Видеообращение руководителя движения "Народный Собор СПБ" Анатолия Артюха о ситуации после встречи Патриарха и папы и о недопустимости раскола
Здравствуйте, дорогие друзья. Я вынужден сейчас сделать это заявление. И так как ситуация, которая сложилась вокруг, точнее, после того, как встретился Святейший Патриарх Кирилл с Папой Римским Франциском, ситуация разгорается, и народ меня стал упрекать как руководителя движения «Народный Собор» в том, что я молчу и проявляю некоторую сдержанность в этом вопросе. От меня ждут пояснений и моей позиции, потому что сформировались уже целые лагеря людей с разными взглядами, и меня упорно склоняют к тому, чтобы я заявил, в каком же лагере я состою. Хочу огорчить сразу же многих людей, которые меня знают. Я сейчас скажу правду, ту, которую, считаю я, обязан сказать, но с учетом того, что вся ситуация, которая сейчас разгорается после известной встречи на Кубе, я во многом расцениваю как провокацию. И участвовать в провокационных деяниях некоторых групп людей я не собираюсь, более того, я обещаю, что я буду их пресекать всеми возможными методами.
Теперь конкретно, что произошло. Я могу сразу сказать, что с моей точки зрения Святейший Патриарх Кирилл допустил огромную ошибку. Я глубоко уверен, что ни под каким предлогом не должен был он встречаться в том формате, как он встретился с Папой Франциском, эта встреча не должна была произойти. Я не хочу вдаваться ни в какие догматические умствования, которыми у нас сейчас просто заполнен интернет. Более того, меня очень пугает, что у нас уже богословами стали те люди, которые имеют два класса образования в принципе, и которые не ходят в храмы, которые не соблюдают посты, но тут они все вспомнили и послание апостолов, и Вселенских соборов постановление. Так дело в том, что говорить имеют, во-первых, на темы глубоко церковные те люди, которые находятся внутри Церкви. Это честно: то, что происходит в нашей семье, должны говорить члены нашей семьи. Те люди, конечно, которые смотрят на это со стороны, они имеютправо, конечно, иметь свое мнение, но это не значит, что они могут быть объективными, потому что, чтобы быть объективным, нужно, еще раз говорю, понимать, что такое Православная Церковь, а уж более того, понимать, что такое догматы, которые сейчас, повторяю, вываливаются из интернета. Все апеллируют этими понятиями Вселенских соборов, догматов, и люди, которые в большинстве своем это пишут, они вспомнили об этих догматах после того, как произошел этот инцидент, которым я называю встречу Святейшего Патриарха с Папой Франциском.
По моему глубокому мнению, Патриарх совершил ошибку. Я считаю, что, если политически нужна была эта встреча, то нужно было, он обязан был, Святейший Патриарх, объяснить своей пастве, что он собирается делать, зачем он собирается идти, и никакой тайны в этом быть не должно. Сейчас любая бабушка в любом деревенском приходе понимает, что ее обманули в том плане, что что-то предстоятель нашей Церкви сделал, не согласовав с ней, вот с этой бабушкой. А я считаю, это неправильно. И в принципе обнажилась серьезная проблема нашей Церкви: отделение клира от мирян, забывая о том, что у нас Апостольская Соборная Церковь. Соборная – это значит, что и миряне имеют такое же право голоса, как и священники, епископы и патриарх. И это правда, и это глубочайшая рана на теле нашей Церкви. И, к сожалению, вся история Святой Руси показывает, что такие раны либо предотвращаются очень умными предстоятелями и правителями, либо они лечатся кровью, к большому сожалению. Я говорю о тех расколах, которые были в истории нашей страны, нашей Церкви, которые были очень жесткими, очень кровавыми, очень упертыми и всегда заканчивались очень плохо. Но, к сожалению, это тот путь пройти, чтобы обнажились некоторые проблемы, которые возникли в Церкви, и которые священноначалие по каким-то причинам не обнаружило и не убрало от нас.
