Анализ и предложения к Плану основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
Предложения к Плану основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
Министерство труда и социальной защиты на основе предложений различных министерств и ведомств подготовило проект Плана мероприятий до 2020 года в рамках Десятилетия детства. Проект содержит многочисленные деструктивные нормы, которые под видом заботы о детях на самом деле направлены на разрушение института семьи, окончательный подрыв устоев целостности и фундаментальности системы обучения и воспитания детей и молодежи, веками создаваемой отечественными педагогами. Мне видится целенаправленный отход от провозглашенной инициативы министра О.Ю. Васильевой о создании единого образовательного пространства.
Обобщение опасных, на мой взгляд, направлений плана, которые следует исключить из документа в целях обеспечения реальной защиты детей:
По структуре:
· П. 32 (дословно): «Разработка механизмов стимулов и преференций для создания на корпоративных малокомплектных детских садов, а также ясельных групп (предложение Комитета СФ по социальной политике)
По содержанию:
1. П. 32 «Разработка механизмов стимулов и преференций для создания…» предусматривает расширение частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования.
Уточнение понятия «корпоративного детского сада»: — это специально организованное работодателем пространство для временного пребывания детей в офисе или в его близи. Здесь родители могут оставить ребенка на несколько часов или на целый день, забегая его время от времени проведать или покормить. Широкое распространение эта модель организации дошкольного детского образования получила в крупных компаниях в Европе и США. Дети в группе такого детского сада имеют большой возрастной диапазон – от 1,5 до 7 лет. Применяется система Монтессори.
Однако, это противоречит реализации ФГОС ДО (федеральный гос. стандарт дошкольного образования), в котором сказано, что воспитатель обязан обеспечить условия воспитания, обучения и развития детей в процессе всех видов детской деятельности, соответствующих возрасту детей.
Из практики распространения в РФ:
Сам процесс организации детского сада, который предполагает получение разрешений в Санэпиднадзоре и Роспотребнадзоре, весьма обременителен. Поэтому все большее количество компаний не хотят заниматься этими хлопотами сами и перекладывают их на плечи специальных провайдеров – компаний, целенаправленно занимающихся открытием корпоративных и частных детских садов. «Несмотря на кризис, в этом году мы получили больше заказов, чем получали в предыдущие годы», – констатирует Ксения Лобанова, основательница компании по созданию детских садов Sunrise Child Care. Ее компания может организовать детский сад за короткий срок в 2–4 месяца. Создание одной группы на 20 детей обходится заказчику в среднем в 5 млн руб. По словам К. Лобановой: «Sunrise Child Care – оператор корпоративных и частных детских садов и центров. Мы организуем программы для развития детей, поддерживая интересы семей и организаций. Мы опираемся на принципы гуманистической педагогики и международный стандарт всемирно признанной образовательной системы Марии Монтессори. В команду мы выбираем людей, для которых работа с детьми – это призвание. • Все педагоги имеют педагогическое или психологическое образование и прошли специализированное обучение по методу Монтессори. Метод Монтессори успешно используется в 22000 школ по всему миру, в некоторых странах является официальным стандартом образования. Основные принципы: - Свобода выбора. Дети свободно перемещаются по классу, выбирают интересующую деятельность, продолжительность занятия, партнера - Учитель является фасилитатором, он внимательно наблюдает за потребностями и интересами детей и предлагает актуальную деятельность каждому ребенку . Нет занятий по расписанию, нет принуждений к конкретному виду деятельности. Разновозрастные группы. Качество развивающих материалов, подготовка педагогов, образовательная программа соответствуют всемирно признанному стандарту AMI (Association Montessori Internationale). • Система Монтессори для корпоративного сада имеет дополнительное преимущество: дети разных возрастов от 3 до 6 лет могут учиться в одной группе.»
Система Монтессори не отвечает культурным традициям российского народа, способствует взращиванию в детях другой социокультурной матрицы, противоречит идеологическим принципам воспитания духовно-нравственного человека, призванного учиться, жить и работать в нашей стране. Поскольку, в основе этой системы лежит принцип вседозволенности, расслабленности, непослушания, непочитания родителей, старших, государства.
2. П. 33 «Рассмотреть необходимость создания благоприятных условий для развития социальных служб и досуговых центров по предоставлению доступных услуг семьям, имеющим детей , делая основной акцент на поддержку сектора профильных некоммерческих организаций» и П.34, 32 - выглядят, по меньшей мере, непонятными, поскольку, предоставляют «особые преференции» для бизнес-структур в деле воспитания детей дошкольного и школьного возраста.
Президент озвучил социальный заказ государства на воспитание молодежи в духе приверженности духовно-нравственным традициям Отечества. Однако, передача части сектора дошкольного образования в частные руки (на примере, детских садов Sunrise Child Care) при полном отсутствии механизмов контроля за содержанием процесса воспитания и образования детей, влечет потерю государственного контроля за взращиванием подрастающего поколения россиян. Значит, влечет угрозу национальной безопасности государства.
