Впереди соборного паровоза
Да простят меня Его Всесвятейшество, Их Святейшества, Блаженства, Высокопреосвященства и Преосвященства вкупе со своими консультантами, но я побегу-таки впереди соборного паровоза, и вставлю свои «5 копеек» в виде беглого обзора этого письма (открытое, так открытое).
Заранее прошу прощения, если изложенное в этом опусе кому-то покажется, как сказано в письме, «словами ненависти». Поверьте, нет у меня ненависти к людям с проблемами сексуальной и гендерной идентичности, даже, если они проблему видят лишь в неприятии обществом их… нет, не ориентации даже, а их попыток депатологизации в общественном сознании таких явлений, которые в Священном Писании идентифицируются как греховные и погибельные.
Их заблуждение ненавижу. Не их. Что, кому-то эти слова покажутся нехристианскими? Мне это напоминает, как вернулся однажды, после очередной генеральной ассамблеи Всемирного Совета Церквей делегат от нашего Совета Церквей Эстонии, вернулся и докладывает о том, как там заседали, какие секции работали (а секций там богато, ой, богато: в т.ч. и «радужная» по теме ЛГБТ), да какие вопросы рассматривали. Подводя итог своему сообщению, наш делегат, несколько озадаченно и не без смущения, прокомментировал заключительную речь президента ВСЦ: «Он совершенно верно сказал, что Христос любит всех: и черных, и белых, и желтых, и гетеросексуалов, и гомосексуалов, но почему-то не упомянул, что Христос ненавидит грех»…
Так вот, дорогие мои лесбиянки-геи-бискесуалы-трансгендеры, давайте начнем с того, что Господь ненавидит грех, потому что грех калечит и убивает, а ориентации ваши греховны по своей сути.
Если вы своим ориентациям следуете, вы грешите, а значит, губите себя. Как вы хотите, чтобы нормальный священник или мирянин реагировал на это? Кто согласно кивает головами, как если бы ориентации да самоидентификации все были равноценны, тот сознательно или по неведению, но предает ненавидящего грех Господа и оказывает вам очень плохую услугу, давая повод вам заблуждаться и гибнуть.
Впрочем, давайте вернемся к вышеупомянутому письму.
Итак, после такого протокольно-грамотного обращения к участникам Критского Собора с целью «привлечь внимание глав Православных Церквей к положению их ЛГБТ-верных» идет подзаголовок «Мы не снаружи – мы внутри». Нет, я не вздрогнул в ужасе: «Они среди нас!!!» А ну как мы не знаем?..
И не только знаем, но и общаемся периодически. Кстати, по-моему, никто из тех, у кого были, а то и есть проблемы этого плана, не может пожаловаться на то, что я в общении проявил ненависть или презрение к ним лично.
Так вот, само словосочетание «ЛГБТ-верные» – это абсурд. Как говорится, «или крестик снимите, или трусы наденьте».
Или вы ЛГБТ, или верные. Потому что, если вы практикующий гомосексуалист или последователь еще какого-нибудь новоявленного направления по выявлению собственного сексуального/гендерного лица, отличного от природной данности и заданности, вы – «верный» чисто формально, только в силу того, что продолжаете стоять в храме за Литургией верных и причащаетесь, но вы неверный, потому что не только образом жизни, но еще и своей позицией, оправдывающей и обосновывающей свой грех, вы отвергаете основы христианской антропологии (учения о человеке), отлучая себя от Бога и ставя себя вне Церкви.
Блудный грех, отягощенный противоестественной ориентацией, да еще и оправдываемый, как и не грех вовсе – это погибель души.
Кто говорит вам иное, дорогие мои братья и сестры во Христе, запутавшиеся в своих идентичностях, не любит вас, но лжет и губит, служа (вольно или невольно, не вем сего) тому, кто «лжец и отец лжи» и «человекоубийца от начала» (Ин. 8; 44).
Вспомните слова Апостола: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6; 9–10).
Как вы, вероятно, заметили, тут сказано не только о гомосексуализме, но и о других грехах, которые давно стали обычны в христианской среде.
Вам кажется несправедливым, что пьянствовать и предаваться злоречию можно, никто за это не отлучает, не выгоняет, «а мы-то чем хуже?!!»
Ничем. Знаете, многие из вас даже лучше иного злоречивого натурала. Только факт, что какие-то грехи распространились и укоренились, не отменяет их погибельности. Вам позарез надо, чтобы ваш грех стал привычным явлением и не вызывал отвращения и отторжения, или все-таки хотите наследовать Царствие Божие? Вы уж как-то определитесь с приоритетами.
Далее. Вы свидетельствуете, что «в реальности число людей нетрадиционных сексуальной ориентации и гендерной идентичности одинаково внутри Православной Церкви и за ее пределами», и свидетельство ваше ложное. В Церкви не так много людей, которые себя идентифицируют как носителей гомосексуальной или иной «нетрадиционной» ориентации. Еще меньше среди них «практикующих», не говоря уже об участии в ЛГБТ-сообществе, тогда как за церковной оградой вашего брата/сестры/иное-простите-если-не-учел хватает.
Тем не менее, означенная вами проблема, в церковной среде есть. Вы пишете, что «как показывает опыт многих религиозных общин и сообществ, примирение в себе „религиозной“ и „сексуальной“ составляющей своей идентичности – одна из самых тяжких битв, с какой может столкнуться на своем пути верующий; особенно когда его собственная община отказывается признать его существование или видит в нем врага».
Честно признаюсь, не имею опыта подобного примирения. Возможно, даю вам повод сказать, что «сытый голодного не разумеет» и «над раной шутит тот, кто не был ранен» (Шекспир), однако, спешу оправдаться: я не шучу. Тем более, не собираюсь шутить, издеваться над испытываемой вами болью. Но, во-первых, ни я, ни очень-очень многие мои братья и сестры во Христе, и в самом деле не были вынуждены примирять в себе эти вовсе не противоречивые «составляющие своей идентичности», поэтому не надо чрезмерно обобщать, говоря, что это – «одна из самых тяжких битв, с какой может столкнуться на своем пути верующий»; во-вторых, уверяю вас, есть много других битв, намного более тяжких и не менее трагичных; а в-третьих, с какой стати вы решили, что эти «составляющие» всегда надо в себе примирять?
Скажу больше: убеждая себя в нормальности сексуальных ориентаций, до 70-х гг. прошлого века фигурировавших в справочнике Американской Психиатрической Ассоциации, как патологий, вы не примиряете в себе религиозную и сексуальную составляющие идентичности, но подавляете первую ради снятия ограничений со второй.
Примирение примирению рознь. Бывает, примирения достигаются взаимовыгодными соглашениями, как во благо и торжество истины, так и в ущерб ей; бывает, что они лишь внешне кажутся примирениями, а на самом деле – это, вырванные угрозами или насилием, отказы от борьбы. О каком именно варианте примирения говорите вы? Если у человека религиозность вывихнутая, нашпигованная предрассудками, тогда и в самом деле ему приходится примирять эти составные своей идентичности, путем верного понимания все той же христианской антропологии, основывающейся на Священном Писании и Священном Предании, потому что для комплексов и предрассудков оснований в Божественном Откровении нет.
Иное дело, когда речь не о сексуальности как таковой, а о сексуальных патологиях, которым очень уж хочется в себе потворствовать, но и надежды на спасение при этом терять не хочется; и грешить, и не мучиться совестью; другими словами, и на елку влезть, и… В этом состоит ваше «примирение»?
Кстати о прискорбной особенности, когда «его собственная община отказывается признать его существование или видит в нем врага». Во-первых (мы же говорим о православных, так?), у нас тайну исповеди никто не отменял, а потому нечего грузить людей своими проблемами, посвящая всех подряд в тайны своей внутренней «борьбы за мир». Скромней надо быть. Не стоит искушать ближнего. Особенно того, кто ничем не дал повод обольщаться на предмет его заоблачной толерантности.
Если же о вашей ориентации члены общины узнали, увидев вас на гей-параде или вы как-то еще засвидетельствовали свою принадлежность к ЛГБТ, иными словами вы не просто согрешили или согрешали, не просто падали-вставали, прося в Таинстве Исповеди разрешения от греха и воссоединения с Церковью, но более или менее активно участвуете в депатологизации гомосексуализма и пр. извращений в общественном сознании, извините, но тут уж вы «сугуб грех имате». Реакция общины к вам обусловлена, получается, не вашей ориентацией и не вашим грехом даже, а вашей богоотступнической и богоборческой, по своей сути, деятельностью. Ну да, видят в вас врага. А кто вы Христу и Его Церкви, если продавливаете как норму то, что губит человека, лишает жизни вечной? Тут удивляться нечему, да и обижаться не на кого. На себя, разве что.
Другое дело, что реакция людей, и в самом деле, может быть жестокой и нехристианской по духу. Но это уже другой вопрос. Тут необходима серьезная работа с пастырями и с паствой, чтобы заблуждающегося и погибающего окончательно не сбить с дороги и не погубить.
Вы просите: «Упоминая о людях и проблемах ЛГБТ в ваших проповедях и выступлениях, помните, что мы, возможно, стоим прямо перед вами! Мы не абстрактная идея, а реальные люди – ваши дети, сестры и братья». Спасибо, я это всегда учитываю. Более того, иногда я даже знаю, кто из вас меня видит и слышит.
Вы признаётесь, что «необычайно часто горячее желание остаться в Православной Церкви входит в противоречие с принятием правды о себе». Может, не будем лукавить? Принятие правды о себе не может вступать в противоречие в желанием, да еще горячим, «остаться в Православной Церкви». Или, что вы понимаете под этим «принятием правды»? Практическое следование обнаруженной в себе «ориентации»? Извините, давайте не будем путать принципиально разные вещи! Одно дело, человек, осознавший в себе некую патологическую наклонность или зависимость (и не надо все о себе, да о своем: кроме ваших специфических страстей, есть еще много других, не менее мерзких и мучительных), и живущий с этой правдой, кающийся в позывах, а то и в падениях, но твердо стоящий, по меньшей мере, на осознании своей порочности именно как порочности, а не нормы, и совсем другое – тот, чье страдание сводится к тому, что его «особенность» все еще (вот беда-то!) не принимается обществом.
«Многие православные ЛГБТ-христиане были изгнаны из своих приходов, отлучены от Причастия, их принуждали пройти разрушительную для их личности репаративную терапию, подталкивали на путь монашества, к которому они не имели ни склонности, ни призвания, или заставляли вступать в гетеросексуальные браки, тем самым принося страдание другим людям (их супругам, детям и семьям)». Скажу вам по секрету, только никому меня не выдавайте: от причастия отлучают и за «натуральный» блуд, а не только противоестественный. Бывает такое. Причем гетеросексуалов отлучают намного чаще, чем гомосексуалов. Просто в силу количественного пока преобладания нашего брата.
Что касается остальных жалоб – это объективный повод затребовать конкретные сведения, чтобы расследовать каждый отдельный случай «головотяпства со взломом», и принять адекватные меры.
И снова просьба ваша, адресованная соборянам: «Сделайте все возможное, чтобы остановить насилие и агрессию! Слишком часто те, кто выкрикивает слова ненависти, утверждают, что основывают их на Священном Предании Православной Церкви. Молим вас, возлюбленные учителя и хранители нашего Предания: не допустите, чтобы оно использовалось как орудие смерти и разрушения человеческих жизней! Пусть любовь и забота предваряют увещания».
Во-первых, я хотел бы все же услышать конкретику. Печальный опыт соприкосновения с ЛГБТ позволяет мне предполагать, что под «насилием и агрессией» и «словами ненависти» подразумеваются высказывания, в которых, всего-навсего, вещи называются своими именами, в т.ч. грех – «грехом», патология – «патологией», мерзость – «мерзостью». Но, опять же, конкретику в студию! Если случаются в церковной среде недостойные христианина выпады в адрес ЛГБТ, они должны быть выявлены и осмыслены со всеми адекватными последствиями.
И тут уместно обратить внимание на сказанное прот. Виталием Шинкарем в его отзыве на этот же документ: «Мало сказать слово – нужно помочь. Но лечить можно лишь того, кто считает себя больным. Лечить нам, как правило, нечем: нет специалистов, нет технологий и нет условий. Нет огня, которым можно зажечь больные сердца, дать им То, что сильнее их страсти и болезни. Вот об этом нужно говорить и действовать нам самим. А то орать мы умеем, а положить жертву не можем. Враньё – вот наше лицо. Вопрос не в них, а в нас. Мы не можем предложить помощь. Для начала, хорошо бы нам решить, как поступать самим. Нужны материалы, книги, центры реабилитации. Нужна воля Церкви».
И вот… «Мы, ваши православные ЛГБТ-чада, верим, что, хотя любая человеческая сексуальность может вести ко греху, по сути своей эта сексуальность есть дар Божий, часть Его благого домостроительства. Поэтому мы хотим ясно свидетельствовать, что ходатайствуем о всех людях в многообразии их сексуальных ориентаций и гендерных идентичностей, а не защищаем греховное злоупотребление чем-либо из перечисленного».
Ой! Ребята, вы сами-то поняли, что написали? Ну, хорошо, рассмотрим это, как не то, чтобы дополнение к Символу веры, но определенное все же ЛГБТ-исповедание.
Итак, вы не правы, во-первых, потому, что не «любая человеческая сексуальность может вести ко греху», но только та, которая, согласно Божественному Откровению, хранимому в Священном Писании и Священном Предании, противоестественна (кстати, сюда относится и гетеросексуальность, в упор не видящая в человеке личность и тупо или изощренно, скотски эксплуатирующая чувственное начало).
Во-вторых, не сексуальность «может вести ко греху», а похоть, подчиняющая себе совесть и разум, причем вне зависимости от ориентации.
В-третьих, не «эта сексуальность есть дар Божий», а та, с которой человек был сотворен, а сотворен он был как мужчина и женщина: не андрогин, не гермафородит, не множество вповалку совокупляющихся разнополых особей, амужчина и женщина.
Но, простите, что вы имеете в виду, когда говорите, что ходатайствуете «о всех людях в многообразии их сексуальных ориентаций и гендерных идентичностей», но не защищаете «греховное злоупотребление чем-либо из перечисленного»?
Какое еще «злоупотребление» нам надо, если вы отстаиваете права ЛГБТ не только на сексуальные связи (в этом вам и так никто не препятствует), но и на то, чтобы ваши «союзы» были признаны браками? Если это всего лишь «многообразие сексуальных ориентаций и гендерных идентичностей», то, что тогда «злоупотребление»?..
И далее из ЛГБТ-credo: «Мы верим, что Священное Писание и традиция Православной Церкви дают нам множество примеров утешения и благословления многообразного мира человеческой сексуальности, включающегося в себя ЛГБТ и их отношения». Ага! Утешений масса, просто море утешений, прям-таки «молочные реки и кисельные берега»! Кроме вышеприведенной цитаты из апостола Павла, мне что, привести вам кучу цитат из Ветхого Завета, как полагалось поступать с вашим братом? Там, скажу я вам, очень такие нетолерантные предписания есть в отношении гомосексуалистов, трансвеститов и пр. Примеров утешения грешников немало в истории Православия, но… кающихся грешников, осознающих свой грех как скверну и борющихся с ним, пусть и недостаточно энергично, не очень как-то последовательно, но все же продолжающих грех признавать грехом.
«Мы просим вас о даре вашего доверия. Мы просим вас принять наше обращение как продиктованное нашей верой и нашей заботой о благе Церкви и ее чад».
Вот буду очень удивлен, если участники Критского Собора воспримут все вышеизложенное, как продиктованное «заботой о благе Церкви и ее чад». Вы, действительно, видите благо Церкви в том, чтобы к вышеупомянутым предостережениям Апостола в ней стали относиться как своего рода пережитку и анахронизму?..
Протоиерей Игорь Прекуп
Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»