В семье главное: понять, простить, с любовью воспитать

Поделиться:
31.05.2017

 

DSC_9319.JPG

Маленькая москвичка на праздновании Дня семьи, любви и верности на пешеходном мосту Богдана Хмельницкого, соединяющем Ростовскую и Бережковскую набережные близ Киевского вокзала
Фото: Мария Басиладзе, "Вечерняя Москва"

Автор Наталия Покровская

От каких угроз нужно в первую очередь защищать детей? На этот вопрос попытались ответить участники круглого стола, прошедшего недавно в студии сетевого вещания «ВМ».

О том, как уберечь ребенка от негатива взрослого мира, спорят во все времена. Но однозначного ответа на вопрос, как сделать детей счастливыми, до сих пор не удалось найти никому. Слишком уж много переменных — условия жизни и воспитания, влияющие на формирование личности, события, нравы общества и, конечно, всеведущая информационная среда.

Между тем многие детские правозащитники настаивают на том, что детей сегодня нужно защищать от ошибок взрослых. От каких именно, мы поинтересовались у наших экспертов.

— Ребенку нужно объяснять, что мир прекрасен, а те проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни, — это ступеньки к новым испытаниям, — считает заместитель председателя Экспертно-консультативного совета родительской общественности столичного Департамента образования, член Комиссии по профилактике негативных проявлений Ольга Галузина. — Я бы посоветовала родителям самим воздержаться от просмотра негативной информации, которая выбрасывается из интернета. Тогда она не распространится на ваших детей.

С тем, что семья — главная защитная крепость для ребенка, не поспоришь. Ее нужно всячески беречь, сохраняя благоприятную атмосферу в доме. Но защитят ли «розовые очки», надетые с малолетства, подростка, рано или поздно, но неизбежно столкнувшегося с «прелестями» мира реального и отнюдь не всегда доброго и прекрасного?

— Мы все знаем об опасностях интернета, — говорит член Совета при Уполномоченном по правам ребенка, руководитель информационно-правозащитного центра «Иван-Чай» Элина Жгутова. — Безусловно, родители должны контролировать этот процесс, не рассчитывая на государство. Современные технологии не позволяют повесить железный замок на негативную информацию. Но есть ведь и другая сторона этой медали. Если родитель сегодня запретит ребенку заходить в сеть, он нарушит его права в познании мира, образовании. С точки зрения западного подхода к воспитанию, это вообще можно расценить как насилие над личностью. Но если вы пустите ребенка в сеть, из которой он наберется дурного, попадет в группу смерти, начнет демонстрировать девиантное поведение, вы тоже будете виноваты. То есть сегодня родители, по сути, лишены презумпции добропорядочности. Сегодня они, по сути, не имеют права на ошибку.

Как же быть? И права ребенка защитить нужно, и действовать в рамках закона...

— Всеми силами надо стараться выстраивать доверительные отношения со своими детьми, — полагает учитель, член Общественной палаты РФ Роман Дощинский. — Детям нужна культурная среда, запрещать социальные сети бесполезно. И нужно понимать, что общение подростка в них — это компенсация того, что мы им недодаем. Порог чувствительности к опасности в возрасте 13–14 лет существенно занижен. Это тоже нужно понимать.

В идеале все так. Однако далеко не все родители готовы вести ежедневные задушевные разговоры со своим чадом. На кого надеются? На школу, оснащенную новейшими технологиями?

— У наших детей не так уж много прав и свобод, — полагает уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. — Они абсолютно прозрачны: в электронном дневнике двойку уже не утаишь, есть мобильные приложения, позволяющие контролировать, как они проводят время. Но, к сожалению, у нас в последнее время очень много проблем общества прикрывают детьми. Если рядом с нашими детьми будут взрослые, которые не лицемерят, ведут себя достойно, не только воспитывают, а подают своему ребенку личный пример, тогда миру детства будет значительно проще. Духовно-нравственное воспитание на уроках не преподашь, особенно если дома подросток видит совсем иное, чем на них рассказывают. Что же касается запретов... Ребенок изучает мир, он должен щупать границы дозволенного, ощущать их. Это связано с процессом взросления. А вот вести с ними диалог нужно непременно, стараясь объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо. И при этом уважать их личность. Я хотел бы обратиться ко взрослым: поймите, нельзя думать, что на свете есть что-то более важное, чем наши дети.

Внял бы словам уполномоченного по правам ребенка каждый... Но действительность-то часто совсем иная.