3. П.38 «Поддержка на конкурсной основе проектов, реализуемсых в субъектах РФ, обеспечивающих создание инфраструктурных центров (служб) помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч., от 0 до 3 лет, реализующих программы психолого-педагогической помощи родителям (предложение Минобрнауки России)»
На протяжении не одного десятка лет на отечественную систему подготовки педагогов и психологов оказывалось системное влияние сил «со стороны». Имеются в виду некоторые экспертные институции, чаще всего провайдеры ВШЭ, ФИРО (федеральный институт развития образования), до недавнего времени, МПГУ (при ректоре А.Семенове) или другие «продвинутые структуры», конкурирующие в своем сотрудничестве с международными фондами, весьма специфические и далекие от национальных основ модели подготовки педагогических и психологических кадров. Современные педагоги-психологи, в своем большинстве, взращены на стандартах европейской модели образования, противоречащих принципам отечественной педагогики. По поручению министра О.Ю. Васильевой разрабатывалась новая примерная программа подготовки педагогов-психологов. Однако, в силу большого количества недоработок, Координационным советом «Образование и педагогические науки» министерства образования РФ была рекомендована к доработке.
Видится опасность в том, что армия современных педагогов-психологов (4 года бакалавриата) безконтрольно примет участие в работе «центров (служб) помощи родителям с детьми дошкольного возраста».
А, исходя из этапов развития личности, именно возраст от 0 до 10 лет – самый значимый для закладывания фундамента этой самой личности.
4. П.40 «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов (предложение Минобрнауки России)».
К сожалению, в данном пункте, как и в ряде других пунктов (п.50, 68, 69, 70, 72)) отсутствует четкое определение терминов: например, «инновационная программа». И что, как уже не раз было, создает угрозу использования многих вредоносных проектов (например, проекты по половому воспитанию, проекты по борьбе с ВИЧ, СПИД и прочие растлевающие наших детей программы.
5. П. 48,49,50 проблематичны: сформулированы амбициозные задачи, которые (по тексту) должен исполнить Минкомсвязь России, МВД России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Однако, ни одна из перечисленных структур не обладает потенциалом научно-методической деятельности в области нейропсихологии и нейропедагогики. Поскольку, информационная гибридная война, организованная против молодого поколения России в интернете, требует научно доказанных, точно выверенных и апробированных методик противодействия, имеющих обоснование с учетом возрастных особенностей и принципа природосообразности. Предложение (п.50) «Внедрение факультативных учебных занятий по информационной грамотности в общеобразовательных организациях (предложение Роскомнадзора)» вызывает настороженность, поскольку, неясно, кем, по каким принципам будет создан контент факультативных занятий.
6. П.88 «Поддержка и актуализация платформы-навигатора по программам дополнительного образования детей, в т.ч. по программам обучения навыкам будущего (предложение АСИ)».
Вызывает недоумение применение в правительственном проекте такой неточной, совершенно без сути околонаучной терминологии «навыки будущего». По всей вероятности, это из той же самой серии, что и «симулякры», «практикабли» отвергнутого родительской и педагогической общественностью проекта «Детство 2030». Однако, такая терминология присуща многим «инновациям» Агенства стратегических инициатив, в т.ч., проекту «Ворлдскиллс (молодые навыки)».
7. П. 89. «Подготовка предложений по снижению границы возраста участников движения Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия) по ряду компетенций до 14 лет …и широкое вовлечение школьников в соревнования по стандартам Ворлдскиллс (предложение АСИ)».
Первое, на что обратите внимание - на стандарты WorldSkills, опубликованные на сайте «Академии профессионального развития»:
«Взгляд (видение) и миссия:
-Видение – улучшение нашего мира силой навыка.
-Миссия – повышение авторитета и признание квалифицированных людей, демонстрация важности навыков в достижении экономического роста и личного успеха.
- Позиция – глобальный центр совершенствования и развития навыков.»
Второе, на каких площадках, в какое время, кем будет осуществляться процесс «широкого вовлечения школьников в соревнования по стандартам Ворлдскиллс»?
Но самое главное, проект «WorldSkills/ Ворлдскиллс (молодые навыки)» в России преследует в средне профессиональном образовании нашей страны ту же самую цель, что и болонский процесс для высшего образования.
Развитие профессионализма рабочих кадров в России в силу национальных особенностей развивается по своему пути, не все стратегии других стран-участниц движения можно переложить на нашу систему образования. Программа внедрения стандартов WorldSkills предполагает корректировку программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебных и производственных практик, тематики курсовых и дипломных работ в соответствии со стандартами WorldSkills.
С учетом изложенного настоятельно просим Вас:
принять меры для исключения вышеизложенных деструктивных положений из Проекта Плана мероприятий до 2020 года в рамках Десятилетия детства.
Склярова Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, советник Минобра, эксперт РОО "Иван Чай", помощник члена Общественной палаты Жгутовой Э.Ю.
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»