СМИ Польши высмеяли высказывание главы МИД об Освенциме. Они напомнили ему, что на Белорусском фронте были не только белорусы
Министр инсотранных дел Польши Гжегош Схетына. Фото: Slawomir Kaminski/ Reuters
Реакция россиян на высказывание главы МИД Польши Гжегожа Схетыны о том, что концлагерь Аушвиц-Биркенау освободили украинцы, не осталась незамеченной в Польше. Журналисты шутят, президент и премьер пытаются объясниться, а сам министр считает, что все сделал правильно.
Напомним, что в среду министр, историк по образованию, сказал в интервью радиостанции Polskie radio: "А, может, лучше сказать, что это был 1-й Украинский фронт, и это украинцы освобождали, потому что в тот январский день они там были и они открывали ворота концлагеря?" У журналиста, который вел беседу, сложилось впечатление, что Гжегож Схетына пытается таким образом "выкрутиться из ситуации", которая сложилась в связи с отсутствием официального приглашения для президента России на мероприятия, посвященные 70-летию освобождения "лагеря уничтожения". И в основном в Польше поначалу не обратили внимания на эту реплику министра. Гром грянул на следующий день после интервью, когда стало известно, какую реакцию эти слова вызвали в России.
Эта тема стала одной из центральных в польских СМИ. Издание Dziennik публикует открытое письмо Мариуша Новика под заголовком "10 срочных советов для Гжегожа Схетыны". "Уважаемый пан министр. Я глубоко уверен, что ваше неудачное высказывание о том, что концлагерь Аушвиц освобождали украинцы, является следствием досадной оговорки. Чтобы вы могли в следующий раз избежать подобных ошибок и последующих дипломатических скандалов, я позволил себе подготовить специальную шпаргалку. Мне будет очень приятно, если вы пожелаете ее распечатать и носить в кармане по европейским салонам", - пишет автор.
Среди этих десяти срочных советов есть такие: "Белорусский фронт. Тут нужно соблюдать большую осторожность. В составе 1-го Белорусского фронта сражалась 1-я Армия Войска Польского, а некоторые утверждают - да вы и сами наверняка видели этот сериал по телевизору, - что также четыре танкиста и Шарик. Если вы отправитесь с официальным визитом в Минск, лучше, пожалуйста, избегайте благодарностей за освобождение Польши белорусскими солдатами".
"Красная армия не носила красных мундиров, так же как Красное море не красного цвета. Хотя нельзя не согласиться с тем, что Черное море ночью действительно черное. Если зайдет разговор о Красной армии, всегда можно уверенно сказать, что она несла красное знамя. Такая метафора сойдет". "Христофор Колумб не является президентом Колумбии". "Индейцы - это не жители Индии". И так далее.
Тем временем сам глава МИД Польши отнюдь не сожалеет о допущенной им ошибке. Отвечая на вопросы различных СМИ, что именно он имел в виду, говоря, что это украинцы освобождали концлагерь Аушвиц-Биркенау, Гжегож Схетына сообщил: "Солдаты Красной армии были разных национальностей. Там были русские, украинцы, белорусы, казахи, также представители народов Средней Азии, были все, и об этом нужно говорить. Это не было антироссийское высказывание, но высказывание, описывающее правду и историческую действительность тех времен, поэтому я не совсем понимаю эту нервную реакцию". В другом интервью министр сообщил, что "первый танк, который разбивал ворота Аушвица, вел украинец Игорь Гаврилович Побирченко". Таким образом, министр, очевидно, сделал вид, что он не понимает, что именно возмутило россиян. Зато это понял президент Польши Бронислав Коморовский. Он призвал избегать политических споров вокруг годовщины освобождения Аушвице и подчеркнул: "Мы знаем и помним, что наиболее многочисленной группой солдат, которые действовали в этом районе Малопольского воеводства, освобождали Аушвиц, были русские. И это нужно уважать". По его словам, "сохранение памяти о том, что не только русские были солдатами первого украинского фронта, что там было очень много других народов, в том числе, наверное, прежде всего, о том, что самой многочисленной группой после россиян были украинцы - это дело нынешних российских властей".
Пришлось высказаться на эту тему и премьер-министру Польши Еве Копач. Отвечая на вопросы журналистов, она сказала, что у нее не сложилось впечатления, что "министр иностранных дел, историк, хотел приуменьшить роль не только русских, но и каких-либо других национальностей в победоносной борьбе с нацистами". По ее мнению, Гжегож Схетына прекрасно знает историю и просто в какой-то момент сократил свою мысль.
Ариадна Рокоссовская
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»