«Реабилитация» жителей России по сектантскому сценарию
Цитата: «Я с собой взял наглядные материалы, предвосхищая нашу дискуссию. Это материалы из Украины, раздаваемые там во время Майдана, во время различных событий, которые происходили уже после Майдана. Мы видели гонения на Русскую Православную Церковь на соседней Украине. И мы видели, как под видом различных религиозных направлений на Майдане призывали от имени Бога к крови, призывали разобраться и уничтожить людей, которые не поддерживают государственный переворот на Украине. И издавались даже вот такие молитвенники, ещё раз показываю... Революционеры от имени организаций с замечательными названиями "Организация поддержки Папы Римского Иоанна Павла II", а также "Небесного мастера", так далее, способствовали росту напряжения среди украинского населения.
Совершенно, очевидно, что такого рода вещи для людей истинно верующих и для людей даже нейтральных, возможно, и не вызывали чувство поддержки и привязанности какой-либо, но, тем не менее, у этих организаций стали появляться свои адепты, и они давно уже на Украине существуют в виде различных, опять-таки, религиозных культов. Как вывод всего этого Майдана с религиозным контекстом был один: «Смерть московским попам, придем к церкви, разгромим...» и так далее, и тому подобное. То есть, звучали и звучат прямые призывы к насилию».
«Ни одна церковь в мире, ни одна официальная религия не пользуется такого рода призывами, для того чтобы решать какие-либо насущные, и в том числе политические проблемы», - подчеркнул председательствующий на заседании.
Завершая свое приветственное слово, депутат Маркелов попросил присутствующих экспертов, участников «круглого стола» уважать мнение друг друга и понимать, что в этой сложной теме может быть масса мнений, с которыми можно соглашаться или не соглашаться, но они всё равно будут иметь право на существование и публичное оглашение, если не задевают религиозных чувств и никого не оскорбляют. Дискуссия должна вестись в правовом поле, без проявлений агрессии. Далее слово было предоставлено следующему выступающему.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, кандидат философских наук в своём приветствённом слове выразил благодарность Государственной Думе, партии «Единая Россия» и лично председательствующему на круглом столе депутату Маркелову за проведение этого крайне значимого для многих мероприятия.
По его мнению, термин «секта» никого не должен огорчать. Только это понятие способно объять весь объём данного явления. При этом миссионерское движение и борьба с сектами, как считает игумен Серапион, по сути одно и то же. Иерархи Церкви в своих трудах и выступлениях не раз утверждали, что антисектантская деятельность является частью миссионерской работы.
Государство, с точки зрения представителя Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви Московского Патриархата должно осуществлять регуляцию определённых сторон религиозной жизни. Так было всегда, так должно быть и сейчас, и если упустить контроль, такая работа будет неэффективна.
По мнению игумена Серапиона, очень трудно усмотреть в действиях некоторых объединений явно религиозную деятельность. Центры за рубежом имеют сайентологи, мормоны, адвентисты, кришнаиты и ряд других. Они централизованны и их главные офисы находятся за рубежом, что не может не наводить на мысли об откровенно прозелитической деятельности их адептов на территории России. При этом священнослужитель высказал пожелание, чтобы члены религиозных организаций получали в них чисто духовное окормление, а не политическую «подковку» со всеми соответствующими для государств-мишеней последствиями.
Далее размещаем полный текст выступления игумена Серапиона (Митько) из стенограммы мероприятия.
Игумен Серапион. «Я постараюсь уложиться в регламент и говорить тезисно, но тезисов будет несколько. Мы понимаем, что очень многих обижает слово "секта". Но слово "секта" - это часть православной богословской терминологии. Так же, как и слово "грех", которое тоже кого-то обижает. И поэтому, несмотря на то, что у нас есть оппоненты, мы и впредь будем использовать термин "секта" и будем рекомендовать его использовать и законодателям. Потому что все остальные термины (нового религиозного движения и так далее), они не охватывают логически всего объёма вот этого понятия.
Второе. Некоторые утверждают, что миссионерское служение и борьба с деструктивными культами - это совершенно разные вещи. Это тоже неверно. Конечно, ещё с апостольских времён церковь вступила в полемику с различными сектами и деструктивными культами. И, начиная, по крайней мере, с XVII века, для российских миссионеров антисектантская, антираскольническая деятельность является заметной составляющей миссии.
Архиерейский собор 2013 года и сам Святейший Патриарх [прим. ред. - Московский и всея Руси Кирилл] неоднократно отмечали, что антисектантская деятельность является важнейшей составляющей православной миссии.
Мы осуществляем свою деятельность в рамках закона. Но при этом мы сознаем, что законодательство, оно развивается и, конечо, вот те законы, которые принимались в нашей стране, в том числе действующий закон - это был большой прогресс в своё время. Вот если мы сравним ситуацию с Украиной, где государство вообще не занималось религиозной деятельностью, регуляцией, мы видим к чему всё пришло. Пришло к тому, что в соседнем государстве религиозный экстремизм становится одной из основных форм вот этого майдана».
По мнению игумена Серапиона, государство должно осуществлять регуляцию определённых сторон религиозной жизни. Он напомнил участникам «круглого стола» что это было всегда и то, что это недопустимо, является неким либеральным мифом начала 90-х годов прошлого века, который показал свою несостоятельность.
Затем докладчик продолжил: «Законодательство развивается вместе с развитием общества и вот сейчас мы видим большие изменения в нашей жизни. Мы видим, что события последних лет (а это, прежде всего, события на Украине), последующие за этим антироссийские санкции и то, что происходит на Ближнем Востоке, заставляет нас по-новому посмотреть на очень многие процессы. Так, например, нам очень трудно увидеть в деятельности некоторых религиозных организаций чисто религиозную деятельность. Вот мне очень трудно представить, что религиозная организация, центр, который находится в стране, которая занимает откровенно антироссийскую политику, что эта религиозная организация ограничится только религиозной деятельностью. Примеров было достаточно и в 90-е годы, и в нулевые годы, когда из нашей страны высылались некоторые иностранные граждане. Даже одного епископа католического выслали, был случай. То есть такие случаи есть. Вопрос в том, носят ли они систематический характер или не носят... ... ...
... ... ... Вот если мы сейчас ставим вопрос об иностранных агентах в общественных организациях, может быть, стоит проработать вопрос и по отношению к религиозным организациям. То же самое относится и не только к православным, но и к буддистским нетрадиционным или, может быть, к исламским каким-то. Здесь должны специалисты уже говорить. Цель какая? Понятно, что в России могут быть люди разных вероисповеданий. Но очень бы хотелось, чтобы представители названных и некоторых других религиозных организаций, адепты, они получали только духовное кормление от своих лидеров, а не какие-то политические инструкции. Это один момент.
Второй момент. В чём ещё я полагаю, наше законодательство неэффективно. Вот сейчас в нашем отделе составляют атлас миссионера и мы выясняем, что очень трудно найти репрезентативную информацию. Почему? Потому что у нас официально не зарегистрированы религиозные группы пока. У нас нет ни одной официально зарегистрированной языческой русской организации! У нас практически нет ни одного нового религиозного движения, которое было бы зарегистрировано в Минюсте. То есть значительная часть религиозной жизни нашего общества, причём наиболее проблемная проходит мимо внимания соответствующих государственных структур. Нужно выводить всё это на поверхность. Я полагаю, что должны действовать, в том числе запретительные меры, не только разрешительные. Это, прежде всего, касается миссионерской деятельности вот этих иностранных религиозных организаций и новых религиозных организаций. Полагаю, вывод делаю, что то доброе начинание, которое было в законе действующем, где вводилось понятие традиционных религий, необходимо наполнить реальным правовым содержанием. То есть традиционные религии должны быть не просто декларативно, но и юридически поставлены в то положение, которое они занимают в связи с той ролью, которую они играли, в прошлом играют, в настоящем и будут играть в будущем...»
Прежде чем передать слово следующему выступающему, председательствующий на «круглом столе» депутат Маркелов, поблагодарив за такую емкую речь заместителя председателя Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви, отметил следующее: «Я хочу сказать, что благодаря, в том числе нашему взаимодействию, стало возможно сегодня проведение "круглого стола". Инициатива как раз-таки исходила от молодежных структур. В частности, от организации, которую представляет Антон Александрович [Андросов], мы приняли решение о предоставлении такой площадки в Государственной Думе. Я считаю, что вот такая практика, такой вот опыт будет очень полезен для дальнейшего взаимодействия, в том числе и с молодежными организациями».
