НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ПАНДЕМИЧЕСКОГО СОГЛАШЕНИЯ ВОЗ ГЛАЗАМИ ЭКСПЕРТА
28.06.2023
12-16 июня 2023 Межправительственный переговорный орган по разработке так называемого Пандемического соглашения обсудил подготовленный его Президиумом текст конвенции (соглашения или иного международного инструмента) ВОЗ по предотвращению пандемий, обеспечению готовности и принятию мер реагирования.
Новый документ претерпел определенные изменения по сравнению с «Нулевым» вариантом, принятым на четвертом заседании переговорного органа в феврале 2023 года.
Учитывая сложность такой процедуры, в соответствии с которой на вступление договора в силу порой уходят годы, Президиум переговорного органа не исключил возможность использования упрощенной процедуры, предусмотренной статьей 21 Устава ВОЗ.
Согласно ей документ вступает в силу после принятия Всемирной ассамблеей, а для стран-участниц после нотификации - простого уведомления Генерального директора ВОЗ министерством здравоохранения (или иностранных дел) без участия представительных органов власти.
По сравнению с «Нулевым» вариантом в проекте, подготовленном Президиумом, «смягчены» некоторые формулировки. Так, статья 15 «Глобальная координация, взаимодействие и сотрудничество» переименована в «Международное взаимодействие и сотрудничество».
В целом, сократилось число употреблений термина «глобальный», а увеличилось количество указаний на государственный суверенитет. Например, пункт 1(f) статьи 15 ранее звучал, что Стороны «…содействуют оперативному предоставлению ВОЗ доступа в районы вспышек заболеваний, находящиеся в пределах юрисдикции или контроля Стороны, в том числе путем направления бригад экстренного реагирования и групп экспертов для проведения оценки и поддержки мер реагирования на новые вспышки».
Несмотря на корректировку отдельных положений, сущность документа изменилась мало. В основу документа положена концепция «Единого здоровья», включающая «комплексный, объединяющий подход, направленный на достижение оптимального уровня здоровья человека, животных и экосистем и обеспечение устойчивого баланса между этими тремя составляющими.
Концепция «Единого здоровья» базируется на зообиологии - идеи слияния эволюционной биологии и ветеринарии с медициной человека. Еще в 2012 г. вышла книга американских ученых Барбары Наттерсон-Горовиц и Кэтрин Бауэрс «Зообиквити» (животные кругом), ставшая бестселлером и продвигавшая идею единства биологической и психической природы человека и животного.
Таким образом, становится понятным общая тенденция обесценивания человека. Его жизнь равна жизни животного и растения, а, значит, для сохранения их жизней человек должен от многого отказаться - питаться синтетической пищей, жить в городских анклавах, отказаться от свободы передвижения и т.п.
В декабре 2021 г. было принято Совместное заявление ФАО, МЭБ, ВОЗ и ЮНЕП о признании определения единого здоровья, сформулированного консультативной группой и группой экспертов высокого уровня «Единое здоровье» (OHHLEP), члены которой представляют широкий спектр научных дисциплин.
Термин «Единое здоровье» употребляется в проекте 14 раз. В статье 1 дается понятие «подхода на основе концепции "Единое здоровье"». Концепция внесена и в число общих принципов, которыми будут руководствоваться Стороны при ее реализации (ст. 3.).
В соответствии с ней совместные действия «должны осуществляться с учетом взаимосвязи между людьми, животными, растениями и общей средой их существования. Для чего следует укреплять и применять согласованный, комплексный и объединяющий подход, направленный на обеспечение устойчивого равновесия между здоровьем людей, животных и экосистем и достижение оптимального состояния их здоровья» (ст. 3, п.8).
Авторы проекта исходят из современной либеральной трактовки прав человека. Принцип уважения прав человека в проекте дополнен указанием на необходимость уважения многообразия и обеспечения гендерного равенства (ст. 3, п.1).
Сохранилась в проекте Президиума и идея создания единой глобальной системы эпиднадзора (инфекционного контроля).
Формально декларируется, что во главе системы будет стоять представительный орган - Конференция Сторон, однако указывается, что она будет функционировать в рамках третьего главного комитета Всемирной ассамблеи здравоохранения.
Кроме того, в проекте отмечается, что «работа Конференции Сторон будет осуществляться следующими органами»: комитетом по осуществлению и соблюдению; группой экспертов по предоставлению научных консультаций; комитетом экспертов по средствам противодействия пандемиям; комитетом экспертов по совместному использованию выгод (ст. 20, п.8).
Любопытно, что преимущественно комитеты создаются из независимых экспертов, выступающих в личном качестве. Например, комитет экспертов по средствам противодействия пандемиям будет состоять из независимых экспертов с «учетом принципов гендерного равенства, мультидисциплинарности, включая знания и опыт в области права, экономики и промышленного производства» (ст. 24, п.3).
Сохраняется и указание на «ведущую роль ВОЗ как руководящего и координирующего органа в международной работе по здравоохранению» (ст. 15, п.2).
Цель соглашения, сформулированная в п.1 2 статьи, заключается «в предотвращении пандемий, спасении жизни людей, снижении бремени болезней и защите источников средств к существованию путем заблаговременного укрепления мирового потенциала в области предотвращения пандемий, обеспечения готовности, принятия мер реагирования на пандемии».
Доктор юридических наук, профессор, руководитель Центра трансграничных правовых исследований НИУ «БелГУ» Е.В. Сафронова
Наш сайт ivan4.ru
Суть основных изменений ПС
Авторы проекта по-прежнему настаивают на юридической обязательности принимаемого документа. Планируется, что процедура принятия будет базироваться на статье 19 Устава (Конституции) ВОЗ, предусматривающей голосование Всемирной ассамблеей здравоохранения (2/3 голосов для принятия решения), а в отношении каждого отдельного участника - выражение согласия на обязательность согласно порядку, предусмотренному его конституционной процедурой (чаще всего ратификацией).
Учитывая сложность такой процедуры, в соответствии с которой на вступление договора в силу порой уходят годы, Президиум переговорного органа не исключил возможность использования упрощенной процедуры, предусмотренной статьей 21 Устава ВОЗ.
Согласно ей документ вступает в силу после принятия Всемирной ассамблеей, а для стран-участниц после нотификации - простого уведомления Генерального директора ВОЗ министерством здравоохранения (или иностранных дел) без участия представительных органов власти.
Обе процедуры, согласно Уставу, предусматривают право на оговорку, однако проект соглашения исходит из недопустимости оговорок.
По сравнению с «Нулевым» вариантом в проекте, подготовленном Президиумом, «смягчены» некоторые формулировки. Так, статья 15 «Глобальная координация, взаимодействие и сотрудничество» переименована в «Международное взаимодействие и сотрудничество».
Содержательная часть тоже претерпела определенные изменения. Из пункта 1 (b) убрана фраза принятие решений «по вопросам политики на глобальном, региональном и национальном уровнях.
В целом, сократилось число употреблений термина «глобальный», а увеличилось количество указаний на государственный суверенитет. Например, пункт 1(f) статьи 15 ранее звучал, что Стороны «…содействуют оперативному предоставлению ВОЗ доступа в районы вспышек заболеваний, находящиеся в пределах юрисдикции или контроля Стороны, в том числе путем направления бригад экстренного реагирования и групп экспертов для проведения оценки и поддержки мер реагирования на новые вспышки».
Новый вариант начинается со слов «в надлежащих случаях и с должным учетом принципа суверенитета содействуют…» (далее по тексту также).
Концепция Единого здоровья как основополагающий документ Пандемического соглашения
Несмотря на корректировку отдельных положений, сущность документа изменилась мало. В основу документа положена концепция «Единого здоровья», включающая «комплексный, объединяющий подход, направленный на достижение оптимального уровня здоровья человека, животных и экосистем и обеспечение устойчивого баланса между этими тремя составляющими.
В рамках этого подхода признается наличие тесных взаимосвязей и взаимной зависимости между здоровьем человека и здоровьем домашних и диких животных, растений и окружающей среды» (ст. 1(с)).
Концепция «Единого здоровья» базируется на зообиологии - идеи слияния эволюционной биологии и ветеринарии с медициной человека. Еще в 2012 г. вышла книга американских ученых Барбары Наттерсон-Горовиц и Кэтрин Бауэрс «Зообиквити» (животные кругом), ставшая бестселлером и продвигавшая идею единства биологической и психической природы человека и животного.
Концепция «Единого здоровья» имеет явный антихристианский подтекст, люди низводятся до статуса животных и даже растений.
Таким образом, становится понятным общая тенденция обесценивания человека. Его жизнь равна жизни животного и растения, а, значит, для сохранения их жизней человек должен от многого отказаться - питаться синтетической пищей, жить в городских анклавах, отказаться от свободы передвижения и т.п.
В декабре 2021 г. было принято Совместное заявление ФАО, МЭБ, ВОЗ и ЮНЕП о признании определения единого здоровья, сформулированного консультативной группой и группой экспертов высокого уровня «Единое здоровье» (OHHLEP), члены которой представляют широкий спектр научных дисциплин.
Термин «Единое здоровье» употребляется в проекте 14 раз. В статье 1 дается понятие «подхода на основе концепции "Единое здоровье"». Концепция внесена и в число общих принципов, которыми будут руководствоваться Стороны при ее реализации (ст. 3.).
В соответствии с ней совместные действия «должны осуществляться с учетом взаимосвязи между людьми, животными, растениями и общей средой их существования. Для чего следует укреплять и применять согласованный, комплексный и объединяющий подход, направленный на обеспечение устойчивого равновесия между здоровьем людей, животных и экосистем и достижение оптимального состояния их здоровья» (ст. 3, п.8).
В ряде статей употребляется такая формулировка как охрана «здоровья человека и животных» (ст. 5. п.7 (с).
Авторы проекта исходят из современной либеральной трактовки прав человека. Принцип уважения прав человека в проекте дополнен указанием на необходимость уважения многообразия и обеспечения гендерного равенства (ст. 3, п.1).
Сохранилась в проекте Президиума и идея создания единой глобальной системы эпиднадзора (инфекционного контроля).
Усиление мер по предотвращению пандемий, отмечается в ст. 5 проекта, должно строиться на концепции «Единое здоровье», т.е. создавать системы и внедрять механизмы эпиднадзора, разрабатывать планы действий, продвигать и создавать совместные программы обучения и др.
Как все это будет работать?
Формально декларируется, что во главе системы будет стоять представительный орган - Конференция Сторон, однако указывается, что она будет функционировать в рамках третьего главного комитета Всемирной ассамблеи здравоохранения.
Кроме того, в проекте отмечается, что «работа Конференции Сторон будет осуществляться следующими органами»: комитетом по осуществлению и соблюдению; группой экспертов по предоставлению научных консультаций; комитетом экспертов по средствам противодействия пандемиям; комитетом экспертов по совместному использованию выгод (ст. 20, п.8).
Любопытно, что преимущественно комитеты создаются из независимых экспертов, выступающих в личном качестве. Например, комитет экспертов по средствам противодействия пандемиям будет состоять из независимых экспертов с «учетом принципов гендерного равенства, мультидисциплинарности, включая знания и опыт в области права, экономики и промышленного производства» (ст. 24, п.3).
Сохраняется и указание на «ведущую роль ВОЗ как руководящего и координирующего органа в международной работе по здравоохранению» (ст. 15, п.2).
Цель соглашения, сформулированная в п.1 2 статьи, заключается «в предотвращении пандемий, спасении жизни людей, снижении бремени болезней и защите источников средств к существованию путем заблаговременного укрепления мирового потенциала в области предотвращения пандемий, обеспечения готовности, принятия мер реагирования на пандемии».
Эта статья дополнена вторым пунктом, в котором указано, что конвенция «применяется при любых обстоятельствах, в том числе во время пандемии и в период между пандемиями». Это свидетельствует о планах создания глобальной системы управления здравоохранением под эгидой ВОЗ. В тексте проекта соглашения неоднократно говорится о межпандемическом периоде.
Огромное внимание в проекте уделяется средствам противодействия пандемии, определение которых непрозрачны. Это не только вакцинация, «повышение спроса» и доверие к которой стороны призваны развивать (ст. 18, п.2.), но и «средства диагностики» (ст. 11, п. 1); «инновационные многосторонние механизмы» (ст.11, п.2), «соответствующие технологии и ноу-хау» (ст. 11, п. 4 (а)); «другие меры вмешательства» (ст. 5, п.7(с) и др.
Один из вариантов статьи 13 предусматривает, что будет создана «Глобальная сеть ВОЗ по средствам противодействия пандемиям» (ст. 13, вариант А, п. 2).
Важнейшую задачу авторы проекта видят в борьбе с инфодемией. Неслучайно уже в 1 статье дается понятие «инфодемия» - «переизбыток информации, в том числе ложной или вводящей в заблуждение» (ст. 1, п. 1 (b)). Название статьи, посвященной этой проблеме, изменилось. Оно стало более корректным.
В «Нулевом» варианте она звучала так: «Повышение грамотности в вопросах пандемий и общественного здравоохранения» (ст. 17), а проекте Президиума: «Коммуникация и повышение уровня информированности» (ст. 18). При этом предусматривается широкий спектр действий, направленных на выработку согласованной политики в этой сфере и создание системы «управления инфодемией».
Что в итоге?
Приходится констатировать, что планы Всемирной организации здравоохранения по созданию глобальной системы управления здравоохранения, созданию механизма наднационального контроля и мониторинга в области медицины, экономического и технологического развития здравоохранения не изменились.
К медицине они имеют весьма косвенное отношение и призваны, прежде всего, обеспечивать интересы крупных фармакологических компаний и развивать систему глобального управления человечеством.
Доктор юридических наук, профессор, руководитель Центра трансграничных правовых исследований НИУ «БелГУ» Е.В. Сафронова
Наш сайт ivan4.ru
На странице ВК: https://vk.com/info_ivan
В телеграмме: https://tlgg.ru/ivan4pointru
Ваша помощь каналу https://ivan4.ru/vasha-pomoshch/
Короткая ссылка на новость: https://ivan4.ru/~29cZM
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»