От «Спящих» проснулись демоны

Поделиться:
19.10.2017

Спящие.jpg

Премьера сериала «Спящие», состоявшаяся на прошлой неделе на Первом канале, уже стала событием общественно-политической жизни. То, что авторы называют шпионской драмой, оказалось еще и политическим памфлетом, который либерально-космополитическая общественность справедливо восприняла на свой счет. И очень возмутилась – начав травлю режиссера Юрия Быкова и обвинив власти в подготовке «нового 37-го года». Что же разбудили «Спящие»?

Все уже заметили, что в этом году целый ряд кинопремьер вызвал просто бурю споров в обществе – начиная с рождественского «Викинга» и заканчивая еще не вышедшей «Матильдой». Теперь пришел черед сериалов – на подходе «Троцкий», а на прошлой неделе вышли «Спящие» – восемь серий первого сезона.

Второго, впрочем, скорее всего, и не будет – уже после премьеры режиссер Юрий Быков заявил о своем временном уходе из профессии – после того, как либеральная общественность заклеймила фильм как нерукопожатный, чекистский и «оправдывающий террор против либералов».

Быков, которого в открытую называют «предателем», впрочем, набрался смелости на прощание сказать то, что думает:

«При всех моих существующих претензиях к власти я не разделяю подход: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...». Тем более прекрасно вижу сегодняшнюю геополитическую ситуацию, вижу, как мы раздражаем Запад, как он спит и видит, чтобы свести нас на нет. Вот и фильм «Спящие» – не о плохой или хорошей России, а об оранжевой революции, именно этот сюжет мне хотелось показать зрителям.

«Спящие» – это лайт-версия того, что я хотел сказать о геополитической обстановке, о противостоянии двух цивилизаций: восточной и западной. О противостоянии либералов и консерваторов...

Наверное, у меня такое воспитание – не могу отказаться от своих корней, идентичности. Либералы же сегодня явно перегибают палку, девальвируя, как мне кажется, понятия патриотизма, свободы, да и многие другие. Для меня существуют сакральные вещи, а либеральная общественность убеждена – все надо десакрализировать.

..Потому что мне внутренне близки консервативные, сакральные ценности. Я вижу, что достаточно серьезно нагнетаются антирусские настроения во всем мире, да уже и внутри страны. Просвещенная часть общества пытается перестать соотносить себя напрямую с русскостью и гражданством. А я растерян, и у меня, честно говоря, опускаются руки... Я думаю, что после этого надо делать долгую паузу или вовсе уходить из кино.

Честно говоря, в «Спящих» я просто психанул и подумал: «Хоть в такой форме, на большую аудиторию надо высказаться, чтобы не случилось оранжевой революции. И вот я сейчас сижу и думаю: но люди-то все равно должны протестовать. Потому что, если им что-то не нравится и они будут молчать, – это еще хуже».

Несмотря на некоторую сбивчивость Быкова, его главная мысль понятна – я патриот, снял фильм про опасности оранжевой революции, но реальность сложнее, и я вовсе не за полицейское государство, а меня осуждает прогрессивная общественность, я ухожу. Но независимо от того, что думает сейчас режиссер, фильм «Спящие» уже стал событием политической жизни. И вот почему.

Мы не будем разбирать художественные достоинства и недостатки фильма – он сделан в жанре шпионского детектива, у которого есть свои любители и противники. Отсылки к западным сериалам несомненны – и если сравнивать «Спящих» с ними, то для кого-то он будет на уровне, а для кого-то сильно слабее. Но и это не принципиально – понятно, что это не «Карточный домик» ни по режиссерской работе, ни по игре актеров, ни по уровню в целом. Но при этом «Спящие» не хуже, а то и лучше множества идущих по нашему ТВ сериалов (крайне слабых, да, увы) – так что ругают его не за это.

Точно так же странно разбирать достоверность изображаемых событий: фильм, в отличие от исторических драм типа «Матильды», не претендует на отображение реальных событий и реальных персонажей.

Как именно работает ФСБ и ЦРУ, как готовятся крупные межгосударственные контракты, как вербуют – то, как это показано в абсолютном большинстве фильмов, что наших, что американских, очень далеко от реальности.

Понятно, что и «Спящие» – это преувеличение, сознательно выстроенное с использованием намеков на реальные события и существующих персонажей – ну так и американские «Карточный домик» или «Босс» (блестящий сериал про мэра Чикаго и партийную машину, выдержавший всего пару сезонов) построены на этом же принципе. Да, там при желании можно увидеть и Навального, и Дворковича, и Патрушева, и Макфола – но фильм не про них.

Формально он про операцию, которую американцы пытаются провести в России, используя при этом своих «спящих», то есть законсервированных агентов – и все происходит якобы в 2013 году. Цель операции не очень ясна – вроде бы это срыв российско-китайского газового контракта, но концовка фильма ставит под сомнение и это. Однако все восемь серий мы видим противостояние честных государственников-чекистов и предателей из высоких слоев общества. Причем главное не сами предатели – а та атмосфера, в которой они действуют.

Атмосфера того самого презрения к собственной стране и ненависти к власти, от связей с которой и кормится вся эта «элитная» публика. Обличающие представителей этой прослойки диалоги и монологи и вызвали возмущение нашей космополитической публики – как же так, да это же вранье и дискредитация, это же натравливание на нас простого народа, да это же оправдание будущих репрессий.

Авторов фильма упрекают в том, что у них настоящая оппозиция объявляется агентами ЦРУ – то есть внедряется идея о том, что только предатель может быть против власти. Но в фильме этого нет – все противники власти имеют свои убеждения и не являются агентами ЦРУ (в худшем случае ими манипулируют), а то, что один из «спящих» работает популярным журналистом, вовсе не отменяет наличия у него стройной системы взглядов. Проблема в том, что эти взгляды не антипутинские, и даже не античекистские – а антироссийские. И это действительно некрасиво – но тут авторы фильма ничего не выдумывают: то, что говорят их герои, еще довольно мягкая форма того, что крутится в среде «лучших людей».

При этом в сериале ведь постоянно звучит и весь набор претензий в адрес власти и ФСБ, которые предъявляет несистемная оппозиция – «крышуете все и вся, опричники, всех несогласных убиваете, нет свободы слова». Но верит зритель не им, а тому, что говорит главный герой, чекист, вернувшийся в Москву после 15 лет работы за границей: «самые недовольные здесь не голодные, а сытые», которые «за пятнадцать минут сдадут страну, если только представится случай».

Проблема этого фильма не в том, что актеры плохо играют или сценарий слаб – сама идея «спящих» вообще взята из сленга западных спецслужб, так они называли в том числе и наших агентов, да и фильмов об этом Голливуд снял побольше нашего. Проблема этого фильма в том, что он, пусть и совершенно лапидарно, неталантливо и в лоб, показал тот раскол, который есть в российской «элите», то есть среди того собрания политиков, бизнесменов, медийщиков, которые и управляют Россией. Этот раскол был все постсоветские годы – просто вначале прозападные, космополитические силы фактически безраздельно господствовали почти во всех срезах элиты.

Путин в 2000-х начал постепенную чистку – но в 2011–2012 годах «элита» попыталась выкинуть его с корабля истории. Ответные меры Путина по национализации элиты привели к тому, что к 2017 году позиции «космополитов» оказались катастрофическим образом подорваны в политической среде – но все еще очень сильны в остальных срезах истеблишмента. И по мере приближения президентских выборов 2018 года эти люди нервничают, боятся окончательно потерять свои позиции на следующем сроке Путина. И ищут везде знаки и признаки наступления «последних времен». Вот и в фильме «Спящие» они увидели такой сигнал – и ужаснулись, и возмутились.

При этом «Спящие» – это просто кино. Ни Путин, ни Кремль не посылают через него никаких сигналов «лучшим людям». Их позиции и так уже подорваны и будут потеряны ими в краткосрочной перспективе. Но не вследствие борьбы ФСБ с ЦРУ или Кремля с «непримиримой оппозицией», а потому, что народ проснулся и наводит порядок в своем доме. Ничего личного, ничего путинского – просто заканчивается время двойной жизни, двоедушия, двоеверия. Время паразитов, присосавшихся к нелюбимой ими стране и ненавидимой ими власти – и изображающих при этом из себя ее жертву.

Текст: Петр Акопов

ИСТОЧНИК

В качестве комментария:

Так, может быть, они просто узнали в этом фильме себя?

Автор: Александр Малькевич

Я еще могу понять, когда того или иного человека или явление (особенно, если мы говорим о сфере культуры) пытаются травить люди, зомбированные и неспособные к аналитическому мышлению. Не буду сейчас ни на что и ни на кого намекать; все и так понятно.

Ладно, в этом случае агрессия хотя бы объяснима – толпа не ведает, что она творит. И этот факт, кстати, всегда очень возмущал «либеральную общественность». О которой я хочу немного поговорить сейчас.

Ибо то, что происходит сейчас вокруг талантливого режиссера Юрия Быкова – бесспорно, интересный кейс для пиарщиков, но с точки зрения жизненной ситуации это что-то совершенно запредельное.

Потому что в травле Быкова, снявшего интересное и сильное кино (абсолютно профессиональное с точки зрения режиссуры) - сериал «Спящие» - участвуют те, кто называет себя «интеллектуальной элитой» страны, либералы как в кавычках, так и без. Люди, которые прекрасно осознают, что они делают. То есть они убивают художника, понимают это и радуются.

Понимаете, если заняться серьезным анализом ситуации, становится вдвойне страшнее. Поясню: уже неоднократно звучали мысли, что если либеральных и таких вот «нежных» людей допустить до власти, то репрессии в их исполнении будут страшнее в десятки раз того, что может представить себе самое воспаленное сознание. И они доказывают это прямо сейчас.

Люди, которые решительно клеймят «кровавый режим» за расследование финансовой ситуации вокруг Кирилла Серебренникова, тут же предают анафеме автора мощных и страстных фильмов «Дурак» и «Майор» за то, что он посмел снять художественное кино. Давайте я по слогам повторю: ХУ-ДО-ЖЕСТ-ВЕН-НОЕ!

И, что самое страшное, на их взгляд, на деньги власти. Той самой, которая до этого давала десятки миллионов Серебренникову, но тогда, по мнению профессиональных либеральных критиков, это было нормально.

Видимо, они считают, что деньги у «режима» брать можно, но только в двух случаях: либо, чтобы показать власти «козью морду» в исполнении голых людей, либо, чтобы эти деньги просто похитить. Странная логика из уст людей, которые сами готовы выстраиваться в очереди за любыми грантами, причем хорошо, если это будут средства «отечественного производителя». В противном случае критики Юрия Быкова рискуют превратиться в героев его сериала.

Так, может быть, они просто узнали в этом фильме себя? Как говорил герой моего любимого фильма «Верные друзья» академик Листратов: «Я увидел себя в отвратительно кривом зеркале. И нужно иметь мужество, чтобы сознаться, что я и есть Нехода…».

Еще одно соображение: мне довелось прочитать на просторах интернета удивительные суждения о том, что сериал «Спящие» находится в списке едва ли не пяти самых чудовищных преступлений российской власти. Все это пишут «герои Фейсбука», утверждающие, что телевидение никто не смотрит и верят лишь интернету.

Тогда что же их так зацепило в телевизионном сериале?.. Парадокс…

Юрию Быкову я хочу пожелать все эти интернет-воззвания не читать. Пишут их люди, которые и мизинца Вашего не стоят. Что не мешает им восторгаться западными фильмами и сериалами о политике, в которых зачастую выдумано все от «А до Я», но там, как считает эта публика, кинематограф только развлекает, а у нас - выполняет важную идеологическую функцию.

Вот и хочу спросить, почему и за что они так не уважают свой народ, наш народ?! Который, по их мнению, развлекаться (и получать удовольствие – в том числе от просмотра хороших и крепко сделанных фильмов) не умеет, а воспринимает кино исключительно как «руководство к действию»? Впрочем, этот вопрос скорее риторический.

Юрию Быкову желаю обязательно сил снимать дальше. У него есть талант и всегда была Позиция. В отличие от тех, кто завидует и злословит.

ИСТОЧНИК
Поделиться:

Короткая ссылка на новость: https://ivan4.ru/~AY5Mu




Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь на сайте , или войдите через социальные сети
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или зарегистрируйтесь


Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»

Сумма: 

Выберите удобный способ пожертвования: