По закону ребенок имеет право гулять один.Готовый ответ КДН при попытке применения к родителям ст.5.35 КОАП (ненадлежащее воспитание)
Правовое обоснование возможности самостоятельных прогулок
детей в дневное время и противозаконности привлечения к административной ответственности родителей за самостоятельные (без сопровождения взрослого)
прогулки их детей
Несовершеннолетним в Российской Федерации считается лицо, не достигшее 18-летнего возраста, поэтому дети – это все, кто младше 18 лет: и дошкольники, и младшие школьники и подростки. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вопросы определения возможности самостоятельных прогулок детей в дневное время входят в исключительную компетенцию их родителей или иных законных представителей. Указанные лица по своему усмотрению вправе определять возраст, по достижении которого, ребёнку разрешаются самостоятельные прогулки, место для прогулок, время прогулок.
Вопреки широко распространённому убеждению органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (полиция по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и т.п.) детям в дневное время гулять одним можно без каких-либо ограничений по возрасту. Относительно указанной выше позиции органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо понимать, что она абсолютно не основана на нормах действующего законодательства, базируется в большей мере на личном представлении конкретного сотрудника о том, что хорошо, а что плохо, а также на западных инструкциях, содержащих откровенно ювенальные установки. Кроме того, существованию указанных убеждений способствует отсутствие юридического образования или невысокий уровень юридической грамотности специалистов органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Однако при этом, такая позиция органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних весьма часто становится причиной привлечения родителей самостоятельно гуляющих детей к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ. Статья 5.35 КоАП РФ предполагает ответственность за «неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних» в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 100 до 500 рублей.
Убедительно призываем максимально внимательно отнестись к привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ и не оставлять в случае несогласия с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей без обжалования в суд постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о привлечении к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ. На практике очень часто родители безразлично относятся к факту привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, в частности, в связи со сравнительно небольшим размером штрафа либо вообще в связи с вынесением предупреждения. Необходимо понимать, что оплата штрафа по ст. 5.35 КоАП РФ или отсутствие обжалования постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, трактуется органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как признание родителями факта ненадлежащего исполнения родительских обязанностей. Наличие нескольких таких вот необжалованных и и/или неоплаченных штрафов и/или предупреждений на практике может быть положено в основу иска об ограничении или лишении родительских прав. Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности заключается в представлении в суд по месту нахождения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав жалобы с обоснованием незаконности привлечения к административной ответственности, при этом оплата государственной пошлины не требуется. Жалобу необходимо подать непосредственно в суд либо можно отправить по почте ценным письмом с описью вложения. В любом случае на руках у лица, обжалующего постановление о привлечении к административной ответственности, должен остаться либо один экземпляр жалобы с отметкой суда о получении, либо опись вложения в ценное письмо с указанием на отправку жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности с отметкой Почты России. Также необходимо обратить внимание на то, что срок обжалования постановления о привлечении к административной ответственности составляет 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
При составлении жалобы можно воспользоваться представленным ниже правовым обоснованием законности самостоятельных прогулок детей в дневное время либо просто кратко в произвольной форме выразить своё несогласие с привлечением к административной ответственности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.98. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: «Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации». На основании ст. 27 Конституции Российской Федерации ребёнок, являясь гражданином Российской Федерации, имеет право на свободу передвижения. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Ограничения свободы передвижения несовершеннолетних граждан на федеральном уровне определены ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в развитие указанного выше закона в Москве действует Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, ст. 3.12 которого установлены соответствующие ограничения для несовершеннолетних граждан, в Московской области соответствующие ограничения установлены ст. 4 Закона Московской области от 04.12.2009 n 148/2009-ОЗ "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области", сводятся эти ограничения главным образом к следующему:
Места, где находится в ночное время ребёнку нельзя без сопровождения взрослых:
1) места массового пребывания и отдыха граждан (улицы, площади, парки, скверы, стадионы, дворы, спортивные площадки, пляжи, лесопарковые зоны и другие места);
2) места общего пользования многоквартирных домов (лифты, подъезды, лестничные площадки, чердаки, подвалы);
3) городской и пригородный транспорт общего пользования, территории и помещения вокзалов, железнодорожных, автобусных станций;
4) места, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, и компьютерные игровые клубы;
5) места, которые предназначены для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания, для развлечения и досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе (рестораны, кафе, закусочные, дискотеки, развлекательные клубы).
В Москве под ночным временем подразумевается время с 23 до 6 часов местного времени.
Места, где ребёнку находится нельзя в принципе даже в дневное время и даже в сопровождении взрослых:
Не допускается нахождение лиц, не достигших возраста 18 лет, на объектах, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера; в пивных ресторанах; винных барах; рюмочных; в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
Из указанного следует, что в дневное время дети могут без сопровождения родителей находиться во всех местах, не отнесенных в установленном действующим законодательством порядке к числу мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию (перечни указанных мест могут определятся специально создаваемыми для этого комиссиями). Таким образом, нахождение детей без сопровождения родителей на улицах города, в скверах, парках, на детских площадках, в общественном транспорте и т.п. не является противозаконным, а, следовательно, не может быть наказуемо посредством применения мер административной ответственности.
Отдельно необходимо сказать о том, что в соответствии со ст. 38 ч. 2 Конституции РФ забота о детях и их воспитании является равным правом и обязанностью их родителей. Ст. 63 п. 1 Семейного кодекса РФ при этом устанавливает: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами».
Статья 5 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) предусматривает, что государства - участники уважают права и обязанности родителей должным образом управлять и руководить ребенком.
При этом ст. 1 п. 1 Семейного кодекса РФ устанавливает, что «семейное законодательство исходит из … недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав». П. 2 той же статьи 1 Семейного кодекса РФ указывает, что «регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами «разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей».
Согласно ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласованию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Таким образом, именно родители в установленных Конституцией РФ и действующим законодательством рамках решают вопросы, касающиеся воспитания детей, руководят их поведением, в частности, вправе определять, где и когда они могут гулять, в сопровождении родителей или иных родственников или без такого сопровождения, если это не нарушает нормы действующего законодательства.
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»