Валерий Филимонов. О встрече Патриарха Кирилла с Папой Римским. 13.02.2016г
Здравствуйте, дорогие отцы, братья и сестры!
У микрофона Валерий Павлович Филимонов, русский православный писатель.
Мир дому вашему. И хотелось бы еще раз пожелать вам действительно того мира Христова, о котором пели ангелы в ночь Рождества Христова. Однако мир сей, лежащий во зле, к сожалению, не желает слышать эту ангельскую песнь. И события, которые происходят в мире сем, принимают все более и более апокалиптический характер.
Как правильно сказал митрополит Одесский и Измаильский Агафангел на восьмом Всемирном Русском Народном Соборе еще в 2004 году:
«Все события, происходящие сегодня в мире имеют причины духовные, а последствия апокалиптические».
Вот это мы сегодня и наблюдаем. Наши передачи, которые вы слушаете в субботу и воскресенье, и последующие их повторы, записываются накануне, но в четверг, поэтому зачастую в пятницу, предстоящую субботе, происходят весьма важные события в различных сферах жизни общества.
И вот в прошлую пятницу, уже после того, как я записал свою передачу, появилось сообщение о встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском, которая назначена на 12 февраля. Вот опять я записываю эту встречу в четверг 11 февраля, а на следующий день будет происходить это событие на Кубе, в течение двух часов будут происходить переговоры Патриарха Кирилла и Папы Франциска.
Но сначала я хочу вернуться к событиям, связанным с проведением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2016 года, который состоялся 2-3 февраля в Зале церковных соборов кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве.
На заключительном пленарном заседании после обсуждения и внесения ряда поправок были приняты послания Архиерейского Собора к клиру, монашествующим мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви, постановление Архиерейского Собора и определение Архиерейского Собора об общецерковном прославлении ряда месточтимых святых.
Вот что сказано в послании, выборочно я зачитываю:
«В настоящее время готовится Всеправославный Собор, в котором будут участвовать епископы всех общепризнанных автокефальных православных церквей. Его открытие намечено на Крите в этом году в день Святой Пятидесятницы. Архиереям, которые будут представлять Русскую Православную Церковь на Всеправославном Соборе, предстоит, неукоснительно следуя истине Христовой и сообразуясь с неповрежденным святоотеческим Преданием, на протяжении более тысячи лет хранимым нашей Церковью, вместе с представителями других Поместных Церквей дать ответы на вопросы, стоящие перед всей полнотой Православия.
Свидетельством неразрывной связи между Церковью Небесной и земной является состоявшаяся на нынешнем Архиерейском Соборе канонизация архиепископа Богучарского Серафима Соболева, который совершал свое архипастырское служение в Болгарии, где и окончил свой земной путь.
Этот угодник Божий явил пример праведного жития, горячей и нелицемерной любви к пастве и был прославлен Господом уже при жизни благодатными дарованиями, а после блаженной кончины – чудотворениями.
Убедительно, сильно и ярко звучат слова святителя о необходимости твердо хранить православную веру:
«Существенная сторона Церкви, – писал святитель Серафим, – состоит в неизменности ее догматического и нравственно-канонического учения, которое исходит от Самого Бога, Господа нашего Иисуса Христа. В этой неизменности учения Православной Церкви, в том, что она в полной чистоте сохранила апостольскую веру, состоит ее главное и существенное отличие от всех других христианских исповеданий». И теперь переходим к постановлениям Архиерейского Собора, тоже я частично тут зачитаю. Итак:
«1. Освященный Архиерейский Собор одобряет позицию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21-28 января 2016 года.
2. Архиерейский Собор с удовлетворением отмечает, что в проекты документов Всеправославного Собора внесены необходимые изменения и дополнения согласно предложениям Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.
3. Члены Архиерейского Собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви».
Вот, дорогие братья и сестры, такие есть у нас на сегодняшний день свидетельства. Ну, а теперь приведу выписку из проекта документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Этот документ принят Архиерейским Собором Православной Церкви 2016 года. Итак, цитирую:
«1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, твердо верит, что занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире.
