В ЯКУТСКИХ ШКОЛАХ БУДУТ ПЕТЬ ГИМН.САМЫЙ СПРАВЕДЛИВЫЙ МЭР САРДАНА АВКСЕНТЬЕВА О ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В БЕСЕДЕ С ЭЛИНОЙ ЖГУТОВОЙ
В пункте 3 нового документа Ил Дархан поручает администрации главы и правительству республики "ведение в практику общеобразовательных организаций Якутии ежедневное исполнение Государственного гимна Российской Федерации"
Также Айсен Николаев поручил разработать и реализовать проект «Мы – будущее России», который будет объединять государство, науку, общественные институты и граждан в воспитании детей. Этот проект призван помочь школьникам «формировать траекторию жизни, наполнять ее нравственными ценностями и смыслами».
Согласно четвертому пункту указа госсобранию Ил Тумэн рекомендовано "предусмотреть совершенствование законодательства в области духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи".
Уже сегодня, 21 ноября, Айсен Николаев и мэр Якутска Сардана Авксентьева первыми подали пример и спели гимн страны вместе с учениками столичной средней школы №5.
Элина Юрьевна: Добрый день, Сардана Владимировна! Очень рада быть у вас в гостях быть на Якутской земле, в республике Саха!
Элина Юрьевна: хотелось бы начать с главного, с вашего отношения к социальной справедливости. Вы уже признанный воин на поле социальной справедливости - вот хотелось бы вас спросить по вопросу «семьи», «семейной политики», острому вопросу, который касается Ювенальной Юстиции и вопросу отобрания ребёнка.
- Я вам просто зачитаю пример, который мы обычно задаём, пример семьи: «Забрали вы бы детей из семьи, если бы: нет водопровода, отопления, кухни, унитаза, по дому бегают огромные крысы, дети спят в сырой комнате с плесенью на стенах, на списанной солдатской кровати с продавленной сеткой. Дети ходят в общий червивый туалет, дырку во дворе, которую делят ещё 4 семьи. Сыр, конфеты и колбаса в доме бывают только по праздникам, основная еда – картошка, селёдка, куриные шеи и другие дешёвые продукты. По выходным и на каникулах дети работают на земле, собирают колорадских жуков, кормят свиней, следят за курятником и прочим. Вода есть только в уличном кране, который летом пересыхает, а зимой перемерзает. Большинство соседей уголовники и наркоманы, один из них варит черняшник прям при детях. У детей нет новой одежды, вся одежда ношеннвя от выросших родственников и соседей. Дети ходят в лучшую в городе спецшколу, дети занимаются гимнастикой, учатся в музыкальной школе, посещают множество других кружков. Детей никто не бьёт, не ставит в угол, не унижает. Дети любят родителей, а родители их».
Сардана Владимировна: ситуация, которую вы описали, Элина Юрьевна… На самом деле если исходить из того, что я услышала и предположим, что забирать детей, то… это надо десятки тысяч детей забирать из семей, потому что к сожалению очень много семей проживает в таких условиях, которые вы описали.
- Но вы в этом примере, который привели, вы сказали, что дети хорошо учатся , учатся в хорошей школе и что они занимаются трудом. Я думаю, что вот самое главное в данном случае, что они получают нормальное образование, они живут нормально, эмоции, эмоции родителей, это же семья, это же родные люди!
- Я думаю, что ни в коем случае я бы не стала изымать детей из такой семьи! Другой разговор, что вопрос касается вот именно условий проживания этой семьи, жилищные условия. Вот это то, с чем мы с коллегами сталкиваемся здесь ежедневно! Поэтому скорей всего надо принимать меры, чтоб каким то образом, если уж не радикально улучшить жилищные условия семьи, то помочь им, как то более или менее по- человечески жить.
Элина Юрьевна: А какие возможность есть вот у главы администрации города, у глав города?
Сардана Владимировна: к сожалению, возможностей не так много. Вы ещё толком не посмотрели наш город, только прилетели, вы сейчас увидите какое у нас количество ветхого жилья, аварийного жилья, таковым по закону не признанного. К сожалению, в программу по … федеральную программу по расселению ветхого аварийного жилья у нас попало только порядка 68 тысяч квадратных метров жилья, которое мы должны переселить и речь не идёт даже об улучшении жилищных условий, а именно переселение из аварийного ветхого жилья. Вот поэтому конечно, если мы будем изымать детей из каждой семьи, которая живёт в трудных жилищных условиях, то мы количество сирот в государстве, в отдельно взятом в городе увеличим кратно.
- Изъяла бы я ребёнка из такой семьи? – Ну конечно нет! Если не говорим, что родители асоциальны и детям что-то там угрожает. Вот если ребёнку, его здоровью и жизни что-то угрожает, тогда, безусловно, надо ребёнка забирать.
Элина Юрьевна: но мы очень часто сталкиваемся с тем, что угроза здоровью это такая широкая трактовка… и даже не постановка прививки считается угроза жизни и здоровья, нарушение прав ребёнка, т.е. угроза, допустим там у нас у ребёнка была чесотка на руках – изъяли. И то выяснили, что это аллергия и тем не менее они привели там пол года в приюте, потому что это была угроза жизни. Т.е. это тоже зависит от того кто будет трактовать, кто будет читать этот закон.
Сардана Владимировна: да, тот самый пресловутый человеческий фактор.
Элина Юрьевна: да, и насколько он человеческий.
Сардана Владимировна да, правильно, в ковычках тут, скорее всего. Я думаю, что тут, в принципе, наше законодательство позволяет вольно трактовать. Надо конкретно разграничить, чтоб у исполнителя на местах не было разного своего трактования субъективного.
Элина Юрьевна: дело всё в том, что сейчас вот как раз выстроена, как мне кажется, социальная программа в пользу приёмных семей. Больше поддержки приёмных семей, не знаю, как здесь в Якутии, в алмазной столице. А в Москве приёмная семья может получать до 80 тысяч за ребёнка в месяц. При том, что мы знаем сколько получают за ребёнка от 1,5 до 3 лет пособие 50 рублей на ребёнка, на родные семьи. До полутора есть пособие, с 3 лет мама может работать, а вот в период с 1,5 до 3 лет сейчас решается этот вопрос, слава Богу! Ну это такое закрывание дыр…
- Как можно в рамках отдельного региона, если это политика страны, ну в смысле политика в стране, то как можно в рамках отдельного региона, допустим, делать что-то по другому?
Сардана Владимировна: - ну вот, смотрите, я попросила специалиста, мне подготовили размеры пособий по уходу за ребёнком. Вот до 1,5 лет у нас получается: если не работающие – 9000 это на первого ребенка, при рождении ребёнка 24000… ну понятно при рождении 24000 мы не считаем, мы говорим о том на что семья должна жить.
Элина Юрьевна: 9000 получает кто? Мать?
Сардана Владимировна: Да! Неработающая.
Элина Юрьевна: До 1,5 лет?
Сардана Владимировна: До 1,5 лет. Если мама работала, то она получает 40% от своего заработка. По пособиям у нас получается… смотрите: ежемесячное пособие на ребёнка – 1076 рублей на ребёнка проживающего в семье со среднедушевым доходом, величина которого превышает 0,3 величины прожиточного минимума. Дальше идёт градация в зависимости от прожиточного минимума… тоже мало. Поэтому в совокупности, конечно… одно дело, когда в семье есть отец и он работает, другое дело, если мама одна и
Детишек у неё 2-3, а бывает и больше, то ситуация, конечно, становится плачевной.
Элина Юрьевна: это обречённые люди в нашей ситуации, т.е. мать многодетная одиночка и она либо оставляет детей дома и они лишаются средств к существованию, по сути, или она выходит на работу – тогда они становятся безнадзорными.
Сардана Владимировна: Да, абсолютно, но вы, как сказать то… в советское время, которое кто-то любит вспоминать, кто-то нет, мы с Вами одного возраста, мы же были предоставлены сами себе, и ничего с нами плохого не произошло! И мы учились и в школе как то… и сами кушали, уроки делали, что нашли – оделись. Ну, в общем, Монтессори в прямом виде.
- Сейчас, конечно, мир изменился, изменилась окружающая среда, всё таки засилие разных культур, субкультур, разных течений, в которые ребёнок может попасть. Конечно, нашу ситуацию с нынешней не сравнить. Очень много информации, поток информации идёт практически на каждого ребёнка и этой информацией они могут воспользоваться как угодно. Поэтому здесь контроль родительский, в данном случае и законодательство у нас поменялось, что дети вообще не должны одни дома оставаться. Т.е. я понимаю о чём Вы говорите, но, к сожалению, да! Если у мамочки очень низкий доход и она вынуждена работать, у неё нет возможности нанимать няню, в семье нет бабушки, дедушки и ещё кого-то, то конечно детки предоставлены сами себе.
Элина Юрьевна: ну, как бы они не долго в таком состоянии находятся, они попадают …, либо в детский дом.
Сардана Владимировна: к сожалению, да. Как в любом городе у нас есть очень трагические случаи. Трагические случаи, когда меры вовремя не были приняты, когда школа там сказала «а мы за образовательный процесс должны отвечать», а родители заняты тем, что они зарабатывают на жизнь.
Элина Юрьевна: или в Интернете.
Сардана Владимировна: ну всякие родители есть. Тем не менее, мне кажется, школа должна осуществлять определённый присмотр, сообщать куда надо, кому надо и тот должен этим заниматься. Ну да, во время учебного процесса, на каникулярный процесс, конечно… Мы нынче за каждым руководителем окружной администрации закрепили подшефного ребенка, ребёнка, который состоит на учёте. И вот они должны были летом этими детишками, которые состоят на учёте, заниматься, ну как кто может, у кого какие возможности есть – кто-то трудоустроил, кто-то в лагерь отправил, кто-то ещё что-то сделал. Ну вот через две недели все мне должны отчитаться, вот эти вот детишки, которые состоят на учёте, что мы с ними летом сделали. Я вообще считаю, что нет не талантливых детей, каждый ребенок в чём-то уникален! Каждый ребенок в чём-то неповторим! Просто наша задача, родителей, учителей, всех, кто с ребенком сталкивается - помочь ему раскрыть эти особенные таланты. И тогда этот ребёнок будет и стойкий и ко всем остальным невзгодам он будет относится и попроще, потому что о будет знать, что «а вот это я умею лучше других, я буду нацелен на это».
- Нынче, значит, в десятый раз открылся летний лагерь для детей, которые состоят на учёте. Ну почему я много о них говорю – потому что это, всё таки, первая зона риска.
Элина Юрьевна: ну. конечно.
Сардана Владимировна: первая зона риска… «таёжный герой». Некоторые ребятки там уже ходят 3 сезон, некоторые только-только пришли, все ребятки, которые состоят на учёте. Команды делятся по отделениям полиции: вот кто у них наставник – инспектор по делам несовершеннолетних, тот отдел полиции они и представляют. Это довольно забавно видеть, на самом деле, потому что некая группа детишек, сами представляете, как они выглядят, по-разному: первый отдел полиции, второй отдел полиции, третий отдел полиции. И со своими наставниками они два, три дня в режиме летнего лагеря, они там чему то учатся, соревнуются, при чём с ними занимаются ребята с ОМОНа, с ним занимаются ребята групп специального назначения, кинологи с ними занимаются. Т.е., в принципе, мальчишкам это интересно очень.
Сардана Владимировна: когда мы рожаем детей, мы делаем это для себя, мы делаем это сами. Нас, как правило, никто не просит. Мы сами должны нести ответственность за своих детей. Но, вместе с тем, на то мы и общество, на то мы и социум. Потому что маленький человек, который оказался, как мы обычно говорим, в трудной жизненной ситуации, он не виноват. Ему должны помогать, все, кто его видят, ему должны помогать! Иначе как?!
Элина Юрьевна: в 15 году всё таки приняли этот закон, я не отследила это до конца, закон об ответственном родительстве?
Сардана Владимировна: Приняли… Ну как работает он… он есть…
Элина Юрьевна: я так критически отношусь к этому термину, поскольку он всегда, я считаю, является таким останавливающим рождаемость. У Вас какие параметры рождаемости?
Сардана Владимировна: естественный прирост населения у нас рождаемость выше, чем смертность.
Элина Юрьевна: По Якутску?
Сардана Владимировна: По Якутску я говорю, да. Но мы видим некоторое снижение темпов, если по сравнению с 2007 годом. Ну давайте я Вам дополнительно точные данные предоставлю, потому что я боюсь ошибиться в процентах. Есть некое снижение.
Элина Юрьевна:
Мы сейчас обсуждаем как бы, я имею ввиду мы - комиссия, там коллеги мои- как можно всё таки вот эту социальную помощь оказывать действительно эффективно и поддержку людям оказывать там не формально и не такими вот маленькими суммами, которые там либо смотреть, либо тратить. Т.е. это должна быть какая то принципиально новая концепция. Т.е., мне кажется, что некоторые люди нуждаются не в, как говорят там "удочку дай, а не рыбу". Но некоторые люди настолько голодные, вот в тех аллегориях, о которых мы говорим, что они не в силах эту удочку удержать. Т.е. их сначала нужно накормить, как следует. Да, чтоб они могли её в руках то удержать. И порой этот период длится не год, не два, а может быть очень долго.
