В храме Звенигорода нашли фрагменты фрески которая может принадлежать кисти Андрея Рублева
26.08.2015

Фрески, которые могут принадлежать кисти Андрея Рублева, этим летом были найдены в Успенском соборе в Звенигороде. Их удалось обнаружить в ходе реставрационных работ.
Преподобный Андрей Рублев был одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. Этот инок посвятил свою жизнь созданию прекрасных шедевров - икон и фресок, посредством которых для молящихся приоткрывалось бы окно в духовный мир.
Наиболее известное миру творение преподобного - знаменитая фреска "Троица", являющаяся памятником ЮНЕСКО. Успенский собор города Звенигорода – один из наиболее известных из сохранившихся памятников архитектуры Московской Руси рубежа XIV-XV столетий. Времени, которое называют эпохой Андрея Рублева.
До последнего времени собор входил в число малоизученных культурных объектов. В 1950 годы его тщательно и добросовестно исследовал архитектор Борис Огнев, однако он не имел возможности установить леса, провести зондажи и археологические раскопки.
В последние несколько лет сотрудники Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) в ходе работы с памятником совершили ряд открытий, принципиальных для истории древнерусского искусства.
Например, доказано, что апсиды и глава собора завершались рядом миниатюрных каменных кокошников - ранее такой прием был известен лишь на домонгольских памятниках Владимира. Собор знаменит не только высочайшим уровнем своей архитектуры, но и фресками. Фрагменты древней росписи на столбах и в барабане храма были расчищены в 1960-е годы.
Этим летом совершено еще одно открытие - исчезнувшие более двух веков назад древние росписи на сводах храма, в приличном объеме и неплохой сохранности. Они явились после удаления кирпичных арок, которыми в начале XIX века были подперты обветшавшие своды.
Под ними-то и скрывался условный Рублев - авторство его росписей пока подтверждается лишь косвенно, по датировке. На четырех арках, перекинутых между столбами храма, читаются остатки фресковых композиций - в центре круг с шестикрылым серафимом, по сторонам - расположенные головами к нему фигуры святых.
Хорошо видны крылья серафимов, прочие фрагменты довольно ровного серого цвета, лишь по графьям (процарапанным в штукатурке контурам фигур) читаются нимбы, либо фрагменты одежд, либо стоящие на горах ноги.
Архитектор-реставратор Георгий Евдокимов рассказал, что обнаружить такую фреску - необыкновенная удача:
"Поверьте, для Рублева это очень приличный внешний вид, и главное, понятна композиция всех росписей. Ну и потом, их же еще не чистили - фрески, раскрытые в советские годы, на старых фото имеют не яркий, но совершенно очевидный цвет, а сейчас они такие же серые из-за того, что в храме жгли дешевые парафиновые свечи. Сейчас и свечи другие, и технологии - реставраторы живописи займутся находками в следующем году, когда мы пыльные работы закончим".
Источник
Короткая ссылка на новость: https://ivan4.ru/~G8wkA
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»