…
4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Православная Церковь всегда трудилась ради восстановления единства христиан.
5. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за восстановление единства христиан, имеют целью поиск утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов.
6. Православная Церковь констатирует существование в истории других, не находящихся в общении с ней, христианских церквей и конфессий. Исходя из богословских и пастырских соображений, она благожелательно и положительно смотрела на диалог с различным и христианскими церквами и конфессиями и на участие в экуменическом движении новейших времен вообще».
Вот такие, дорогие мои слушатели, слова были приняты на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2016 года.
Складывается такое ощущение, что, скорее всего, в подавляющем большинстве своем архиереи, как это и бывало и ранее, вообще-то даже не знакомились с теми документами, у них не было возможности их прочитать заранее, которые, в конце концов, были приняты, будем говорить, в результате единогласного голосования. Вот такое ощущение.
Читали они или не читали, но как я говорил в прошлой передаче, прославив святителя Серафима Соболева, который, кстати, был учеником священномученика Философа Орнатского, о котором, вы знаете, мною написана книга «Крестом отверзается небо» – еще в студенческие годы будущий святитель Серафим подвязался под духовным руководством отца Философа – и, прославив святителя Серафима Соболева, Русская Православная Церковь практически отвергла его учение.
А это учение было засвидетельствовано на Всеправославном Совещании в Москве в 1948 году.
Я напомню только кратко, буквально заключительную часть этого слова. Оно большое, оно будет у нас опубликовано в нашем Вестнике «На страже Православия», который мы сейчас готовим, поэтому я процитирую только маленький кусочек этого замечательного слова, которое называется «Нужно ли Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?»
Итак, цитирую: «Не будем участвовать в экуменических конференциях. Надо нам как можно дальше быть от экуменического движения. Последнее, не надеясь, что Русская Церковь сразу вступит в ряды его настоящих членов, высказывает пожелание, чтобы ее представители присутствовали на Амстердамской конференции не как ее члены, а в качестве наблюдателей от своей Церкви.
Но не следует и таким присутствием накладывать даже малейшего пятна на великую нашу Русскую Церковь, ибо присутствие ее представителей в еретическом и масонском обществе, хотя бы в качестве наблюдателей, будет в известной мере иметь характер общения с таким обществом.
Между тем и к нашей Русской Церкви вполне применимы слова апостола Павла: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 25-27).
Поэтому не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами Священного Писания: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6, 14-15). «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1, 1)…»
Вот, дорогие мои слушатели, истинно святоотеческий подход к проблемам, связанным с вступлением Русской Церкви в экуменическое движение.
И вот сейчас, после того, как Архиерейский Собор одобрил участие Русской Церкви в экуменическом движении, безусловно, нет никаких препятствий для встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском.
И вот мы действительно дожили до момента, когда происходит такое событие, как встреча Патриарха с Папой. Причем интересно, что в большинстве средств массовой информации и дезинформации весьма сильно расхваливается это событие.
Кто только не рассказал о том, как это будет здорово, как это наконец-то произойдет и декларируемая цель встречи – наверное, для совсем наивных, то есть это спасение христиан на Ближнем Востоке, которые подвергаются гонениям от террористов Исламского Государства, от террористов ИГИЛ. И цель встречи – призвать всех мировых политических лидеров к тому, чтобы они устранили это действительно тяжелое явление.
Но, прежде всего, мы должны понимать, что это явное знамение времени.
И поэтому я сегодня хочу зачитать слова святых отцов наших, великих святых отцов Русской Православной Церкви, которые не знали таких понятий, как христианские церкви, ведь как это ни печально, но на Архиерейском Соборе 2016 года действительно говорилось о том, что существуют еще и иные христианские церкви, или инославные конфессии.
Святые отцы не знали таких понятий, как какие-то другие христианские церкви или инославные конфессии, а ересь всегда называлась ересью, а ее последователи – еретиками.
И к великой нашей боли и печали ныне забыты многие слова богоносных подвижников, поэтому я хочу напомнить вам эти слова. И начну со слова святителя Игнатия о невозможности спасения иноверцев и еретиков, которое будет опубликовано также в нашем новом Вестнике «На страже Православия», но здесь я зачитаю только небольшую цитату.
Итак, цитирую богоносного святителя Игнатия Брянчанинова, внимайте. Это он пишет письмо одному из своих почитателей:
«Вы говорите, еретики – те же христиане. Достойно горького рыдания зрелище: христиане, не знающие в чем состоит христианство! Еретики – те же христиане. Откуда вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе по крайнему невежеству своему, решится признать себя таким же христианином, как еретики, а святую веру христианскую не отличит от богохульной ереси!
Иначе рассуждают об этом истинные христиане. Многочисленные сонмы святых приняли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении.
Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, находится в общении с дьяволом и его погибелью.
Ересь – грех ума. Ересь – более грех дьявольский, нежели человеческий; она – дщерь дьявола, его изобретение, нечестие, близкое к идодолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь – злочестием.
В идолопоклонстве дьявол принимает себе божескую честь от ослепленных человеков, ересию он делает слепотствующих человеков участниками своего главного греха – богохульства. Кто прочитает с вниманием «Деяния Соборов», тот легко убедится, что характер еретиков вполне сатанинский.
Он увидит их ужасное лицемерие, непомерную гордость, увидит характер еретиков, увидит поведение, составленное из непрерывной лжи, увидит, что они преданы различным низким страстям, увидит, что они, когда имеют возможность, решаются на все ужаснейшие преступления и злодеяния. В особенности замечательно их непримиримая ненависть к чадам истинной Православной Церкви, и жажда крови их».
Преподобный Амвросий Оптинский:
«Весьма ошибочно рассуждают к католикам благосклонные, которые думают, во-первых, что по отпадении западных от Православия в Соборной Церкви будто бы чего-то не достает. Ущерб сей заменен давно премудрым промыслом Божиим, основанием на севере Православной Церкви Русской.
Во-вторых, будто бы ради прежнего старейшинства и ради численности Римской Церкви Православная Церковь имеет потребность в соединении с оной. Но есть суд человеческий, и есть суд Божий. Апостол Павел ясно говорит: «кое общение свету ко тьме?» (2 Кор. 6, 14)
То есть, что свет истины Христовой с тьмою еретичества никогда совмещаться не может. Католики же своей ереси оставить не хотят, и упорствуют, как свидетельствуют о них, на деле исполняющиеся столько столетий, слова святителя Василия Великого: «Истины они не знают, и знать не желают. С теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь». Благосклонные к католикам должны рассуждать о сказанном в псалмах: «возненавидех церковь лукавнующих» (Пс. 25, 5)».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Сколько погрешностей величайших, гибельных для душ человеческих, выдумала папская церковь – в догматах, обрядах, в канонических правилах, в богослужении, в злобных отношениях католиков к православным, в хулах и клеветах на Православную Церковь, в ругательствах, обращенных к Православной Церкви и к православным христианам!
И во всем этом виноват непогрешимый якобы папа.
Ненависть к Православию, фанатизм и преследование православных, убийства проходят красною нитью через все века жизни католичества. От плодов их познаете их.
У католиков глава Церкви собственно не Христос, а папа, и католики о папе ревнуют, а не о Христе, за папу воюют, а не за Христа, и их ревность по вере переходит всегда в фанатизм страстный, человеконенавистный, остервенелый, фанатизм крови, меча и костров, непримиримости, двоедушия, лжи, хитрости». Это слова святаго праведного отца нашего Иоанна Кронштадского.
Ну, и, в конце концов, мы должны помнить и слово Божие. Вот как говорит святой апостол Павел в послании к Титу:
«Еретика после первого и второго вразумления отвращайся» (Тит. 3, 10).
И сейчас, поскольку мы говорим о такой встрече, как принято говорить, на высшем уровне, то неплохо вспомнить и слова истинного адаманта веры двадцатого столетия архиепископа Аверкия Таушева:
«Забывают многие в наше время, что Церковь не какое-либо земное, человеческое учреждение, а учреждение Божественное, высочайшее назначение которого есть спасение душ в жизнь вечную, что в ней не место какой-либо «политике» или «дипломатии» и не допустимо кривить душой, попирая совесть во имя каких бы то ни было чисто земных целей, хотя бы и прикрывались они ложно фальшивыми лозунгами «мира всего мира», «всеобщего блага» и даже мнимой «христианской любви».
Вся эта современная фальшь и шумиха и увлечение какой-то «высшей политикой» и «тайной дипломатией», к чему усиленно теперь привлекаются не только рядовые, но и высшие служители Церкви, ставят себе задачей не что иное, как подготовку будущего мирового владычества антихриста, который должен возглавить единую, объединенную из всех религий мира лжецерковь и единое всемирное объединенное из всех национальностей государство.
И лгут на Истину все «экуменисты» и всякого рода «объединители», стремящиеся соединить несоединимое: Правду с беззаконием, Свет со тьмою, Христа с велиаром, верного с неверным. Необходимо помнить и знать: не может Истинная Церковь Христова вступать в содружество или сотрудничество с врагами Христовыми!»
И вот, дорогие мои слушатели, действительно, о каких совместных действиях с врагами Православия может идти речь?
Вот опять повторю, что декларируемая цель этой встречи: спасение гонимых христиан на Ближнем Востоке.
Но уже несколько лет западная коалиция и вот уже полгода Россия пытаются укротить этих бесноватых ИГИЛовцев и пока ничего у них не получается.
Помогут ли какие-то призывы, совместные призывы Папы и Патриарха к урегулированию ситуации на Ближнем Востоке? ИГИЛ уже как раковая опухоль распространяется по многим странам и никакие увещевания со стороны политических или религиозных деятелей на это сборище беснующихся, потерявших всякое человеческое обличье людей – их уже людьми нельзя назвать, даже зверьми нельзя назвать – не помогут. Это уже понятно, это уже на 100% понятно. Что потом скажут наши лидеры? Эта встреча, прежде всего, как я говорю, носит характер знамени времени, символический характер. Что такое для светских и малоцерковных людей явление на всех телеканалах мира этих двух религиозных лидеров? То есть подается сигнал, что православие и католицизм – это нечто эквивалентное, и православный Патриарх, Святейший Патриарх, и лицо, олицетворяющее латинскую ересь, ставятся на один уровень, ведь Папа для нас даже не мирянин, а еретик. Вот ведь в чем дело. И мы прекрасно знаем главную цель папистов: стремление распространить на Россию свое господство. Это прекрасно понимали все русские люди, еще с древних времен от святого благоверного и великого князя Александра Невского. И вот это стремление папистов всегда совпадало со стремлением Запада покорить Россию, уничтожить Святую Русь, о чем свидетельствует тысячелетний исторический опыт. Давайте посмотрим: вот они крестоносцы, псы-рыцари, те самые, которые, Слава Богу, были разбиты, и не один раз: и на Неве, и на Чудском озере. Польско-литовские захватчики – это что, не католики были? Прусское воинство, шведы, ливонцы, Наполеон, ну, и далее, англо-французская коалиция в Крымской кампании, войска Вильгельма Второго в Первую мировую, австро-венгры, Антанта, белофинны, немецко-фашистские захватчики – что это такое? Это либо католики, либо производные от католиков. Эти протестанты, лютеране, англикане и прочие еретики. И вот все они, все они в числе тех, кто посягал на землю русскую в течение последнего тысячелетия. Их теперь, правда, называют западными партнерами, но у них их менталитет никак не изменился, так же, как он не изменился и у папистов. Еще раз напомню слова архиепископа Аверкия: «Слуги сатаны или, что одно и то же, слуги грядущего антихриста пользуются духовной слепотой большинства современных людей и упрямо и настойчиво делают свое дело с поистине сатанинской энергией. И специальными усилиями, и всеми доступными способами, с помощью тех средств, которые попали под их контроль, они привлекают к себе последователей, которые сознательно или бессознательно, желая того или не желая, сотрудничают с ними, создавая в мире условия и обстоятельства, подходящие для очень близкого пришествия антихриста, как владыки всего мира и господина всего человечества.
Мы должны отдавать ясный себе отчет, в какое время мы живем, ибо только духовно-слепой или уже продавший свою душу врагам нашей святой веры и Церкви может не ощущать во всем, что сейчас происходит в мире, дыхание приближающегося антихриста.
Все, что происходит сейчас на высших уровнях религиозной, общественной жизни, в правительствах – это не что иное, как деятельная подготовка слуг приближающегося антихриста к его будущему царствованию, эта работа делается в такой же мере «христианами», как и нехристианами». Вот это было сказано в конце 60-х – начале 70-х годов, вот каким был прозорливцем великий подвижник веры и благочестия XX века архиепископ Аверкий Таушев.
И вот сегодня мы, к сожалению, наблюдаем такое явление.
И ведь что такое встреча Святейшего Патриарха и Римского Папы? По сути, это официальное признание Римо-Католической Церкви церковью-сестрой и мы должны понимать, что подписание некоей декларации тоже накладывает на Русско-Православную Церковь определенные обязательства.
И те подписи, которые будут стоять под этой декларацией, говорят об очень и очень многом. Вот я сейчас вам зачитаю официальный титул Римского понтифика: «Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви…».
Обратите внимание: верховный первосвященник Вселенской Церкви. «…великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих».
Вот такое звание, в котором, наверное, самое важное – это «первосвященник Вселенской Церкви». Но мы помним, какие были первосвященники во времена Христа. Вот он от них ничем и не отличается. Так вот подпись Святейшего Патриарха под этим документом ни много ни мало может означать, что он официально признал папский титул, а значит и его статус как верховного первосвященника Вселенской Церкви. Вот такие можно делать выводы.
Мы прекрасно помним, что великие святые отцы называли экуменизм ересью. Это и из последних, Иустин Попович, и тот же святитель Серафим Соболев. И сама эта встреча, которая действительно будет якобы способствовать уменьшению гонения на христиан, безусловно, она кем-то спрограммирована.
Вот мы смотрим, что Папа уже благожелательно относится к содомитам, Папа ничего не сделал для христиан в Европе. Запрещают носить кресты. Когда вышли французы миллионами против содомитского закона, поддержал ли их Папа?
А он говорит: «А кто я такой? Я человек толерантный, я не могу осуждать гомосексуалистов».
Кто-нибудь из католических кардиналов возвысил свой голос против этого беззакония, против Евросодома? И опять же мы видим, как он постоянно лжет, когда говорит, что греко-католики на Украине ему не подчиняются.
Вот те самые униаты, которые громят православные храмы и обители, убивают священнослужителей и мирян украинской Православной Церкви, участвовали в Майдане и сейчас благословляют убийц-карателей в Донбассе и на Луганщине. Безусловно, не может быть мира между Христом и велиаром.
И поэтому, конечно, великую тревогу, как принято сегодня говорить в церковных кругах, великую тревогу и озабоченность вызывают последние заявления митрополита Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, митрополита и члена Священного Синода. Вот что он говорит о католиках:
«Мы до конца не преодолели те препятствия, которые нас разделяли. Главное препятствие, которое остается на пути реального взаимопонимания, это тема унии – она у нас остается».
И вот очень загадочные слова. Что такое реальное взаимопонимание? И что такое препятствия, которые их разделяли? А какое может быть взаимопонимание с папством?
Действительно, странный вопрос, это говорит иерарх Православной Церкви. И далее: «У нас накопились и некоторые разногласия в богословии». Ничего себе, «накопились некоторые разногласия»!
Я уж не буду говорить там про филиокве, непорочное зачатие и все прочее – это все еретические буквально положения. И сегодня, как сказал Иларион, эти различия не препятствовали христианам до XI века сознавать себя Единой Церковью.
Но мы-то знаем, как в общении с Истинной Православной Церковью должны приниматься еретики: после искреннего покаяния, анафемы, анафематствования ереси и миропомазания. Это все хорошо описано у святых отцов. Какое может быть единое христианство? Что это? Слова епископа Православной Церкви или какого-то действительно политика или «дипломата»?
Это путь к созданию лжерелигии, той единой мировой религии, причем в этом-то Ватикан практически играет первую роль. Вот такие у нас сегодня печальные известия.
Получается так, что на предполагаемом Всеправославном Соборе маленьким православным Папой должен стать Константинопольский Патриарх Варфоломей, о котором мы уже говорили, и на наших встречах в Императорском Александровском лицее, и в наших передачах, что это уже фактически человек, который не является православным после его неоднократных сослужений с двумя римскими Папами и англиканами.
Но, тем не менее, он имеет целью получить не только первенство чести, как говорят, но и власти над всеми православными поместными церквями. Ну, а какой будет следующий шаг? Наверное, нетрудно догадаться.
Он передаст вот это первенство чести и власти Римскому Папе, по-другому быть не может, поэтому сегодня, безусловно, очень много значит голос народа Божия, который не хотят, к сожалению, слышать некоторые иерархи.
Но я сейчас подготовил новую работу, как раз касающуюся деятельного участия православного народа в жизни Святой Единой Соборной Апостольской Церкви.
Ведь почему она соборная? Да потому что право голоса имеет каждый член этой Церкви. Вспомним слова святого апостола Павла о том, что в Церкви, как и в человеческом теле, все органы нужны друг другу, и без какого-либо это тело уже не будет являться телом.
Как говорит святитель Иоанн Златоуст, великий вселенский учитель: «В Церкви должно господствовать свободное исследование истины. В силу этого мирянин имеет такое же право на учительство в Церкви, как и иерархи. Искать полезного для общества – вот правило совершеннейшего христианства, вот точное его назначение, вот верх совершенства».
Это выражает апостол словами: «якоже и аз Христу». Ничем ты не можешь столько подражать Христу, как попечением о ближних. Постишься ли ты, спишь ли на земле, изнуряешь ли себя, но если ты не печешься о ближнем, то не делаешь ничего важного, при всем том и еще далеко отстоишь от образца».
И святитель Иоанн Златоуст с особой настойчивостью опровергает все доказательства, приводимые мирянами в пользу своей пассивности в жизни церковной:
«Не предоставляйте всего учителям, не возлагайте всего на предстоятелей, и вы можете назидать друг друга. Пастыри Церкви не взяли в свое исключительное обладание верою и разумом церковного стада».
А вот что пишет святый мученик Михаил Александрович Новоселов, почетный профессор Московской духовной академии:
«Святитель Иоанн Златоуст совершенно чужд католического требования верить в Церковь как во «внешнее учреждение», что было бы полным извращением и разрушением Церкви. При таком понятии о Церкви нет даже веры в Бога, ее заменяет вера в известный социально-церковный строй, в котором активным началом является клир, а пассивным – миряне. Возникает, таким образом, в своем роде обожествление клира.
Миряне признают за иерархией полномочия божественной непогрешимости, а последняя требует от первых совершенного подчинения ей в делах религии. Получается нечто психически невозможное. Клир, захватив права непогрешимости, требует от мирян пассивной ему подчиненности. Между тем, последние не могут ни признать клир непогрешимым, ни подчиниться ему без свободной критики, без самостоятельного искания истины.
А раз допущена свобода мнения народа, который так не любят еретики, то ореол клира снисходит с небесной высоты и обе части Церкви, клир и миряне, становятся равноценными. Если миряне равноценны с клиром в теле церковном, как обусловливающие друг другом жизнь церковного организма, то народ, разумеется, должен быть активным, сознательным началом в Церкви.
Вселенский учитель считает преступлением со стороны клира мешать проявлению активного воздействия народа на Церковь:
«В Церкви нет ни высокомерия начальствующих, ни раболепства подчиненных, а есть власть духовная, которая находит для себя более всего приобретения в том, чтобы принимать больше трудов и заботы о вас, а не в том, чтобы искать больших почестей.
В Церкви должно жить, как в одном доме, как составляющие одно тело, – все должны быть расположены друг к другу, поскольку и Крещение одно, и Трапеза одна, и Источник один, и творение одно, и Отец один…»
Вот, дорогие братья и сестры, и конечно, нельзя не вспомнить здесь слова из Окружного Послания Восточных Патриархов 1848 года:
«У нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцов своих...»
А вот опять наш дорогой архиепископ Аверкий, по книгам которого сегодня учатся студенты духовных школ в России, и могу сказать, что авторитет этого великого архипастыря в деле стояния за истину можно считать непререкаемым. И вот что он пишет:
«У нас никогда не было папизма, ни папской непогрешимости, ни деления, унаследованного на Западе от древнего языческого Рима, на «патрициев» – духовенство и «плебеев» – мирян. В Теле Христовой Церкви перед Богом все равны, хотя и исполняют разные функции, как мы видим в замечательном учении святого апостола Павла о Церкви Христовой, где он проводит параллель между Церковью и человеческие телом, где много разных органов, из которых каждый исполняет свое особое служение, нужное для всего тела…»
Вот я напомню вам это слово апостола Павла, который практически говорит:
«Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее…» (1 Кор. 12, 21-22)
А вот что говорит признаваемый великим отцом Церкви священномученик Киприан Карфагенский: «С самого начала епископства моего я положил за правило ничего не делать по одному моему усмотрению без совета вашего и без согласия народа». А сколько мы видим в истории Церкви случаев, когда своим стоянием выяснили, именно народ церковный отстаивал правду Божию в то время, как иерархия либо впадала в ересь, либо не могла осуществлять свою деятельность по тем или иным причинам.
Как правило, причины эти были либо материальные, либо просто страх человеческий пред сильными мира сего. Об этом, кстати, пишет святитель Иоанн Златоуст, что такое бывало, и не раз. И вот кто отстоял истинное православие во время обновленческого раскола?
Именно народ церковный. Благочестивые миряне не последовали за волками в овечьих одеждах, а выразили свою поддержку Святейшему Патриарху Тихону, который находился в заточении.
А вот этот случай, который уже действительно не раз мы приводили, когда в 1923 году по требованию богоборческих властей обманутый ими Святейший Патриарх Тихон согласился на введение в Церкви нового Григорианского календаря и именно народ Божий тогда воспротивился проведению календарной реформы. И простые верующие люди встали на защиту Веры Православной, Церковной традиции и отстояли свою богоданную свободу.
И что писал тогда святитель Тихон по этому поводу? Еще цитата, внимайте:
«По учению Православной Церкви, хранителями чистоты веры и отеческих преданий является не только Предстоятель Церкви и не иерархия церковная только во всей своей совокупности, но все Тело Церкви, а, следовательно, и верующий народ, которому также принадлежат известные права и голос в церковных делах.
Предстоятель отдельной Православной Церкви и Патриарх Всероссийский, в частности, – не римский папа, пользующийся неограниченной и беспредельной властью; он не может управлять народом Божиим тиранически, не спрашивая его согласия и не считаясь с его религиозной совестью, с его верованиями, обыкновениями, навыками».
Вот, дорогие мои отцы, братья и сестры, истинное учение Церкви о деятельном участии народа в церковных делах. И сегодня действительно каждый, кому дороги судьбы Церкви, должен сказать свое слово.
В нашем новом Вестнике «На страже Православия» обязательно будет обращение, касающееся ошибочных решений Архиерейского Собора 2016 года. Ведь посмотрите, это погибельное буквально решение. И я попрошу всех обязательно эти обращения отправить по указанным там адресам. Сегодня молчать нельзя, ибо молчанием предается Бог. Еще раз скажу, что, к сожалению, в большинстве своем архиереи, наверное, даже не задумывались о том, что же они приняли на этом Архиерейском Соборе.
А дальше, вот, уже, пожалуйста, это встреча, которая ни к чему хорошему не приведет. Это совершенно однозначно, хотя люди, пропитанные духом мира сего сегодня поют буквально дифирамбы, все время какие-то одобрительные статьи появляются и на многих православных сайтах, об этом говорят известные богословы, опять же ссылаясь на то, что нужно остановить гонение на христиан на Ближнем Востоке.
Ну, уж если его не остановили реактивные самолеты, если его не остановили крылатые ракеты, если его не остановили страшные огнеметы типа «Солнцепек», то никак голос двух человек не остановит это убийство. И понятно, для чего эта война разжигается, и понятно, как Запад относится к России и Русской Православной Церкви. Посмотрите последние сообщения: проходит заседание министров стран НАТО, военных министров стран НАТО, на котором принимается новое решение – вот буквально это произошло 10 февраля 2016 года, – где говорится о том, что Россия – это главный агрессор сегодня в мире. Главный агрессор, против которого нужно создать единый фронт, напичкать европейские склады новыми боеприпасами, увеличить контингент американских войск в Европе в несколько раз, привести в полное состояние боеготовности все НАТОвские потенциалы. И причем Россия стоит на первом месте среди агрессоров во всем мире, а ИГИЛ, эта террористическая организация, это Исламское Государство, которое сегодня буквально убивает и женщин, и детей, и стариков, показательно причем, потом все это записывается и выдается в интернет в виде видеозаписи, когда десятками казнят людей, эта организация террористическая на пятом месте. На пятом месте среди тех угроз, которые несет безопасности человечества то или иное явление. Понимаете?
И нам будут говорить, что Патриарх Московский может остановить это кровавое действо, Патриарх Московский может остановить Запад. Одно за другим сегодняшние события свидетельствуют о том, что снял Запад личину доброго дяди, этого так называемого партнера, и не раз это все четко показано.
И в статьях профессора Валентина Юрьевича Катасонова, и в статьях академика Сергея Юрьевича Глазьева, и в целом ряде других замечательных статей, и на целом ряде сайтов, и патриотических периодических изданиях совершенно однозначно показано, что перед Западом стоит задача: окончательное уничтожение суверенной России, хотя бы того, что от нее остается. И никаких других, мирных каких-то решений быть не может.
А ИГИЛ, который сегодня действительно убивает христиан на Ближнем Востоке, в Африке, в Азии – это дитя, дитя спецслужб Соединенных Штатов Америки и Пентагона. И сегодня мы знаем, что американская коалиция во главе, кстати, с представителями католической Европы больше бьет не по ИГИЛу, а по правительственным войскам законного президента Сирии Асада.
Сколько уже было случаев, когда совершались страшные налеты не на базы боевиков, а на базы правительственных войск.
Вот последнее сообщение – это удары по городу Алеппо со стороны военно-воздушных сил Соединенных Штатов, там, где находятся сторонники президента Асада. А ИГИЛ продолжает свои кровавые дела, продолжает торговать контрафактной нефтью и получает поддержку вооружением и боеприпасами со стороны Турции, которая является членом НАТО, которая в свою очередь получает команды из Вашингтона.
Вот вам и весь круг. Настолько все просто и ясно, что сегодня просто очевидно, что эта встреча кому-то очень и очень нужна. И видимо не случайно 3 февраля приезжал в Москву известный политический деятель, один из секретарей Трехсторонней комиссии Генри Киссинджер.
Таким образом, у нас есть повод для размышлений. Итак, еще раз напомню слова владыки Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского: «Все, что происходит сегодня в мире, имеет причины духовные, а последствия апокалиптические».
Вот это мы должны понимать. Сегодня, конечно, каждый должен найти в себе силы для того, чтобы говорить правду и бороться за нее – каждый на своем месте. Иначе конец этого земного мира близок, как и также говорил владыка Агафангел, что мы должны свидетельствовать это как непреложную данность.
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»