МАТ - ЭТО ИНСТРУМЕНТ СОКРАЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Выступление Элины Жгутовой на III Форуме в Новосибирске. Посвящено борьбе с нецензурной бранью.
Полный текст выступления
Ведущий: слово предоставляется российскому правозащитнику и общественному деятелю, Председателю правления общественного центра по защите традиционных семейных ценностей «Иван Чай» Элине Жгутовой.
Элина Жгутова: добрый день, дорогие новосибирцы! Я в вашем городе первый раз. Очень рада здесь быть. Благодарю за приглашение Новосибирское отделение ВРНС, Новосибирскую епархию. Благодарю своих коллег, которым эту тему удается поднимать – очень простую и очень сложную. Василий Давыдович (ред.Ирзабеков), в одиночку, можно сказать, сражался долгие годы за чистоту русского языка. И вот сейчас я рада, что присоединяются другие проекты. И нас пока мало. Давайте честно в этом признаемся. Таких вот бойцов на этом фронте очень и очень мало!
Но я думаю, что, когда мы начинали борьбу 15 лет назад с экстремистскими сообществами, которые на сегодняшний день, все-таки таковыми признаны, нас тоже было, уверяю вас, очень и очень мало.
Поэтому мы в начале славных дел. Мы очистим это пространство. Безусловно, мат разрушителен для России. Это нужно осознавать. Я думаю, что и люди, которые в 90%, а у меня 70% употребляют мат, тоже осознают, что своей речью они не только разрушают пространство вокруг, но и работают на подрыв суверенитета нашей страны.
До сих пор, собственно говоря, просто не доходили руки, были, я думаю, более важные вопросы: СВО и другие проблемы. Все это не позволяло выводить на первый план этот вопрос. А вот сейчас уже высказался и наш Президент – Владимир Владимирович Путин. Патриарх на съезде ВРНС поднимал эту тему очень громко, чем, я так понимаю, дал негласную команду представителям русской православной церкви начать открытую борьбу за чистоту речи.
Я – организатор и руководитель проекта, который называется «Русский – язык Победы». Можно многими путями идти, начинать эту борьбу за чистоту русского языка…Но я решила, что нужно вооружить людей тем, чем они гордятся. Вот они гордятся нашими победами. Мы только отпраздновали 80-летие Победы в этом году…
И не надо начинать говорить с человеком о том, почему ты такой плохой, давай исправляйся. А нужно говорить: «Слушай, ты же народ-победитель! Зачем ты свой язык поганишь таким образом? Мы же с этим языком победили!»
И вот сейчас, если кто-то смотрит, я часто бываю на программе НТВ «Место встречи». Мне тоже либералы, которые сидят там, как правило, напротив меня…Как вы видите, я пришла в футболке с надписью: «Русский – язык Победы». Такой мерч и мы его будем распространять. И на меня начали нападать, что и цвета тут фашистские, и почему русские?
Победу одержали все, разумеется! Но команды отдавались на русском языке. Не было этнических формирований. Все, по сути, воевали русским языком! И опять разговоры – там мат был. Но не знаю, не видела. Наша кинематография и литература была очищена от сквернословия.
И меня воспитали в отсутствии этой нецензурной брани. Вот, когда один раз меня в пионерском лагере привлекли за подобное, воспитатели позвонили моим родителям и со мной родители 3 дня не разговаривали – это было самое страшное наказание за всю мою жизнь. Так отец сказал: «Ты разве не понимаешь, что я в жизни не произнес такого слова ни разу». Ну, а про маму уж и говорить нечего.
И каким образом так быстро наше общество скатилось до того, что сейчас даже те же самые люди пожилого возраста не стесняются в выражениях в присутствии женщин и детей? В мою еще молодость, в моем студенчестве, молодой человек, который матерился и не реагировал на замечания, получал, извините, «по щам». Один маргинал мог заводиться, но мужчины, которые стояли рядом, отводили его в сторону и все объясняли. Это абсолютно нормальный порядок событий был. И если он не успокаивался – его приводили в норму.
Если не было рядом мужчин, которые могут защитить женщину от этого сквернословия, то в принципе, в конечном счете, она должна была действовать сама. Это был абсолютно нормальный порядок вещей – женщина могла дать матерящемуся мужчине пощечину.
Что сейчас мы наблюдаем? Девушки в присутствии мальчиков и мужчин употребляют нецензурные выражения и, собственно говоря, развращают друг друга.
Я бы еще рассмотрела следующее. Сегодня вышел документ о том, что рейтинг губернатора будет идти с оценкой демографической политики по рождаемости. Давайте подойдем к решению и нашего вопроса через эту же «оптику».
Понимаете, в чем дело…Что такое – нецензурные выражения? За каждым словом стоит символ, так устроено наше сознание, наш организм так устроен. Если бы символов не было, мы бы друг друга не понимали. Значит, соответственно, за произнесенным словом стоит определенный символ, который, понятно всем, что означает.
Как у нас раньше отбирали музыкантов, которые играли на духовых инструментах? Человеку показывали лимон и если у него выделялась слюна, то его не брали в оркестр. Это абсолютный инстинкт, безусловный рефлекс.
Так извините, если подросток переживает переходный период, у него гормоны играют и вот на этом фоне его постоянно заводят вот эти слова. Еще раз говорю, слово просто так работает, оно имеет определенное действие на сознание. А в данном случае оно имеет действие на репродуктивную функцию, которая формируется у человека. И если в этот момент эту функцию репродуктивную бесконечно спускать на холостых ходах, что мы получим?
Что мы получим? Испорченный инструмент мы получим в результате! Поэтому нужно говорить всегда о том, что это антидемографическая мера – насаждение этого языка.
Какие сейчас стоят вызовы? Сокращение населения. Совпадает это с насаждением мата? Безусловно…Рост народонаселения падает, а мат растет. Это абсолютно зависимые вещи. Поэтому мы и должны, в первую очередь, говорить о том, что это инструмент по сокращению населения.
Я, например, чтобы пугнуть народ, всегда говорю о том, что, на самом деле, мат в присутствии несовершеннолетних, это, по сути, развратные действия в отношении них. А как еще? Вы начинаете рассказывать про половые органы маленьким детишкам. Что это такое?
Мы заставим в следующий раз человека подумать о своих действиях, ибо это все-таки уголовная статья. Я, конечно, не хочу сейчас говорить о том, чтобы всех там пересажать. Но о том, что людей уже нужно «взбадривать» серьезнее, чем сегодня это делается, это да.
Плюс существует достаточно много инструментов, имеющихся в законодательстве. Та же статья 20.1 КоАП РФ, которая позволяет нам наказывать людей штрафами от 500 рублей и более. И это неприятно. Помните, в Дагестане был случай, когда арестовали отца двух террористов. По какой статье? 20.1! Значит можем, когда захотим.
Я с депутатами разговариваю и мне говорят: «Вот, знаете, у нас сейчас МВД перегружено». Извините - у нас и пространство сильно информационно перегружено матом. В конце концов, идите и собирайте эти штрафы. Это целый финансовый Клондайк. Нет, не действуют.
В этом плане наше предложение сейчас – вывести в административной статье, в которой сказано, что мат должен трактоваться как мелкое хулиганство, если он сопряжен с какими-то действиями. Если вы будете крушить, громить все на свете и еще материться, тогда это ваша статья. Вас оштрафуют на 500 рублей.
Конечно нас это не устраивает. Мат нужно выводить в отдельную статью – «нецензурная брань в публичном месте». Например, видела, как идет сотрудник полиции и материт всех. Говорю ему: «Ничего, что тут общественное место?». Но понимания нет…Понимания нет даже у сотрудников полиции, что они сами являются отрицательным примером.
Присутствие несовершеннолетнего – это отягчающее обстоятельство, а нецензурная брань от представителей власти или людей, которые являют собой пример общественного поведения, тоже отягчающее обстоятельство. Поэтому это не 500 рублей, а больше.
Сейчас депутат Александр Аксененко тоже вызвал резонанс в обществе, когда предложил штрафовать за мат на 10 тысяч. Думаю, что этот штраф не будет применен в ближайшее время, но, по крайней мере, депутат вызвал такой вот резонанс в обществе.
Мы должны «взбадривать» пространство, мы должны его каким-то образом нарушать, нарушать спокойствие, ибо «молчанием предается Бог». Мат – это язык сатаны, сатанинская лексика. Если мы просто проходим мимо, молча – мы уже предаем молчанием Бога! Я мужикам в темной подворотне делаю замечание, ну пострадаю – значит пострадаю за Христа! Кстати говоря, в большинстве случаев люди извиняются. Даже не помню случая, когда мне возражали или проявляли агрессию.
Конечно законодательные изменения претворить очень сложно, поэтому нужно сначала менять информационное поле. Чем мы и занимаемся. Я очень рада, что столько проектов появляется. У меня есть коллега-священник из Глазовской епархии и у него запущен проект «Доброслово» (ред. автор проекта – иерей Вячеслав Клюев). Он больше занимается методическими разработками для внедрения в школах. Кому интересно – я тоже познакомлю с этим проектом или с ним самим.
Я проводила круглый стол в рамках рождественских чтений в этом году на площадке очень известного института – Московского педагогического государственного университета, по сути являющегося филиалом нашего Министерства просвещения.
Возглавляет его Алексей Владимирович Лубков – православный человек. И на этой площадке мы собрали очень много людей –представителей институтов, которые занимаются языком, и государственных библиотек, и министерств, и ведомств Министерства просвещения. И, конечно, я вам скажу, что для них это был первый опыт знакомства с такой проблемой.
Понятное дело, что нужно и дальше с этим работать, но, по крайней мере, эта тема, которую начинают «вскрывать». Далее у нас было совещание в издательском отделе с участием митрополита Климента. Он дал благословение на проведение мероприятия – сателлита фестиваля «Дни Достоевского в Оптиной пустыни».
Это сейчас очень растущее мероприятие. Достоевский сейчас – наше все, поскольку он давал как раз оценку ситуации, когда идет борьба с либерализмом. Мы выходим здесь в прямую, в лобовую атаку, вступаем в рукопашный бой с либеральными идеями. В этом смысле Достоевский является носителем передовых идей.
Дни Достоевского «растут». В прошлом году участвовало в них 20 000 человек. Площадки расширяются. Идет популяризация самих идей. Квинтэссенция русских идей Достоевского происходит. Жизнь там кипит. Поэтому я считаю, что недостающим звеном было проведение фестиваля русского языка с упором на то, чтобы посвятить его борьбе с нецензурной лексикой.
*Элина Жгутова презентует собственный проект фестиваля «Русский – язык Победы». Фестиваль будет проходить на площадке красивого городского парка в городе Козельске (Калужская область). Он находится в непосредственной близости с Оптиной пустынью и с теми площадками, на которых будут проводиться Дни Достоевского.
Фестиваль направлен на борьбу с нецензурной бранью. *Демонстрируются площадки фестиваля. Мы предполагаем организацию ряда мероприятий – концерта, распространение пособий, брошюр, листовок, конкурсов детского рисунка и роликов по чистоте русского языка, викторин, опросов.
Это будет пока один день – 13 июля. Мы захватывает дневное время. Пока чуть-чуть. Пока пилотный проект, но я думаю, что он должен стать началом и подспорьем для большого-большого дела. Приглашаю всех!
Сейчас мы только на этапе организации – приезда, участия, идей, спонсорской помощи. Все нам пригодится.
Так что мы приглашаем вас для организации точки сборки на земле, в «кипящем месте», рядом с Днями Достоевского – очень интересного фестиваля, на который приезжает очень много знаменитостей. Всех приглашаем на этот фестиваль.
*Знакомит с информационными ресурсами Иван Чая.
Моя задача вам сейчас дать мастер-класс по возражению тем, кто будет вам рассказывать, что это «оружие», «у нас идет война». Это все бред. У меня наработана огромная практика как медиаэксперта участия в шоу в вопросах нахождения контраргументов.
Поэтому нужно сформировать целую команду экспертов, которая «не полезет за словом в карман», а будет достаточно четко и аргументированно защищать нашу позицию в отношении сохранения чистоты русского языка.
Спасибо большое, коллеги.
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»