Что сейчас произошло еще раз со Святейшим Патриархом Кириллом? Я абсолютно уверен, что никаких проблем бы не было, и не начался бы тот раскол, а я свидетельствую, что раскол в Православной Церкви начался на радость нашим врагам. Не произошло, если бы он сказал, например, что я еду встречаться с Папой Франциском, точнее сказал бы, что я еду встречаться не с Папой и представителем церкви, а с главой Ватикана. Если бы он произнес такую формулировку и сказал, что ему нужно как патриарху встретиться для решения действительно каких-то политических проблем, то его бы все поняли за исключением некоторых единиц, которые кричали бы в любом случае, что патриарх предатель. Но этого сказано не было. Более того, было сделано тайно образующе, было сказано, что это делалось в каких-то политических целях, и секретность была для того, чтобы не сорвалась встреча. Для чего она была нужна? Официальная версия: для того, что нам нужно противостоять, взявшись за руки, со всеми адекватными людьми, чтобы противодействовать экстремистам.
Дело в том, что нашнарод и я как часть народа видим своего Патриарха, прежде всего предстоятелем Церкви, священноначальником, а не политическим деятелем. И мне противно смотреть, когда я его вижу в другой ипостаси, если я вижу его в другой роли, если хотите, в другой должности. У нас есть президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, который, на мой взгляд, блестяще справляется с внешними политическими проблемами, и который настолько самодостаточный, что он мог бы решить проблемы, и, кстати говоря, успешно решает, в том числе и с террористическими организациями, которые есть и в Сирии, и в других местах, и не на территории нашей страны, как вы знаете прекрасно, с помощью техники. Нужно ли было объединяться для чего-то с католиками на уровнеПравославной Церкви, чтобы решать такие проблемы? Я считаю, что нет. Я могу сказать, что меня поддерживает огромное количество людей. У нас есть все силы, чтобы не просить помощи у католиков для решения любых проблем. И это я считаю основной ошибкой Святейшего Патриарха. Если он это сделал, и если он допустил, что сейчас уже дошло до того, что его действия трактуют еретически, раскольнически и предательски, то вина его не в том, что он, по сути, стал раскольником или еретиком – это ложь, это не так – а в том, что он позволил, допустил своими действиями неспокойствие паствы своей, народа. Вот это факт, и претензия моя к Святейшему Патриарху только в том, что если делаются такие шаги, они должны быть такими, чтобы ни у одной бабушки в деревне, Покровка или Воскресенское, не возникло вопросов, почему он это сделал, почему ты это сделал, не обманули ли ее. К сожалению, у нас произошло так, что бабушка считает, что ее обманули.
А с чего это началось? Дело в том, что у русского народа в крови отношение к латинянам, его не изменить ничем: никакими целованиями, никакими подписанными декларациями. У нас образ католиков четко запечатлен кадрами из фильма «Александр Невский», старого прекрасного фильма, в котором мы видим князя, благоверного князя с поднятым мечом и говорящего фразу: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет», и немецкие тефтонские рыцари, которые тонут на льду Чудского озера. Вот переформатировать этот взгляд очень тяжело и не нужно. Никаких сомнений нет, и никто не подвергал никаким сомнениям, по крайней мере, из моего круга общения, это и священники, это и миряне, что католики являются еретиками, что они созданы только для того, чтобы уничтожить Православную Церковь – у них нет никаких других задач, что они хитрые, что иезуиты – это не просто Орден, это имя нарицательное, которое ассоциируется с хитростью, обманом, лукавством. И когда мы видим, что Патриарх сблизился настолько, что они решили подписать какой-тодокумент, который нам был выдан на рассмотрение постфактум, народ принял это сразу в штыки. Как сказала одна благочестивая женщина: «Смотреть на это противно: тошнит».
Но значит ли, что надо поддерживать этих людей, которые сейчас уже кричат, что Патриарх предал, о том, что Патриарх – еретик и, более того, запределочки, когда эти люди говорят, что у нас теперь ушла благодать от Патриарха, и более того, еще от тех, кто его поминает. Вот это вторая крайность, о которой я хотел сказать, недопустимая. И с моей точки зрения она сейчас на данный момент более опасная, чем сама встреча Папы Римского с нашим Патриархом. Почему? Потому что у нас, слава Богу, наш Патриарх – не Папа Римский, и он имеет право на ошибку. И если он ошибся, мы имеем полное право сказать, как мы считаем: «Святейший Владыка, объясни нам, почему ты сделал так или так и почему мы не были поставлены в известность. Ты действительно считаешь, что не должен об этом говорить? Ты действительно считаешь, что мы какие-то миряне, как я услышал одного маститого протоиерея: «Какие-то миряне нам будут тут указывать!»? Но еще раз говорю, что история вся в России показывает, что если не считаться с этими «какими-то мирянами», то рано или поздно случается то, что у нас народ поднимается и не становится ни этих отделившихся от народа епископов, ни этого патриарха. Если Святейший Патриарх Кирилл не понимает, что он сделал первый шаг к тому, чтобы это произошло, я официально заявляю, что этот шаг сделан и это на самом деле страшная беда в данной ситуации.
Отдельно хочется сказать о кликушах и провокаторах, которые используют эту ситуацию. Те, кто поднял крик о безблагодатности, о предательстве Патриарха, о его, так сказать, ереси – люди, как правило, у которых у самих, простите, «рыло в пуху», либо те люди, которые мало посещают храмы. Печально слышать наставления так называемых старцев с Афона, которые уже открыто назвали Патриарха еретиком. В то же время эти старцы призывали в свое время, например, не получать новые паспорта. Я всегда думаю, понимают ли меру ответственности своих слов эти так называемые пастыри. Понимают ли они хотя бы, что такое не получить паспорт у нас, как дальше жить в семье? Это человек, который живет себе на Афоне, молится Богу. Он, наверное, очень хороший, добрый, благочестивый. Но понимает ли, на что он обрекает тех людей, которые поверят и выполнят это благословение? И сейчас этот старец благословляет народ собираться в крестные ходы, выходить на улицы, не поминать Патриарха и открыто называет его еретиком. Для меня эта ситуация гораздо опаснее того шага, который совершил Патриарх. Я призываю всех, кто сейчас меня слышит, набраться терпения, ума, совести – сейчас начинается Великий Пост – встать перед иконами святыми, помолиться и очень хладнокровно и разумно подойти к этой ситуации. Если наши претензии к Святейшему есть, высказывайте их без всякой агрессии, без всякого упрека и осуждения. Вы попробуйте носить епитрахиль или хотя бы посох владыки. Вы попробуйте хоть секунду быть в его облачении и прочувствовать на себе тот груз ответственности, который лежит на нем. Вы, думаю, и те старцы, которые говорят такие вещи, секунду не проживут в этом облачении. У них не хватит даже выстоять на ногах, они упадут. Поэтому не поддавайтесь на провокации, и то, что произошло в Петербурге, то, что уже начинаются под предводительством некоторых священников появляться собрания, которые пишут декларации и кричат о том, что те, кто поминают Патриарха, не имеют благодати, и называют уже их раскольниками, я повторяю еще раз, это провокаторы, раскольники и те люди, которые совершенно не понимают последствий своих действий. Я слышал своими ушами, что эти некоторые старцы афонские благословили собираться в крестные ходы и выходить на улицы.
А теперь я нарисую простую картинку. Так как не будет официального благословения Церкви и найдется, допустим, священник, который благословит выйти на крестный ход без официального благословения Церкви, я думаю, что Церковь в этом случае обратится за помощью к власти. И если власть в этой ситуации примет меры, то будет прекрасная картинка на весь мир, как ОМОН разгоняет крестный ход в России. Мне грустно, что эти люди, которые благословляют на такие действия, они не понимают, что может за этим произойти. Поэтому мы собираем сейчас комиссию, меня поддержали уже многие организации.
Первое, чем мы озабочены: мы пишем официальное письмо Святейшему Патриарху, в том числе и это видеообращение, с требованием объяснить нам, зачем был сделан этот шаг, планируется ли дальше братание с католиками и насколько серьезны их планы. Не вдаваясь в демагогию по поводу названия церквей, деноминаций и религий, просто есть еретики-католики, есть Православная Церковь. Действительнонет двух Церквей, действительно мы не можем объединиться с другой Церковью, потому что мы не разделялись. И когда Святейший Патриарх или епископ говорят, что Церковь была разделена, или что мы в принципе можем соединиться, мы не можем соединиться, мы можем только ждать, когда люди покаются – католики, баптисты, лютеране, другие верующие и неверующие – и придут в лоно Соборной Апостольской Церкви. Никаких соединений Церквей быть не может, потому что мы не разделялись. И подобные ляпы, которые прописаны уже в некоторых документах, недопустимы, и мы требуем объяснений, насколько эта позиция принципиальная.
Но то же самое хочу сказать в отношении нашего священноначалия. Что сейчас уже произошел экуменический молебен в Москве, опять начинаются чисто иезуитские передергивания, что есть два понятия экуменизма. Одно – чисто политическое, то есть объединение конфессий для противодействия некоему злу, а второе – оно, конечно, в духовном плане объединения Церквей, так называемое экуменическое, для того, чтобы был один правитель, один, хотите патриарх. А все верующие люди знают, что это лжемессия, это антихрист, который придет на Землю. Именно этим все обеспокоены. Поэтому я заявляю, что если в Петербурге произойдет подобный молебен или прочее официальное благословением Церкви сделанное действие, мы будем всеми методами срывать эти мероприятия, потому что никакого отношения ни к какой позитивной деятельности они не имеют. То, что произошло в Москве, и на видео показано, что это происходило, когда собрались неопятидесятники, католики в католическом храме, и православные священники были, мы будем требовать у владыки, у Патриарха лишить этих служителей священного сана.
А теперь в отношении тех, кто назвал Святейшего Патриарха предателем, кто самым гнусным образом на конференции в Петербурге засвистал известного миссионера, честнейшего достойного человека, отца Владимира Василика. Не дали сказать ему слово – это называется дискуссия свободная. Не дали даже досказать ему слово, а засвистели. Не дали ему закончить выступление. Точно такие же меры я буду принимать к тем структурам, которые сейчас провоцируют на раскол нашу Церковь, наше общество. Почему я этим так обеспокоен? Я считаю, что то, что происходит – это грубейшая попытка дестабилизировать ситуацию в России. Если Святейший Патриарх не найдет сил объяснить народу, что нет никаких попыток сближения на уровне Церкви с католиками, униатами и прочими негодяями, если это не будет сделано, значит, дальше будет сценарий Украины. Значит, у нас начнется, продолжится раскол, у нас в эти группы кликуш и провокаторов будут вложены деньги, как это произошло на Украине, и если это не прекратить, то земля умоется кровью, что мы очень не хотим. Поэтому я призываю мирян, пастырей соблюдать золотую середину в своих оценках, тем более публичных. Патриарха прошу исправить ошибку, которую он совершил, дать объяснения, объяснить народу его благие намерения, которые уберут уже создавшееся смущение, в чем он, безусловно, я считаю, виноват. И власти прошу следить з
а этой ситуацией и не сторониться, потому что эта ситуация, сложившаяся в нашей Церкви, не может не касаться всего общества, и если ее пустить на самотек, она приведет к очень серьезным плачевным последствиям.
Всего вам хорошего, до свидания. До новых встреч.
комментарии
1.А помимо запрещения в служении тех священников, которые служили с еретиками в Москве и не только в Москве,
2. запретить в служении и митрополита Илариона.
3.И настоять на выходе РПЦ из ВСЦ.
4. отстранить католиков от работы в отделах Патриархии.
5.прекратить бюрократизацию Церкви,дошедшую до абсурда.
6.отложить проведение Всеправославного собора с целью всенародного обсуждения и принятия соборного решения по обсуждаемым документам.
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»