О.Смолин: «Дети хотят аттестат, студенты - диплом престижного вуза. Знаний не хочет никто»
Интерес к знаниям, как к ценности, катастрофически упал.
Согласно опросу портала Superjob 64% респондентов считает, что сейчас образование в школе хуже, чем было 10 лет назад.
Почти столько же (63%) отметили, что школа не дает достаточное количество полезных практических навыков и умений.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин комментирует полученные данные.
Каждое учебное заведение ежегодно сдает триста отчетов
- Надо понять, в чем причины падения качества образования и в старшей школе, и в вузе. Я думаю, есть некоторое количество проблем, которые и сказываются на качестве системы образования.
Первое - это финансирование. Мы по-прежнему остаемся страной, которая занимает предпоследнее место среди развитых по доле расходов на образование. Мало того, в период кризиса ассигнования у нас сокращаются, хотя мировая практика требует прямо противоположного.
Увеличение финансирования необходимо потому, что молодежь нужно занимать, а не выбрасывать на улицу в безработном состоянии. Лучшее занятие - это как раз учеба. И к тому же, когда экономический рост восстановится, то уже будет подготовленный работник, который еще и подхлестнет темп роста.
Четверть выпускников не смогла решить задачу для второго класса!
Следующая позиция - школьная программа. Чем больше переусложнены школьные учебники, тем меньше остаточные знания.
Меня поразили результаты ЕГЭ по математике. Задача звучала так: поезд из пункта «А» выходит в 10 часов, пребывает в пункт «Б» в 12 часов следующего дня, причем оба пункта находятся в одном часовом поясе. Вопрос: сколько часов поезд был в пути.
Четверть школьников одиннадцатого класса задачу не решили! Но это же задача второго класса. Я не могу себе представить, чтобы кто-то из моих одноклассников в школе для незрячих ребят не смог бы такое решить.
В современной школе объявлен «компетентностный подход», то есть вместо знаний нужно давать умения и навыки. Но большинство родителей недовольны слабой практической направленностью образования, а уровень знаний падает.
В результате нет ни того, ни другого. Очевидно, что практическая направленность должна базироваться на фундаменте знаний.
Наконец, в целом падает интерес к знаниям, как к ценности. Дети хотят аттестат, студенты хотят диплом престижного вуза, но не знания.
Мы предлагаем восстановить образовательный канал
Что же делать? Уровень финансирования поднять, образование дебюрократизировать, и пусть чиновники, которым нужна информация, снимают ее с сайтов учебных заведений. Накануне учебного года надо проводить одну комплексную проверку, и все, а сейчас по 2-3 месяца уходит на такие проверки.
Объем содержания стандартов образования по ряду предметов надо уменьшить, но добиться того, чтобы он осваивался. Учебники, кстати, сейчас написаны сложным языком, их надо упростить.
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»