Далее слово для выступления с докладом «Секты как подрыв национальной безопасности России» было предоставлено Антону Андросову, председателю общественной организации «Скорая молодёжная помощь», помощнику депутата Государственной Думы, члену Общественной палаты Белгородской области.
Андросов А.А.: «Спасибо, Михаил Юрьевич. Добрый день, уважаемые участники "круглого стола"!
Сегодня в этих стенах собрались одни из лучших борцов с сектами в стране. У нас с вами одна цель - противодействие сектам и деструктивным культам. Но кто-то обязательно нам скажет, зачем их трогать? Пусть верят, во что хотят, у нас в стране свобода вероисповедания.
Согласен, у нас свобода вероисповедания. Но какая же это свобода, когда вас втягивают в свой религиозный кружок обманом, когда вам навязывают свои убеждения. Не сектанты ли ходят по домам, пристают на улице, распространяют свою литературу, активно вовлекая в свои ряды всё новых и новых адептов. Люди сами в таких случаях начинают верить или им навязали, что спасутся лишь избранные?..
На Украине к власти пришли сектанты, на Майдане концерты проводили "пятидесятники", ставили свои палатки, проводили митинги, раздавали литературу. И вот вдруг совпадение: сегодня американское правительство решило убедить Россию не преследовать сектантов, а именно - последователей турецкого богослова Саида Нурси и "Свидетелей Иеговы". Об этом говорится в отчете Комиссии по международной религиозной свободе при Правительстве США за 2015 год. Ещё одно совпадение: главный офис "Свидетелей Иеговы" находится в Бруклине (США)».
Основным субъектом для исследования Антона Александровича стали «Свидетели Иеговы». Это одна из самых развивающихся организаций. У них погибают дети, родители которых, будучи адептами, не разрешают врачам переливать им кровь. Они не служат в армии и запрещают делать это своим детям, родным и близким. И тогда их направляют на так называемую «альтернативную службу», определяя работать младшим медицинским персоналом, волонтёрами в дома престарелых, хосписы, больницы, где активно вербуют в свою организацию новых людей, используя для этого рычаги трудной жизненной ситуации их самих, и их родственников.
Завершая своё выступление, докладчик резюмировал его так: «Можно довольно много рассказывать о том, чем опасны иеговисты, но давайте возьмем первые пять пунктов. Представим, что если завтра 51% населения нашей страны станут «Свидетелями Иеговы». Это означает отказаться от медицинской помощи, отказаться от армии. Отказываемся от армии, значит, отказываемся от полиции. Отказываемся от государства и превозносим свою религию над другими. Что станет с остальным населением и что станет с государством? А ведь это только одна секта - в стране у нас их тысячи». И сделал следующий закономерный вывод: «Сегодня нам необходимо объединить усилия, идти одним фронтом, поддерживая и помогая друг другу».
«Что станет с государством, если оно будет наполнено массой таких сект?» - задал докладчик в конце своего выступления вопрос. Есть много методов противодействия нарастающей волне активности таких организаций. Один из них - Молодёжный антисектантский центр, выросший из актива белгородской общественной организации «Скорая молодёжная помощь». Об этом проекте было отдельно сообщено во второй части заседания.
Председательствующий поблагодарил выступившего активиста-общественника за краткость и сделал акцент на следующем моменте.
Цитата: «У нас могут быть сегодня на "круглом столе" представлены самые разные мнения. Мы приглашали представителей самых разных религиозных организаций, понятное дело, и молодёжных организаций, и в том числе тех, кто не имеет никакого отношения прямого к религии, и атеистов, и людей, которые имеют свой взгляд на тех же самых, например, пятидесятников, потому что я очень... Мне очень жаль, что не смог сегодня прийти Сергей Васильевич Ряховский (прим. ред. - биографические данные С.В. Ряховского см. по ссылке:http://www.sektoved.ru/articles.php?art_id=28 ) И я бы не ставил его в один ряд с представителями тех структур, которые... По большому счёту, нет прямой иерархии, подчинённости у протестантов. У них совершенно другой уклад, и многие организации действуют абсолютно автономно. При этом их деятельность не является конструктивной, мягко выражаясь.
То же самое, как у нас происходит и с Русской Православной Церковью. То есть, это не имеет отношения прямого к РПЦ, но многие так называемые автономные организации как раз-таки прикрываются религией в чистом виде, говорят о том, что у них истинная вера. Ну, всем же это понятно. Поэтому моё глубокое убеждение, что здесь очень сложный вопрос в плане оценки деятельности той или иной организации. Мы говорим о деструктивных культах. И, наверное, это самое главное, то, что вот на виду. А то, что происходит внутри, безусловно, есть, наверное, у каждой сегодня признанной или официально признанной религии, своя иерархия, своё подчинение и, безусловно, есть свой устав, и каждый ему подчиняется.
Мы сегодня призваны услышать разные мнения, ещё раз я подчёркиваю. И давайте к этим мнениям относиться с вниманием и уважением».
Следующий выступающий эксперт, Александр Леонидович Дворкин - президент МОО «Центр религиоведческих исследований», профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор философии, кандидат богословия в своём докладе «Секты, как фактор и инструмент международной политики» постарался максимально раскрыть заявленную тему.
Со ссылкой на слова из вступительной речи депутата Маркелова насчёт наличия множества разнополярных мнений по данной проблематике, по ряду пунктов позволил не согласиться по ряду пунктов.
Цитата: «Тема, которую мне предстоит раскрыть "Секты, как фактор, инструмент международной политики", раскрыть, конечно, не удастся, потому что это очень большая тема, поэтому обозначу только несколько тезисов. Ну, и постольку поскольку Михаил Юрьевич высказал мнение, что тут прозвучат разные мнения и пожелания, поэтому я позволю себе воспользоваться великодушным приглашением Михаила Юрьевича, даже кое в чём с ним не согласиться».
Докладчик напомнил присутствующим, что 27 октября 1998 года на тот момент Президент США Билл Клинтон подписал Акт о международной религиозной свободе, согласно которому любая организация в любой стране мира в случае провозглашения себя религиозной, таковой и является. С тех пор американские Госдеп и «Белый дом» активно стоят на защите сект во всём мире, место происхождения которых как раз эти самые США.
По мнению профессора Дворкина, если склоняют и принуждают к вере манипулятивными техниками, прикрываясь в том числе авторитетом Русской Православной Церкви, то это недопустимо.
В качестве примера иностранного агента влияния был приведён «Славянский правовой центр» - филиал Американского правового центра, который возглавляет баптист-харизматик Пэт Робертсон, одиозная личность. Ссылка на сайте Славянского правового центра ведёт нас через англоязычную версиюпрямо на сайт американского прародителя, производителя высокотоксичного религиозного «ширпотреба» в массовых масштабах... И таких секто-«право»-защитных организаций и личностей в России масса. Естественно, что они стоят на страже интересов сект и их зарубежных кураторов.
Далее публикуем фрагмент выступления профессора А.Л. Дворкина на «круглом столе» в моменте разъяснения сути подписанного 27 октября 1998 года на тот момент Президентом Соединённых Штатов Биллом Клинтоном принятый Конгрессом Акт о международной религиозной свободе:
«Этим же актом создана целая сеть разных организаций по защите религиозной свободы. Постольку-поскольку разные американские государственные деятели и последний Президент США Обама два месяца назад заявляли, а Обама сформулировал лучше всех, что международная религиозная свобода является важнейшим фактором внутренней политики Соединённых Штатов, внутренней безопасности, прошу прощения, Соединённых Штатов, международная религиозная свобода является важнейшим фактором внутренней безопасности Соединённых Штатов, то понятно, какое внимание этому придаётся. И, собственно, начиная с 1998 года, начинаются эти отчёты о международной религиозной свободе, целый ряд даже дублирующих друг друга организаций, которые за этим следят, которые создают... завязывают связи в разных странах мира, создают своих агентов влияния, которые им докладывают, и так далее.
То есть, что это значит, в любой стране мира любая организация? Это значит, что сегодня, если в России несколько человек собираются и создают организацию по отмыванию денег и заявляют себя религиозной, подают заявление в Минюст, комиссия, зампредседателя которой я являюсь, рассматривает, экспертный совет, прошу прощения, рассматривает это заявление и отказывает, говорит, что нет, они не религиозная организация. Минюст им отказывает, они подают в суд, суд им также отказывает. С этого момента Соединённые Штаты начинают лоббировать их интересы, применять санкции, дипломатические ноты и так далее. То есть это очень, собственно, такой вот важный инструмент международной политики.
Понятно, что это направлено не только против России, это вообще как фактор и рычаг для того, чтобы поставить на место любую страну, вмешаться в её внутренние дела. Те же самые меры применяются против Китая, против Франции, против Бельгии, которые часто пытаются запретить у себя сайентологию. Во Франции два года назад был массивный процесс против сайентологии, всё шло к тому, что сайентологию запретят во Франции, не запретили, было давление, признали мошеннической организацией и так далее.
И в этом смысле, конечно, сайентология играет совершенно особенную роль. И тут вот об этом говорил Михаил Юрьевич [Маркелов - Председательствующий на «круглом столе»], у вас немножко сведения устарели, потому что Соединённые Штаты, начиная с 1993 года, когда налоговое ведомство Соединённых Штатов подписало договор с сайентологией о признании, после 25 лет войны её признали религиозной организацией, полностью освободили от налогов как ни одну организацию религиозную не освобождают от налогов... ... ... С тех пор Госдеп Соединённых Штатов лоббирует, открыто лоббирует интересы саентологии во всех странах мира абсолютно. WikiLeaks опубликовал документы, что в Германии, когда госсекретарь, прибывает в Германию, специально приглашает сайентологов в посольство местных, германских на брифинг как, собственно, обычно посольских работников приглашают, тут приглашают сайентологов для особого брифинга. И понятно опять же, что в этом мире ничего не бывает бесплатно. И что же такое сайентология предоставляет Правительству Соединённых Штатов, что оно настолько лоббирует открыто даже больше, чем маленькая сумасшедшая секта? И тем не менее её интересы лоббируются гораздо больше, чем любой другой секты. Понятно, что постольку-поскольку саентология в своей основе является разведорганизацией, про это можно долго рассказывать, но времени нет, поэтому придется вам поверить мне на слово, но я обычно эти тезисы раскрываю.
Поскольку сайентология является в своей основе разведорганизацией, понятно, что разведсообществу Соединённых Штатов интересен ряд сведений, который сайентология собирает. Сайентологи делятся этими сведениями с американскими госслужбами и за это Госдеп США лоббирует интересы сайентологии. Поэтому сейчас запрет религиозного статуса, отмены религиозного статуса сайентологии по иску Минюста - это очень важное и знаковое событие, это только начало, конечно, борьбы с сайентологией. Но и опять же важно, кто, как отреагировал? Потому что настолько одиозная организация - сайентология, если кто-то начинает выступать на стороне сайентологов, то тогда этот человек уже себя определенным образом обозначает. У нас сегодня должен был выступать Лункин Роман Николаевич, почему то не пришел, побоялся, наверное, не смог, я не знаю... Он только что опубликовал статью, где подробно доказывал необходимость признания сайентологии религиозной организацией, выступал против решения суда. Интересно было бы задать ему кое-какие вопросы...»
Далее эксперт-религиовед продолжил: «Главное в сектах это не наличие или отсутствие религиозных убеждений, главное - те методы, которые они используют: обман, ложная информация, нарушение прав человека, эксплуатация людей и так далее. И вот на это в законе нужно обращать внимание на то, есть там какие-то религиозные верования или нет? В конце концов действительно каждый человек, если кто-то хочет верить, что странный, там обрюзгший, подслеповатый человек является богом - это его личное дело. Но если его вовлекают совсем в другую организацию и потом в конце концов заставляют, принуждают к этой вере, то это уже действительно нарушение прав человека...
Опять же если мы говорим о неопятидесятнической организации, которую возглавляет уважаемый Сергей Васильевич Ряховский, всё-таки опять же главное не наличие или отсутствие центра за границей, потому что есть множество деструктивных сект вполне отечественного происхождения, которые в той же степени лоббируются Соединёнными Штатами, а главное - наличие сектантских методов внушения и манипуляции сознанием. Достаточно посмотреть на неопятидесятнические собрания, так называемые «служения», когда люди визжат, падают на пол, утрачивают контроль над собою и так далее, то видно, что что-то, что-то тут не то. Думаю, об этом тоже нужно говорить. Эти сеансы массового воздействия, «эриксоновский» гипноз и прочее, любой психиатр скажет: они чрезвычайно деструктивны для личности. И нужно также с этим разбираться...»
Следующий докладчик, Сергей Вячеславович Лобырев - начальник аналитического отдела Экспертно-правового управления Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, проанализировал с юридической точки зрения российское и международное законодательство в сфере противодействия тоталитарным деструктивным культам (сектам). Приводим здесь полный текст его выступления на «круглом столе» 8.12.2015 года.
Лобырев С.В.: «Основное значение, как вам известно, имело принятое в марте 2010 года решение Европейского Суда по правам человека по делу "Кимли и другие против России", которым было установлено, что не соответствует законодательству 15-летний срок, в течение которого организация должна была подтвердить своё существование для регистрации. В результате этого, было внесено изменение в законодательство, в закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", в результате которого появились следующие новеллы.
Первое. То, что любая организация при наличии десяти членов, может обратиться в Министерство юстиции и получить автоматически все необходимые права, вплоть до предоставления определённых льгот.
Далее. Порядок проведения государственной экспертизы для регистрации данной группы был установлен соответствующим нормативным актом Министерства юстиции.
Кроме того, закреплено право религиозных объединений осуществлять обучение религии и осуществлять религиозное воспитание без соответствующей лицензии.
По нашему мнению, и, в результате анализа обращений в Аппарат Уполномоченного по правам человека, у нас возникли предложения о совершенствовании законодательства, которые могли бы защитить права граждан Российской Федерации от тех организаций, которые преследуют определённую идеологию, преследуют определённые цели и их цели, может быть, какие-то коммерческие, может быть, внедрение идеологии или своих убеждений для того, чтобы предотвратить влияние данных групп и, как вот уже уважаемые предшествующие докладчики говорили, они ведут не только деструктивную деятельность, но и привлекают к военным действиям, в том числе, и в Донбассе, и в Луганской области, и на Северном Кавказе обращения к Уполномоченному об этом свидетельствуют.
Так вот, что предлагается? Внесение изменений именно юридического характера о том, чтобы представление - статус юридического лица было не автоматически, а после разумного короткого срока ожидания, на что указывал Европейский суд именно в своём решении по делу "Кимля и другие против России" о том, если религиозные группы претендуют на регистрацию, то дать какой-то определённый срок именно законодательно, посмотреть, каким образом она ведёт себя и уже по результатам этого наблюдения и разумного срока предоставлять им статус юридического лица. Первое.
Второе. Это увеличение численности граждан необходимое для наделения религиозной группы статусом юридического лица, с десяти человек до большего количества, как это принято в ряде европейских государств.
А также, мы считаем, что обязательность проведения и правовые последствия отрицательного проведения экспертизы и отрицательное экспертное заключение должно носить обязательный характер, то есть не рекомендательный, а именно обязательный, и закрепить основные положения о проведении Государственной религиоведческой экспертизы на федеральном уровне. То есть, может быть, постановлением правительства или федеральным законом.
И при этом комиссия, которая должна формироваться для заключений о необходимости и о направленности деятельности той или иной религиозной группы, она должна с учётом всех заинтересованных министерств и ведомств, в том числе, скажем так, Аппарата Уполномоченного. И по результатам религиоведческой экспертизы должно быть заключение обязательнос соответствующими выводами, В результате чего поэтапно, возможно, наделение дополнительными правомочиями, какими-то специальными налоговыми льготами, финансовой помощью зарегистрированных новых религиозных движений.
По мнению докладчиков, крайне актуально уточнить перечень оснований для ликвидации религиозной организации и запрет на её деятельность. А, возможно, даже целесообразно разработать проект Федерального закона «О противодействии деятельности тоталитарных и деструктивных культов», и внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, может быть, даже в Уголовный кодекс и другие законодательные акты, которые позволили бы предотвратить негативное влияние создаваемых групп на общую правозащитную ситуацию в стране и в евразийском сейчас экономическом сообществе».
Приняв микрофон, Председательствующий на «круглом столе» депутат М.Ю. Маркелов выразил надежду на то, что на мероприятии, помимо предложений о создании перечня неблагонадёжных организаций, еще прозвучат предложения о том, каким образом можно было бы этот перечень расширить, какие в нем должны быть определения, какой понятийный аппарат. Но это уже больше, как он подчеркнул, вопрос для законодателей, но, тем не менее, если такие предложения, хотя бы в дискуссии прозвучат, организаторы «круглого стола» участникам будут благодарны.
Следующими были заслушаны экспертное мнение и предложения Дмитрия Николаевича Бахарева, юриста, члена Московской палаты адвокатов. Он поблагодарил Оргкомитет «круглого стола» за предоставленное слово и сообщил, что в Центре изучения религий и сект священномученика Иринея Лионского уже длительное время проведена работа по систематизации законодательных инициатив, которые можно было бы предложить для Государственной Думы и других заинтересованных государственных органов и ведомств. Эти инициативы сгруппированы по отраслям права, это достаточно широкий перечень различной стадии проработки инициатив, то есть и из процессуальных отраслей, и из административного права, из гражданского права, из семейного. Другими словами, таким образом рядом его коллег сделана попытка эти инициативы кодифицировать.
Докладчик выразил сожаление, что команда его единомышленников не имела возможности обсудить свои внутренние инициативы, Центра Иринея Лионского, в кругу своих соратников и юристов, заинтересованных ведомств, и выразил надежду, что когда-нибудь это состоится, причем под эгидой Государственной Думы или иного заинтересованного органа.
В своем выступлении Дмитрий Бахарев также указал на недостатки действующего российского законодательства, которые привели, в частности, к такому одному примечательному событию, которое произошло 5 декабря, за три дня до «круглого стола» в Москве. Этим событием стало достаточно крупное сборище групп кришнаитской организации, которое произошло буквально в 300 метрах от Новодевичьего монастыря в Москве. По самым приблизительным подсчётам это мероприятие собрало около 1,5 тысячи адептов межународного движения «Общество сознания Кришны». А проводилось оно, ни много, ни мало, в принадлежащем городу Москве здании Государственного центрального киноконцертного зала «Россия», расположенного в Лужниках. Пришедшие на это мероприятие москвичи вместе с детьми, малолетними детьми, там были и малыши-грудники - все они имели возможность поклониться истукану Прабхупады, который был установлен на входе, отведать идоложертвенную пищу, приобрести в кулуарах этого слёта специализированную кришнаитскую литературу. Причем, как отметил докладчик, развалы кришнаитской литературы на этом форуме были в совершенно неописуемом количестве. Там же можно было получить консультацию астрологов, хиромантов. И что самое интересное с точки зрения юриста, всё это происходило под лейблом «При поддержке Правительства Москвы», что не может не вызывать изумление. В связи с этим у докладчика и его коллег из Центра Иринея Лионского возник вопрос - действительно ли столичное правительство поддерживает кришнаитскую общину, действительно ли предоставляло помещение и действительно ли для оказания оккультных услуг, фактически для религиозного мероприятия? По свидетельствам очевидцев, громогласная музыка с кришнаитской маха-мантрой «Харе Кришна» звучала в течение почти восьми часов. Эксперты-религиоведы совместно с юристами подготовили текст обращения к мэру города Москвы Сергею Собянину с призывом ко всем заинтересованным в решении данной неординарной ситуации участникам «круглого стола» поддержать это обращение, подписав его.
В отношении новых законодательных инициатив Дмитрий Бахарев подчеркнул, что Центр имени Иринея Лионского, как и прежде, готов к сотрудничеству и высказал пожелание председательствующему, чтобы эти наработки оказались полезны.
Текст стенограммы корректировал Н. Каклюгин, 26.12.2015 г.
Источник
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»