По мнению Элины Жгутовой, родитель — лучший педагог для своего ребенка. А вот государство, органы опеки должны помогать семьям быть крепче. Согласен с этим мнением и член Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, заслуженный учитель РФ, директор Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом» Вадим Меньшов.

— Пусть государство выстроит систему и аккуратно помогает не очень благополучным, по тем или иным причинам, семьям; опекает и сопровождает их, — говорит он. — Но чем меньше мы влезаем в семью, тем лучше для нее. Я вообще бы отменил лишение родительских прав. Лозунг, что мы должны забрать всех детей из детских домов, чтобы дети лучше жили, неправильный. Мы должны сделать так, чтобы дети в них не попадали.

Стараться понимать и изучать своих детей советует родителям педагог Роман Дощинский. Но сколько ни говори «халва», слаще во рту не станет. И, наверное, в День защиты детей все-таки нелишне напомнить папам и мамам о том, что именно от них зависит, чувствует ли их ребенок себя рядом с родителями в полной безопасности.

ЮНЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ «ВМ»

Рядом с нами должен быть тот, кто не соврет

Глеб Бугров

Глеб Бугров.jpg

Маленькие дети в большинстве своем наивны и доверчивы, они легко принимают на веру все, что им говорят взрослые. Поэтому мне кажется, что самый страшный враг для любого ребенка — манипуляция и ложь. От материального обидчика можно убежать, можно позвать на помощь, дать какой-то отпор, но если ребенку начнут навязывать чуждую ему мысль, подталкивать к «нужным» выводам, то как понять, что грозит опасность? «Синий кит» тому доказательство — ребят настойчиво убеждали в том, что они хотят умереть, а они искренне не понимали, к чему все ведет.

Это не значит, что взрослого невозможно обмануть, однако зрелый человек способен критически мыслить, способен провести анализ того, что ему говорят, он банально умнее ребенка. Готов поспорить, что сейчас меня куда сложнее обмануть, чем в пятом классе, а лет через десять эта задача усложнится еще больше. Рядом с ребенком и подростком должен быть человек, который поможет им не стать обманутыми, скажет правду. Тогда ложь не будет нам страшна.

Мы можем вести себя плохо назло взрослым

Максим Леванов

Максим Леванов.jpg

Я считаю, что в первую очередь детей сегодня следует ограждать от материалов, цель которых — пропаганда тех или иных идеологий.

Во-первых, ребенок способен самой безобидной идее придать максимально уродливую форму, поскольку детям свойственно все преувеличивать. Во-вторых, когда ребенку с ранних лет указывают на несомненную верность определенной идеи, системы взглядов или мировоззрения, то у него не развивается привычка критически мыслить, поскольку в ней, как ему кажется, отпадает необходимость. А во взрослой жизни критическое мышление и разумный скептицизм — незаменимые и очень ценные навыки.

Что же касается родительского контроля, то, на мой взгляд, здесь главное — не переборщить. Чрезмерная опека подростка, тотальная слежка за тем, с кем он общается в сети, что читает, кого выбирает себе в друзья, может выйти боком. И ребенок назло родителям станет совершать дурные поступки.

Отметим наш День не только мороженым и газировкой

Анна Панина

Анна Панина.jpg

Лучше отметить День защиты детей не только мороженым и газировкой. Должен быть не один формальный День защиты детей, о котором никто не знает и не помнит, а постоянная защита со стороны государства, выраженная в жестких законах. Защита прав на бесплатное образование, здравоохранение, отдых в лагерях. Защита от родителей-алиментщиков и алкоголиков, от корыстных усыновителей, от агрессивных сверстников, от неадекватных учителей, от улицы, от влияния СМИ, от педофилов, от алкоголя и наркотиков.

Надо поднимать общий уровень культуры населения через телевидение и СМИ. Больше показывать позитива. В школах ввести психологов, чтобы психолог на занятиях оценивал атмосферу. А свободное время у ребят должно быть занято не интернетом, а настоящими делами. У нас детский труд запрещен. Но если ввести в школах мастерские, где ребята будут работать по одному часу в день и зарабатывать деньги? Мальчики могут делать табуреты и вешалки, а девочки — вышивать носовые платки.

ЦИТАТА

Антон Чехов, писатель:

Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя похабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами…

ЦИФРА

1,9 миллиона детей и подростков в возрасте до 18 лет проживают сегодня в столице. Доля россиян в возрасте до 14 лет — 16,4 процента

Watch video!


Поделиться:

Короткая ссылка на новость: https://ivan4.ru/~ztitb




Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь на сайте , или войдите через социальные сети
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или зарегистрируйтесь


Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»

Сумма: 

Выберите удобный способ пожертвования: