Рекомендации парламентских слушаний на тему совершенствования семейного законодательства
Поделиться:
09.01.2017
Комитет Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации по конституционному законодательству и
государственному строительству
совместно с
Временной Комиссией Совета Федерации по подготовке
предложений по совершенствованию Семейного кодекса Российской
Федерации, Общественной палатой Российской Федерации,
при поддержке
Координационного совета при Президенте Российской Федерации по
реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012
2017 годы
РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний на тему
«Основные направления совершенствования семейного законодательства
Российской Федерации на современном этапе»
г. Москва 27 октября 2016 года
Участники парламентских слушаний - члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Общественной палаты Российской Федерации, члены Временной рабочей группы по совершенствованию семейного законодательства при Координационном Совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», представители Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной нотариальной палаты, законодательных (представительных) и (или) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Фонда Святителя Василия Великого, Родительского Всероссийского Сопротивления, иных общественных объединений, а также ученые, эксперты и специалисты в области семейного права,
разделяя позицию Президента Российской Федерации В.В. Путина, высказанную им на Съезде родителей России, состоявшемся в городе Москва 9 февраля 2013 года, по вопросу «ювенальной юстиции»: «У русского и практически у всех народов России существовали многовековые традиции именно большой семьи, объединяющей несколько поколений родственников. Забота о стариках, забота о детях стояла всегда на первом месте. Именно эти традиции нам надо возрождать. И, напротив, следует избегать слепого копирования чужого опыта. В том числе и по причине небесспорности этих моделей управления общественными явлениями в данных сферах и в тех странах, где наиболее широко применяются правила так называемой ювенальной юстиции»... Непродуманное внедрение таких механизмов, по сути, нарушение суверенитета семьи, может спровоцировать недоверие и разлад между родителями и детьми и даже прямую коррупцию, паразитирование некоторых недобросовестных чиновников на этих проблемах", "Семья - это очень чувствительная сфера. И в законах, касающихся взаимоотношений между родителями и детьми, должны быть только определённые, чёткие формулировки, исключающие произвол чиновников и какое-то двойное толкование. Так называемая юридическая техника должна быть отточена до идеала. В том числе, строго, исчерпывающе должны быть перечислены признаки крайнего неблагополучия семьи, когда представителям власти нужно и можно вмешиваться и оказать адресную помощь", "результативность борьбы за благополучную, безопасную жизнь детей должна измеряться не количеством дел по лишению родительских прав. Это совсем не тот критерий, которым нужно руководствоваться. Напротив, лишение родительских прав - это очень сложная, крайняя мера. Подчас это просто тупик. Это вольное или невольное содействие разрушению традиционной российской семьи, а счастливую, крепкую семью не заменит никакой закон, никакой государственный надзор, это уж точно";
учитывая Рекомендации парламентских слушаний Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству от 17 марта 2016 года «Совершенствование семейного законодательства: возможности и перспективы сохранения традиций российской семейной культуры»,
обсудив следующие предложения по совершенствованию положений Семейный кодекс Российской Федерации:
1) о дополнении Семейного кодекса Российской Федерации нормой, регулирующей применение предупреждения родителей (одного из них) как наиболее мягкой меры семейно-правовой ответственности;
2) о разграничении и уточнении оснований ограничения родительских прав и лишения родительских прав, исходя из того, что лишение родительских прав является крайней мерой семейно-правовой ответственности, применению которого, как правило, должно предшествовать применение более мягкой меры - ограничения родительских прав;
3) об отнесении к основаниям лишения родительских прав таких как: признание родителя вступившим в законную силу обвинительным приговором суда виновным в совершении умышленного преступления в отношении своего ребенка (своих детей), либо умышленного преступления против жизни или здоровья другого родителя ребенка (детей), супруга, в том числе не являющегося родителем ребенка (детей), иного члена семьи; истечение срока ограничения родительских прав, если суд не вынес решение об отмене ограничения родительских прав, либо о продлении срока ограничения родительских прав; отказ родителя без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения), и отказ документально оформлен;
4) об изменении порядка ограничения родительских прав; о разграничении ограничения родительских прав на определенный срок (до 6 месяцев) с возможностью продления этого срока судом и ограничения родительских прав на неопределенный срок, допускаемым по обстоятельствам, от родителя не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, ограничение родительских прав в этом случае не является мерой семейно-правовой ответственности; об отнесении к основаниям ограничения родительских прав на определенный срок таких оснований как: оставление ребёнка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для жизни и здоровья ребёнка; родители (один из них) уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при уклонении от уплаты алиментов и ранее им (одному из них) выносилось предупреждение; родители (один из них) отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций и отказ документально оформлен; родители (один из них) являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
5) о предоставлении права на контакты с ребенком родителю, лишенному родительских прав на основании судебного решения;
6) об уточнении круга лиц, правомочных инициировать в суде рассмотрение вопросов об ограничении родительских прав и лишении родительских прав, включив в него другого родителя, не лишенного родительских прав или не ограниченного в родительских правах, близкого родственника ребенка, орган опеки и попечительства, а также прокурора; с исками о лишении родительских прав вправе обращаться также законные представители ребенка;
7) о судебном порядке отобрания ребенка при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка. В этом случае орган опеки и попечительства направляет в районный суд ходатайство об отобрании ребенка, которое рассматривается судом в срок не позднее 24 часов с момента поступления ходатайства. В случаях, не терпящих отлагательства, отобрание ребенка может быть произведено на основании решения органа опеки и попечительства о незамедлительном отобрании ребенка. Орган опеки и попечительства в течение 24 часов с момента отобрания направляет в суд решение об отобрании ребенка и уведомляет об этом прокурора. Суд в срок не позднее 24 часов с момента получения решения проверяет законность и обоснованность произведенного отобрания ребенка и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае признания судом произведенного отобрания ребенка незаконным ребенок подлежит незамедлительному возврату его родителям или другим лицам, на попечении которых он находился. При отобрании ребенка могут применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио и видеозапись. Орган опеки и попечительства обязан обеспечить временное устройство ребенка, отобранного у родителей или других лиц, на попечении которых он находился, с учетом преимущественного права родственников ребенка;
8) о наделении органов полиции, выявивших в ходе мероприятий, проводимых в соответствии с федеральным законом, ребенка, оставшегося без попечения родителей, полномочиями составлять акты об отобрании ребенка и передаче его органам опеки и попечительства для последующего устройства ребенка в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
9) о введении трехлетнего срока, в течение которого допускается отмена усыновления;
10) об обязательном участии адвоката на стороне родителей при рассмотрении судом споров, связанных с отобранием ребенка, ограничением родительских прав, лишением родительских прав,
РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Временной комиссии Совета Федерации по подготовке предложении по совершенствованию Семейного кодекса Российской Федерации:
1.1. Обсудить вопрос о системном пересмотре положений Семейного кодекса Российской Федерации с учетом возрождения традиционных семейных ценностей и целесообразности подготовки новой редакции данного кодекса, в том числе:
1) о пересмотре пункта 2 статьи 56 СК РФ в части, касающейся права ребенка самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд; пункта 2 статьи 64 СК РФ в части устранения существующей неопределенности механизма установления органом опеки и попечительства противоречий между интересами ребенка и его родителей; пункта 3 статьи 71 СК РФ в части отсылки к жилищному законодательству по вопросу совместного проживания ребенка и родителей;
2) о пересмотре концепции «родительско-детских» отношений, восстановлении ценности авторитета родительской власти (в том числе, право родителей по своему усмотрению выбирать методы воспитания, поощрения и разумного наказания ребенка; определять занятия ребенка; устанавливать режим дня, питания ребенка; ограничивать общение ребенка с третьими лицами, а также доступ ребенка к сети Интернет и СМИ; защищать ребенка от информации, которую родители считают для ребенка вредной, требовать от третьих лиц соблюдения указанных запретов; привлекать ребенка к домашнему и иному общественно-полезному труду; определять методы заботы о здоровье ребенка, способы лечения ребенка и профилактики заболеваний; в воспитательных целях использовать методы психологического и физического воздействия на ребенка, не причиняющие вреда его жизни и здоровью),
3) о необходимости регламентации механизма выявления ребенка оставшегося без попечения родителей,
4) о разграничении правового статуса «ребенок-сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей»,
5) о разграничении и определении терминов «возмездная опека» и «безвозмездная опека», а также - «родственная опека»,
6) об усилении гарантий приоритетного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, под родственную опеку.
1.2. Подготовить проект федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации» с учетом высказанных замечаний и предложений, обратив особое внимание на следующие положения:
1) о необходимости введения ответственности государственных и муниципальных органов, их должностных лиц за незаконное вмешательство во внутренние дела семьи, включая незаконное отобрание ребенка,
2) об установлении перечня случаев, когда орган опеки и попечительства или прокурор правомочны по собственной инициативе обратиться в суд с иском о лишении родительских прав или об ограничении в родительских правах,
3) дополнительно обсудить вопрос о перечне преступлений, совершение которых, если вина родителя установлена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, является основанием для лишения родительских прав,
4) о дополнении законопроекта положениями, связанными с пересмотром положений Семейного кодекса, в части, касающейся процедуры выявления детей, оставшихся без попечения родителей, их последующего устройства,
5) дополнительно обсудить вопросы, связанные с процедурой отобрания ребенка: об основаниях отобрания; о целесообразности введения судебного порядка отобрания ребенка или судебного порядка обжалования отобрания ребенка органами опеки и попечительства; о порядке проведения судебного заседания, круге участников, и сути принимаемого решения, о законности (незаконности) произведенного отобрания или об отобрании (отказе в отобрании) ребенка; о порядке отобрания ребенка в ночное время, выходные и праздничные дни; об определении термина «случаи, не терпящие отлагательства»; о допустимости или недопустимости наделения органов полиции полномочиями по отобрания ребенка в случаях, когда такая необходимость возникает при проведении полицейских мероприятий; об ответственности органов опеки и попечительства за незаконное и необоснованное отобрание ребенка, нарушение прав родителей,
6) дополнительно обсудить вопрос о возможных неблагоприятных последствиях введения нормы, предоставляющей право на контакты с ребенком родителю, лишенному родительских прав.
3. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитету Совета Федерации по социальной политике провести в весеннюю сессию 2017 года парламентские слушания по вопросам пересмотра концепции «родительско-детских» отношений в семейном праве.
4. Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть вопросы, касающиеся статуса органов опеки и попечительства, норм нагрузки, заработной платы, иных вопросов материального обеспечения специалистов органов опеки и попечительства несовершеннолетних.
5. МВД России рассмотреть вопрос о приведении в соответствие с положениями Семейного кодекса Российской Федерации Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15 октября 2013 года № 845.
Рекомендации по итогам парламентских слушаний в Совете Федерации на тему «Совершенствование семейного законодательства: возможности и перспективы сохранения традиций российской семейной культуры», прошедших 17 марта 2016 года. (PDF, 457 kb)
Стенограмма парламентских слушаний в Совете Федерации 27 октября 2016 на тему «Основные направления совершенствования семейного законодательства Российской Федерации на современном этапе» опубликована на сайте СФ.
Здесь опубликована стенограмма парламентских слушаний в Совете Федерации на тему «Совершенствование семейного законодательства: возможности и перспективы сохранения традиций российской семейной культуры», прошедших 17 марта 2016 года.
Электронные приемные и почтовые адреса для корреспонденции:
Президент Российской Федерации и Администрация Президента Российской Федерации - http://letters.kremlin.ru или 103132, Россия, Москва, ул. Ильинка, д. 23.