- Вы, наверное, сталкивались с выпускниками детских домов, которые, по сути, являют собой платформу для масштабирования, умножения социальных сирот в геометрической прогрессии. Потому что эти люди, которые выходят абсолютно социально не адаптированные. Ну, я не знаю вот мы с таким опытом сталкиваемся. И они, в свою очередь, не могут, у них нет опыта создания семьи, у них нет опыта там стабильной работы, у них нет опыта воспитания собственных детей. И получается, что они плодят ещё в геометрической прогрессии социальных сирот. Это отдельная категория, с которой очень сложно работать, даже нам! Да… вот какие пути подхода?
Сардана Владимировна: я понимаю вот так, что в своё время создание приёмных семей - это и была попытка как раз уйти от детских домов. Где дети, оставшиеся сиротами не могли вообще получать никакого семейного примера и вообще его проявления и в эмоциональном плане и в бытовом плане, поэтому и появились вот эти приёмные дома в своё время. И может быть это и не так плохо. Но, что касается сирот там и геометрической прогрессии, может быть. я не стала бы так категорично, потому что есть примеры ведь очень успешных людей, которые реализовали себя. На самом деле на сегодняшний день и мы знаем в городе людей, которые являются гордостью нашего города, в своё время, будучи воспитанниками детского дома. Поэтому, тут как бы…
Элина Юрьевна: Какого возраста, вопрос в том, что…
Сардана Владимировна: Хороший вопрос, они старшего возраста.
Элина Юрьевна: Ну, так это же другие социальные сироты.
Сардана Владимировна: я понимаю, да. Вот поэтому, конечно, отчасти То, что Вы говорите, я с этим согласна, Элина Юрьевна. И когда мы сталкиваемся с тем, что мы сейчас обязаны предоставлять сиротам жильё, а сироты, некоторые, чуть младше Вас с нами. И конечно же есть некая позиция,может быть, иногда иждивенчества. Иждивенчества, непонимания своей социальной роли, своей социальной функции, они ведь уже и сами родители. Конечно, такие есть, согласна. Но я думаю, что мы сейчас не столько о детских домах и социальных сиротах, сколько мы говорим о тех, кто оказались в трудной жизненной ситуации. И здесь получается, что...
Элина Юрьевна: Они составляют существенную часть этих семей! Как правило, по моему опыту, ну это 30 %, как минимум.
Сардана Владимировна: на самом деле...очень много теневой заработной платы. Очень много нелегального трудоустройства, которое не даёт полной социальной защиты и социальный пакет, который предусмотрен на сегодняшний день трудовым кодексом Российский Федерации. И это тоже отсутствие возможности отпуска, провести отпуск.
- Вот у нас, например, есть северный проезд - один раз в два года - ты и один член твоей семьи - вы можете получить проезд в отпуск. В условиях севера было бы замечательно ребёнка, уж если не на море, то хотя бы до Байкала свозить, или ещё куда-нибудь. Но, когда мы говорим, что особо этим грешит мой любимый малый и средний бизнес, когда человека трудоустраивают или по гражданско-правовым договорам или же, вообще, в конверте заработную плату выдают, то, конечно же не о каком социальном пакете речи быть не может. Да, никаких больничных по уходу за ребёнком, потому что тебя выгонят, потом вообще никаких вот тебе преференций для родителей, которые воспитывают детей.
- На самом деле сейчас рынок труда здесь очень напряженный, очень много безработицы и поэтому люди, чтоб получать хоть какой то доход, они вынуждены соглашаться на такую работу. И будут молчать и будут получать в конверте и... условно говоря, "плакать в подушку". Поэтому, конечно, комплекс мероприятий. Но на самом деле мы проводим там в управах какие-то мероприятия, какие-то меры социальной поддержки.
- Вот сейчас Управа строительного округа, самый большой наш строительный округ проводит акцию "семья - семье". И, что самое удивительное, самыми активными участниками этой акции являются многодетные семьи. Многодетные семьи, это же не обязательно малоимущие, они не обязательно там с какими то трудными ситуациями. Нет! Есть очень много многодетных семей, которые "вполне себе". И вот они, в первую очередь, помогают, потому что они знают каково это воспитывать детей больше там...
У меня дочка одна была маленькая, мне как то сложно было. И когда я смотрю на мамочек там по 5-6 детей, да я думаю, что ужас какие они герои!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ СТРАНИЦУ ВК https://vk.com/info_ivan, ЧТОБЫ ПЕРВЫМИ УЗНАВАТЬ СВЕЖИЕ НОВОСТИ! НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО "КОЛОКОЛЬЧИК"!
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»