Гнезда гнева
Вся Украина стала «зоной повышенной террористической опасности». Блокпост на въезде в Киев
Будущее Украины зависит от исхода политической битвы двух сил - «ястребов» и «голубей», пишет из Киева специально для «Мира и Политики» собкор российского «Коммерсанта» Янина Соколовская.
Украинские власти объявили Киев зоной повышенной террористической угрозы. На всех восьми въездах в город установлены бетонные блокпосты, усиленные снайперами. Тут обыскивают автотранспорт, пассажиров и водителей. Так пытаются перекрыть приток в город боеприпасов, которые наводнили «черный рынок». Купить гранату за 10 долларов или «калаш» за 500 сейчас – не проблема. Раньше их из зоны АТО присылали по почте, посылками. Контейнерами шло то, что в трофейном порядке изымали из домов «сепаров». Но теперь этот поток обрубили, искателей трофеев назвали мародерами. Только донбасцы по-прежнему именуются «сепарами», а не гражданами Украины, терпящими военную беду в якобы мирное время.
Кто в Киеве дядька?
Вопрос «Кто сейчас Украиной правит?» стал в Киеве основным. По словам киевского эксперта Дмитрия Джангирова, страна, стиснутая в поле интересов Запада и Востока, превращается в разрушенный Донецкий аэропорт, переходящий из рук в руки, но не имеющий смысла и шансов стать новомодным инфраструктурным объектом.
Сейчас многие киевские эксперты говорят о том, что каждым своим действием Киев отдаляется от мирного урегулирования и ухудшает собственное положение. Возникает вопрос: чем руководствуются его правители, избранные на волне майданного отчаяния?
Ответ проясняется событиями начала февраля: правительство Украины запретило гражданам России въезд в страну по внутренним паспортам, а их детям – по свидетельствам о рождении. Въезд будет разрешен только по заграндокументам.
Инициатор этого решения премьер Арсений Яценюк доволен. Не зря же он - представитель Народного фронта, «партии войны» и «группы ястребов». Граждане теперь должны поверить, что президент Петр Порошенко воспримет эти решения с голубиным терпением борца за мир. Хотя внешнеполитическая сфера остается прерогативой президента и без его согласия тут нота не пролетит.
Но украинский мир, разделенный на черное и белое, «ястребов» и «голубей» таких нюансов не терпит. Потому, по официальной версии, премьер, а не президент виновен в том, что отменены многие пункты Соглашения о безвизовых поездках граждан Украины и РФ. Это Яценюк сказал, что Соглашение устарело и не соответствует стандартам Европы. Той самой, которая отменила пограничные пункты между странами ЕС и сделала незаметным переезд из одной страны в другую.
Украинцам эти обычаи – не указ. Они готовы отгородиться от мира «стеной Яценюка», которая будет стеной бюджетного плача и замурованных денег, а не стратегическим объектом.
Ко вкапыванию и растворению бюджетных средств власти привыкли. Но что делать гражданам, у которых, в силу экономических реалий, нет денег на оформление загранпаспортов? Сколько этих граждан? Точную цифру мне компетентные структуры не смогли назвать, но сообщили, что у каждого третьего украинца есть близкие родственники в РФ. Обязательные загранпаспорта станут для многих семей обрывом связей, но не усилят безопасность Украины.
«Мне тяжело представить, что боевиков, едущих на Донбасс, не снабдят нужными документами. Зато легко рисуется образ российского бюджетника, который должен был приехать на Украину на свадьбу или крестины, но не смог это сделать. Причем – даже при наличии заранее купленного билета - закон вступает в силу с 1 марта», - говорит украинский политолог Михаил Погребинский.
Он размышляет о том, что к «паспортному шагу» в Киеве готовились давно. Признали Россию страной-агрессором, месяцами составляли в МИД документ об остановке действия Соглашения о безвизовости, делали агрессивные заявления и бросали валуны в российский «огород». «На вопрос: «Зачем?» есть только один ответ: чтобы спровоцировать Россию на симметричные шаги, чтобы добиться ограничения ею въезда для украинцев», - считает Михаил Погребинский.
Он поясняет: Москва сделала то, что не понравилось Киеву: разрешила украинцам, в том числе призывного возраста, въезжать в Россию по внутренним паспортам с правом 90-дневного пребывания. Так РФ позволила многим гражданам Украины уклониться от поднятых Петром Порошенко волн мобилизации, во время которых 200 тысяч человек должны отправиться на «гибридную войну».
Эту российскую помеху можно ликвидировать только одним путем - провокацией, на которую Москва должна отреагировать. Но в России на это пока не поддались: обещают ассиметричный ответ. И ударит он не по людям, а по предприятиям, по крупному и среднему бизнесу, по украинским мясопереработчикам и производителям молочной продукции. Дело может дойти до «святого» - до кондитерской продукции, то есть, до президентского «Рошена». Под этими ударами погибнут «Южмаш» и завод им. Антонова. А кроме них - производители труб большого диаметра, ставшие бизнесом украинских олигархов.
«Страну ждет деиндустриализация. И все это ради того, чтоб оттолкнуться от России и двинуться в ЕС, где Украину с ее товарами никто не ждет и не готовится дать ей деньги для перехода на стандарты ЕС», - говорит социолог Евгений Копатько.
Данные проводимых его компанией опросов фиксируют раздвоение украинских личностей: 60% граждан выступают за активизацию АТО, при этом 70% -- за решение проблемы мирным путем. «У людей наступает плюрализм в головах – хуже, чем во времена горбачевской перестройки. Они находятся в глубочайшем стрессе, а война и неуспешные действия властей усугубляют его», - говорит Евгений. Он соглашается с тем, что нынешняя война выгодна украинским властям, которые «военным кризисом прикрывают экономический». Неуспешность их действий станет видна каждому, как только война закончится, - подчеркивает социолог.
Его дополняет военный эксперт Игорь Левченко. По мнению Левченко, война на Донбассе приносит украинской власти не только политические, но и финансовые дивиденды. «Объявленная в стране борьба с коррупцией и люстрация – это фикции. Закупки вооружений – это всегда повод для откатов, и чиновники решают, что они положат в карман при той или иной закупке», - рассказывает Левченко, долго проработавший в Министерстве обороны Украины.
Вольным – воля?
«Мир меня ловил, но не поймал», - эта фраза украинского философа Григория Сковороды стала определяющей для многих украинцев. Часть из них жила по принципу «моя хата с краю», часть была по-казачьи вольна в выборе места жизни и работы. Теперь же эти права и свободы ликвидированы новыми волнами мобилизации. Мужчины от 18 до 60 лет, а также военнообязанные женщины не могут перемещаться далее, чем по территории двух областей. Для выезда за их пределы либо за границу нужно получить справку из военкомата. Такое решение инициировали депутаты. Таким образом они создали дополнительное поле для славной украинской коррупции.
Знаменитая украинская веротерпимость также подходит к финалу. Украинскую православную церковь Московского Патриархата, самую крупную, объединившую 90% христиан страны, пытаются объявить захватнической и «отжать» у нее и Киево-Печерскую Лавру, и другие храмы. «Правильной церковью» сейчас называют раскольническую УПЦ Киевского Патриархата. Ее патриарх Филарет, рожденный на Донбассе, за время боев ни разу не был на своей малой Родине, зато в проповедях провозгласил курс на НАТО и назвал Россию агрессором.
Собственно, кто сейчас в украинском церковном мире хозяин, стало понятно во время недавнего марша «Я – Волноваха», на котором мулла шел рядом с раввином, католики рядом с православными, а право возглавить это шествие власти доверили главе неканоничной УПЦ КП Филарету.
«Так они сделали свой выбор. Мол, даже церковь у нас теперь против России. Но люди помнят, что Петр Порошенко – дьякон УПЦ Московского Патриархата, знают, что его кондитерский бизнес связан с Россией. И, судя по безуспешности действий Порошенко, третьего майдана ему не избежать», -- говорят многие киевские эксперты.
Иностранный «десант»
Во время войны на Донбассе «котлами» становятся не только Иловайск и Дебальцево. В котел превращается вся Украина, и кипеть в нем начинают новые «ингредиенты». В украинскую власть «вбрасываются» внешние управляющие. Ее министерствами финансов и экономики руководят бывшие граждане США и ЕС, Минздрав, Минюст и МВД контролируются представителями Грузии, и сейчас их полку должно прибыть. Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили претендует на роль директора Национального антикоррупционного бюро Украины. Он подал заявку на участие в конкурсе.
Оформив заявку, Михаил Саакашвили сообщил, что фронт борьбы за свободу Грузии проходит сегодня по Украине. И коррупция -- это не меньший враг для страны, чем войска и танки. Михаил Саакашвили пообещал, что его программа будет основана на успешном грузинском опыте с использованием международных связей, а главной его задачей станет возвращение Украине арестованных за рубежом активов команды экс-президента Украины Виктора Януковича.
Источники в администрации президента Украины говорят, что в случае победы в конкурсе, Михаилу Саакашвили придется принять украинское гражданство, что официальным Киевом «приветствуется». От кандидата ждут воплощения на Украине опыта грузинских реформ по преодолению коррупции. Также источник не считает критическим присутствие в украинской власти нескольких представителей Грузии. «Мы вынуждены привлекать иностранных специалистов. Мы бы взяли их в России, но теперь парламент признал ее страной-агрессором», - говорит источник в администрации президента Украины.
Он считает, что это решение депутатов – чистый популизм, ничего за собой не влекущий, и дань требованиям народа. «На ход боевых действий признание России агрессором не влияет», - говорит представитель администрации.
«Айдар» и военная тайна
«Мы вышли на майдан, мы воюем в зоне АТО, потому что «семья» Януковича попыталась купить всю Украину, и мы выступили против этого. Но сейчас мы наблюдаем, как новая власть действует по тому же «семейному» принципу, - говорит мне боец известного украинского батальона «Айдар», протестующий с боевыми братьями под зданием украинского правительства. Его батальон не в первый раз хотят расформировать – за неподчинение приказам, за то, что отказался сдать ДНР тепловую электростанцию (ТЭС) в городе Счастье, которую батальон обороняет «по приказу страны» долгие месяцы. «Теперь, согласно высоким договоренностям, ТЭС должна отойти ДНР. Выходит, мои братья гибли зря», - возмущается боец.
Таких как он – с полтысячи, и властям нечего им сказать. Бойцов пытаются задобрить, провели их комбата в депутаты, но это не помогло – люди хотят знать, за что они воюют и за какую Родину гибнут.
Второй задаваемый ими вопрос уже озвучен в начале этого текста: кто правит Украиной? На него есть два часто повторяемых ответа: США через Арсения Яценюка и ЕС через Петра Порошенко. Известно также, что президент Украины еженедельно общается с руководством РФ, но война от этого не прекращается. Петр Порошенко, обещавший во время президентских выборов свернуть войну за две недели, оказался неспособным это сделать.
Разделение Порошенко и Яценюка на «партию мира» и «партию войны», на «голубей» и «ястребов» становится все более условным. Президент, объявивший траур по людям, погибшим в автобусе под Волновахой, отказался помянуть тех, кого взорвали на транспортной остановке в Донецке. Так он дал понять, кого он считает украинскими гражданами, а кого - нет.
Долгими и мучительными усилиями от поезда под названием «Украина» отцепили вагоны, мешавшие его движению в Евросоюз. Крым ушел бескровно. От Донбасса отгородились колючей проволокой, как когда-то обещала парламенту пламенная Юлия Тимошенко. Да и сам маршрут поезда изменили – если раньше он следовал по пути Киев - Москва и отправлялся с киевского вокзала под «Прощание славянки», то теперь рельсы для него прокладывают на Запад, где встречать его некому. В этом, пожалуй, и заключается главная украинская тайна. Вопрос остается в том, сможет ли украинский первый Петр уподобиться российскому Петру Первому. Хотя «Прощание славянки» здесь, безусловно, будет актуальным.
Янина Соколовская
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»