Родители Тюмени - против бессмысленной реорганизации школ
Более 3 тысяч живых подписей собрали родители тюменских школьников: родители не получают информацию о том, что за процесс реорганизации школ идет в их городе, не получают доступа к принятию решений в отношении будущего школ, где учатся их дети.
В.В. Якушеву
Уважаемый Владимир Владимирович!
Инициативная группа родителей, представляющих различные учебные заведения города Тюмени и Тюменской области, обращается к Вам с помощью открытого письма, так как существующий механизм взаимоотношения общества и власти не позволяет сделать это лично. С начала сентября 2015 года школы города накрыла волна массовой реорганизации. Пытаясь выяснить, с какой целью и на основании каких нормативных документов проводится данная реформа, нами получен следующий результат:
При обращении в городской департамент образования за разъяснениями о сложившейся ситуации выяснилось следующее:
Никто из руководителей городского образования не может назвать точных причин реорганизации конкретных учебных заведений. Нет точного списка реорганизуемых школ и сроков реорганизации. Основанием для проводимой реорганизации учебных заведений является, по мнению руководства образования города и области, план мероприятий по мобилизации доходов и оптимизации расходов бюджета города Тюмени на 2014-2016 годы. П. 4.1 данного документа содержит запись: «оптимизация сети подведомственных учреждений». Запланированный срок исполнения – 2014 год. Где и каким документом разработана новая концепция развития школьного образования, нам выяснить не удалось.
Логично предположить, что, желая сэкономить бюджетные расходы, все дальнейшие процедуры должны быть разработаны на основании действующих законов РФ и Постановлений правительства Тюменской области. Так как основными требованиями данных документов является соблюдение прав ребёнка на доступное качественное образование. Постановление Правительства Тюменской области от 30 сентября 2013 г. 426-п четко устанавливает порядок проведения подобных реформ. Документы, которые нам удалось получить, или содержали набор фраз, ничего общего не имеющих к обоснованию процесса реорганизации школ, или были исполнены не качественно с нарушением законодательства.
Мы были вынуждены обратиться за разъяснениями в областную прокуратуру. Проверка прокуратуры выявила многочисленные нарушения. Цитирую: « Проверка показала, что департаментом не разработана детальная структура механизма оптимизации учреждений, предусматривающая критерии оценки учреждений, подлежащих реорганизации, с учётом соблюдения и сохранения прав несовершеннолетних на образование в реорганизуемых учреждениях; не представлен объективный расчёт предполагаемого экономического эффекта от реорганизации с учётом высвобождения финансовых средств от сокращения штатных единиц реорганизуемых учреждений; не определены категории и количество работников, подлежащих сокращению, не урегулировано перераспределение функционала и педагогической нагрузки, не установлен порядок и критерии определения кандидатов на замещение вакантных должностей».
Хотим проинформировать вас, что считаем совершенствование школьного образования, с целью повышения его качества одной из самых насущных проблем. Сегодня как никогда требуется взвешенный, профессиональный подход к данной проблеме. Но без холодного расчёта, четкой постановки целей, определения круга ответственных лиц, проводить подобные преобразования нельзя.
Вопрос реформы школы – многогранный сложный процесс, в котором должны участвовать на равных все его участники, еще и потому, что подобное взаимодействие предусмотрено законом об образовании и законом о защите прав детей. Эта работа позволит формировать «единую социально-воспитательную образовательную среду, способную объединить усилия школы, семьи, общества, направленные на полноценное интеллектуальное, нравственное, гражданское развитие детей и привитие культуры здоровье сбережения».
Именно так звучит одна из основных задач развития образования до 2020 года.
По факту руководство департамента образования и науки области, участвуя в разговоре с заинтересованными родителями, постоянно повторяет одну и ту же фразу. «Решения принимаются на высшем уровне, мнения родителей и педагогов никто не спрашивает». Созданные в школах наблюдательные и управляющие советы не имеют права принимать участие в планировании реформ. Их мнение может носить только рекомендательный характер. Повлиять на решение они не могут. Настораживает и высказывание директора департамента образования и науки А.В. Райдера о том, что персонально он не отвечает за развитие учебных заведений Тюмени и не контролирует соблюдение законодательства в данной области, что это компетенция городской администрации. Также беспокоит тот факт, что оказывается постоянное давление на директоров школ, особенно на тех, кто не побоялся высказать своё особое мнение.
Из опыта общения с руководителями образования складывается полное ощущение того, что и сами они не понимают, для чего проводятся подобные преобразования. Или наоборот понимают и делают все методически верно, но цели преследуются совершенно другие. Структура управления городом и областью сегодня выстроена таким образом, что центральное место там занимают чиновники, их нужды и комфортное существование. Разворачивание подобных реформ без определения конкретного результата обеспечивает их работой на долгие годы. И самое главное, при отсутствии критериев эффективности невозможно предъявить претензии к работе того или иного деятеля. Подобное происходит на всех уровнях. Всякий работник низшего звена всегда может списать неудачу на «самодура» руководителя, который занимает место по блату, а всякий руководитель обязательно спишет свои промахи на бездарных исполнителей, которые как всегда запороли великолепную идею. Именно это происходит сейчас в сфере образования. Мало того, при проведении таких кардинальных изменений мы в городе вообще не имеем ответственного лица, руководителя городского отдела образования. Владимир Владимирович, вы по праву входите в число самых эффективных губернаторов страны. Настала пора принимать решения, которые действительно изменят нашу жизнь к лучшему. Проблемы образования, медицины, высшей школы, предпринимательства сегодня уже невозможно решить без реформы структуры управления. И одними сокращениями здесь не обойтись. Мы уже не просим, а требуем остановить реформы, подобные реформе образования. Разобраться и поправить дела в тех проектах, где происходят сегодня процессы разрушения и деградации. И начать действительно профессиональный процесс реорганизации, подключая к нему профессиональное сообщество и общественность.
Мы предлагаем создать рабочую комиссию по разработке, утверждению, внедрению критериев эффективности учебных заведений. В эту комиссию должны войти люди, представляющие всех участников процесса образования. Это и представители профессионального сообщества, и представители законодательной и исполнительной власти различных уровней, и обязательно представители родительского сообщества.
Мы также предлагаем внести поправки в законодательство Тюменской области, закрепляющие полноправное участие в решении организации учебного процесса и реорганизации самого учебного заведения всех участников образовательного процесса.
Позиция инициативной группы граждан России по совершенствованию образования поддержана населением – собрано более 2000 (двух тысяч) подписей в поддержку отмены реорганизации школ и сохранения их статуса, сбор подписей продолжается.
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»