следы своего пребывания в сети, «уничтожить» свою «цифровую личность», воспользовавшись специальной программой? Вероятно — да, ведь такими изысканиями уже сейчас занимаются специалисты в засекреченных подразделениях все тех же продвинутых интернет-компаний.

Человеку будущего станет доступно даже бессмертие — оно станет возможным в формате слияния человека с компьютером. Свою память и модели поведения можно будет «закачать» в интернет и жить вечно в виде машины.

04.jpg

Проблема в том, что с текущим подходом к персональным данным, все люди, которые захотят обрести подобное бессмертие, по факту обязаны будут отдавать копию себя компаниям, вроде Facebook — все свои воспоминания, поведенческие паттерны и так далее. Зато бессмертие будет бесплатным — в обмен на свободу.

Все есть яд, все лекарство

Предсказать будущее на 100 лет сложно. Однако абсолютно точно, технологии будут развиваться, если им не помешают обстоятельства непреодолимой силы. Будут меняться и эволюционировать интерфейсы взаимодействия человека и компьютерных систем. Можно ожидать появления «смешанной реальности» — интеграции виртуального и реального пространств. В отличие от Евгения Черешнева, Михаил Цветков не верит, что возможно полное «слияние» человека с компьютером.

«Думаю, можно говорить скорее о расширении возможностей человека в информационной среде. На мой взгляд, все равно останется пространство реальности физической, настоящей, а какие-то вещи перейдут в виртуальную реальность. Правильнее все-таки говорить о комбинации технологий и жизни, чем о полном поглощении одного другим», — подчеркнул Михаил Цветков.

Большой вопрос и с тем, что мы сегодня называем «персональными данными» и «приватностью». Один из возможных сценариев — общедоступность данных, законодательное закрепление права каждого человека на доступ к нужной информации — как общедоступность воздуха, воды и прочих базовых ресурсов; второй аспект этого же сценария — разумные законодательные ограничения по владению и использованию данных. К балансу между этими двумя аспектами человечество должно прийти из соображений здравого смысла. Иначе воплотится сценарий с гигантскими корпорациями, которые получат доступ ко всему и ко всем, смогут вторгаться в наши сны и предсказывать наши попытки сбежать от них в леса. К слову, леса, вероятно, тоже сильно видоизменятся, хоть и не исчезнут совсем — но это уже совсем другая история.

«Точно спрогнозировать, кому будут доступны данные и как их можно будет использовать, на сегодняшний день сложно. Скорее всего, изменится и восприятие, и терминологическая основа для принятия законов о персональной информации и частной жизни. Понятие «персональные данные» будет эволюционировать. Это может выглядеть совершенно не так, как мы сегодня это представляем», — считает Михаил Цветков.

Впрочем, и самые пугающие сценарии имеют шансы воплотиться в жизнь, предостерегает Евгений Черешнев: «Люди постоянно предрекают крах человечества — от наших предков и до наших дней то и дело появляются прогнозы «конца света». А мы всё живы. Наверное, прав был Парацельс: «Все есть яд, все есть лекарство». Однако сейчас появляется высокий уровень непредсказуемости и волатильности — по сути, такого не было никогда в истории человечества. То есть, любой прогноз технологического развития — как позитивный, так и самый негативный, вполне может стать реальностью».

 ИСТОЧНИК


Поделиться:

Короткая ссылка на новость: https://ivan4.ru/~ltKpm



 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Загрузить изображение
 


Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»

Сумма: 

Выберите удобный способ пожертвования: