Госдума — Схватка за школу: рыночники и государственники вошли в клинч
Над круглым столом в ГД сошлись носители взаимоисключающих взглядов на систему образования. Темой дискуссии стало единство образовательного пространства, об которое реформаторы сломали немало копий, а вместо единства добились полного раздрая и деградации школы.
Камнем преткновения в вопросе единства образовательных стандартов является так называемая «вариативность» образования. За этот термин чиновники Минобра готовы сражаться до потери рассудка. Вариативность — есть такая же мистическая категория как «свободное движение капиталов» для представителей финансового сектора. Недаром кардиналов Минобра и Минфина роднит общий бэкграунд в виде Высшей Школы Экономики.
ВШЭ является для них своеобразным Хогвардсом, где они черпают оккультную веру в святость свободного рынка и коммерческого предоставления образовательных услуг.
На фоне безумного сопротивления, которое оказывают либералы всяким попыткам посягнуть на вариативность, в комитете Госдумы по образованию решили совершить тактический маневр. Депутаты Ирина Мануйлова и Олег Смолин представили вниманию собравшихся компромиссный законопроект, в котором фетиш вариативности не убивается, но при этом достаточно мягко вводятся обязательные требования к содержанию образования.
В комплексе с ударом, который наносит по миру подпольного книгопечатания Антикоррупционный комитет Ирины Яровой, а также с подозрением в растрате почти 1 млрд рублей, которое предъявила ведомству Ливанова Генеральная Прокуратура, эта стратегия может оказаться успешной.
Представляя законопроект, заместитель председателя Комитета по образованию Ирина Мануйлова отметила, что в самом Законе об образовании, в его сегодняшней редакции, допущена избыточная свобода, которая создает угрозу единству образовательного пространства.
С одной стороны школам предоставлена возможность самостоятельно определять содержание образования, выбирая примерные образовательные программы, с другой стороны, ни суть ни логика составления этих программ никак не регламентированы, а самих программ не существует, не смотря на то, что закон действует уже в течение трех лет.
Мануйлова напомнила, что недавно Президент Владимир Путин предложил хирургическое решение проблемы: включить базовое образование в федеральный стандарт общего образования. Та же самая логика заложена и в новый законопроект.
Он предполагает единство наполнения обязательной части + вариативность в наполнении дополнительной части. Единство предлагается обеспечить при помощи набора требований к предметным результатам.
Авторы предлагают на законодательном уровне закрепить понятие «Обязательных требований»: Ученик должен научиться, и «Возможных» — ученик получит возможность научиться. При этом предлагает использовать понятие «основных» и «примерных» образовательных программ.
Единое или (базовое) содержание обязательной части будет состоять из основных образовательных программ. Школьная "самодеятельность" допускается только в необязательной вариативной части, при этом вариативную часть будет составлена из примерных образовательных программ.
Присутствующие в зале педагоги подтвердили, что невнятный подход к организации учебного процесса и так называемая вариативность убивают школу, создают массу административной волокиты. На практике вариативность обернулась тем, что школа вынуждена изобретать велосипед.
«Во всех школах ученики должны изучать единое обязательное содержание по каждому предмету. Необходимо зафиксировать зону ответственности школы. Не все школы готовы и хотят этим заниматься. Следует прописать право школ пользоваться готовыми образовательными программами без дополнительной проработки», — считает Ирина Мануйлова.
Роль учебника в образовательном и воспитательном процессе законодательно не закреплена, что по мнению ряда участников дискуссии является причиной коррупции в сфере экспертизы и публикации учебников.
Депутат Олег Смолин, который является одним из авторов законопроекта, заявил, что принятие Федерального закона 309 изначально таило в себе угрозу единству образовательного пространства, поскольку из стандартов убрали норму содержание образования.
«Сегодня перейдя с одной стороны московской улицы на другую, я рискую попасть в иное образовательное пространство, поскольку стандартов образования нет, программы имеют характер примерных. В действующем законе содержится явное противоречие между заявленными функциями ФГОС и его содержанием. Тема возвращения содержания в стандарты давно назрела. Мы неоднократно предлагали Госдуме законопроекты с требованием вернуть содержание в стандарты, и ГД неоднократно их отклоняла», — рассказал Смолин. — Согласно новому законопроекту все без исключения учебники, которые включены в федеральный перечень, должны соответствовать базовому содержательному стандарту».
Занятную трактовку единства образовательного пространства дал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исаак Давидович Фрумин:
Фрумин призвал к любви! Он подчеркнул, что скрепы должны быть только духовными. При этом единство образовательного пространства заключается вовсе не в единстве содержания, а в единстве результатов.
«Общность должна создаваться за счет любви, а не принуждения, а не за счет железных обручей. Когда Президент использовал понятие скрепы, он имел в виду духовные скрепы, а они административно не навязываются», считает Фрумин. — Пункт с обязательным содержанием учебного материала только замедлит обновление».
Владелец издательства «Эксмо» Олег Новиков осторожно посетовал на противоречивость сигналов сверху, которые мешают книжке найти путь к читателю за партой. Новиков похвалил процесс создания так называемого единого учебника истории.
В ответ на это автор альтернативного единого учебника истории, Евгений Спицын напомнил, что никакого конкурса на составление учебников, вопреки заверениям Минобра не было, что процесс печатания учебников и материалов сопроводительного
«В целом логика нового законопроекта является правильной, однако ключевой вопрос — кому все это будет доверено: опять Асмолову, Каспаржаку и компании? Мы той же команде, которая 25 лет гробила наше образование, довела его до ручки — так, что мы по показателям сравнялись со странами Африки и Азии, опять доверяем управление системой. Ректор МПГУ гробит старейший вуз страны, которому 145 лет. Вы за кого детей держите, за идиотов, что ли?
Приведу пример из ЕГЭ — Укажите дату основания Москвы, Карибского кризиса и Бородинского сражения. Это какой же ученик должен быть дегенерат, чтобы перепутать эти даты.
Вы сводите ЕГЭ к профанации. Аналогичный примитивизм наблюдается и в ЕГЭ по математике. А потом отчитываются Путину и Медведеву, что у нас стопроцентная сдача ЕГЭ. 44 статья, на которую так любят ссылаться наши либералы, защищая вариативность, гарантирует свободу преподавания для педагога. А
Источник
комментарии
ВШЭ пропагандирует "компетенции" взамен образования. Они знают, что и зачем делают.
Это всемирный процесс вывода государства из роли заказчика образования - это процесс самоубийства государственгости. Каким бы плохим не было государство, оно опирается на граждан - так или иначе.
Если же граждане зависят от корпораций (заказчиков "компетенций") - альтернативы защиты интересов граждан больше нет.
В ВШЭ сильные спецы по заражению синдромом "вшэ головного мозга". На уровне секты работает...
**
Сегодня пришлось комментировать статью про "дискредитацию.высшего образования во всем мире":
Лживая заказная статья. Вообще, если не восторгаться тупо западом, видно даже из этой статьи, что на западе пропагандируют замену "образования" "обучением". Вроде, это дает больше шансов на карьеру.
Так ли это? Я утверждаю, что произведена целенаправленная подмена понятий.
Мы пока "догоняем" передовой запад в подмене образования обучением.
Есть шанс не догнать и оказаться впереди - если не пойдем их путем.
Образование - это создание картины мира, а не напичкивание "компетенциями".
Академическое образование, кажущееся ненаправленным на конкретную карьеру, дает серьезную и прочную основу для дальнейшего освоения практически любых специальностей - формируя объемную и непротиворечивую картину мира и структуры взаимосвязей в нем.
Фрагментарные компетенции можно получать быстрее, однако смена технологий с полным исчезновением профессий происходит все быстрее и быстрее. Вероятно, скоро цикл смены будет порядка пяти-семи лет, то есть, практически сравним со сроком обучения.
Мало кто смотрит на образование, как на основу государственности, свято уверовав в "невидимую руку рынка" (которую до сих пор так никто и не увидел, ни одно исследование ее существование не подтвердило). Некоторые даже мечтают об исчезновении государств.. Только кто тогда станет защищать интересы населения? Корпорации?
При отсутствии объемно сформированной академическим образованием картины мира, человек при каждой смене технологий окажется вынужден платить за следующую порцию "компетенций" - и так каждые полтора-три года.
Мечта капиталиста - новая огромная отрасль перекачивания денег, воспроизводящая гарантированную зависимость людей от нее. (то, что сейчас пропагандируют в виде "образование - это услуга", "индустрия образования" и т.п.)
Плюс, при обучении "компетенциям" взамен "образованию", люди не приобретают способность видеть и осмыслять системные и межсистемные связи: достаточно освоить правила одной системы/профессии и не тратить время на понимание устройства мира и общества.
Да, такие "компетентные" выпускники становятся полностью зависимы от системы, под которую заточены их "компетенции" - и потому идеально управляемы: вне системы они - никто и звать их никак и сделать сами ничего не могут - связи с иными системами они не получили.
Задумайтесь об этом, прежде, чем радоваться назревающему буму "дополнительного обучения" (ибо не образование это вообще).
А первая доза - бесплатно: бесплатное образование сейчас переделывают из академически-фундаментального (создающего основу для дальнейшего ОБУЧЕНИЯ практически всему, что потребуется) в компетентностно-практическое (последствия описаны выше).
Задумайтесь. Еще не поздно.. Пока.
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»