ТАКОЙ ЭЛИТНЫЙ И ТАКОЙ ДОСТУПНЫЙ ФУКОИДАН
Главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Мурманский морской биологический институт Российской академии наук (ММБИ РАН)
Доктор фармацевтических наук, руководитель научно-исследовательской группы биохимии гидробионтов (водорослей и беспозвоночных)
Екатерина Облучинская
в интервью РИА «Иван Чай» рассказывает об уникальном полисахариде, получаемом из морских водорослей и обладающем исключительными противоопухолевыми свойствами, свойствами иммуномодулятора и антикоагулянта – фукоидана.

Элина Жгутова, РИА «Иван Чай»:
Здравствуйте, Екатерина Дмитриевна.
Меня зовут Элина Юрьевна Жгутова. Собственно говоря, я не специалист в области биоактивных добавок, просто заинтересовало это вещество. Были последствия гриппа, ковида и фукоидан мне рекомендовали в качестве одного из средств, которое способствует выздоровлению, укреплению иммунитета и так далее. Меня заинтересовало - насколько это эффективно, где это вообще производится? Каков медицинский эффект?
Ваша диссертация была посвящена именно этому препарату, насколько мне известно.
Екатерина Облучинская:
Добрый день. Прежде всего, фукоидан - это группа соединений. Они бывают очень разные. Фукоиданы содержатся в бурых водорослях. Также они содержатся в иглокожих - морских ежах. Все они различаются по своей структуре, по химическому составу и действию. Поэтому то, что вы сказали в отношении повышения иммунитета, в большей степени свойственно фукоиданам из водорослей, как более активным веществам.
И самый действенный фукоидан получают из фукуса пузырчатого или на латинском названии Fucus vesiculosus. Это открытая информация.
Мы работаем с фукоиданом. Выделяем его из бурых арктических водорослей, в первую очередь, получаем фукоидан из фукуса пузырчатого. По нашим данным, по той субстанции, которую мы получаем, и которую получают в мире, производителем настоящего фукоидана из Fucus vesiculosus на сегодняшний день остается австралийская биотехнологическая компания Marinova.
Я не в рамках какой-то рекламы. Его все равно сейчас в нашей стране не купить. Но, по данным литературы, фукоидан, который производится из бурых водорослей (компания, в целом по всему миру их собирает) обладает активностью. Мы работаем с не только с «фукусом пузырчатым», соответственно, во всех исследованиях, которые проводит наша научная группа, мы видим высокую эффективность именно фукоидана из фукуса пузырчатого или Fucus vesiculosus.

Также в нашей стране добросовестно получают фукоидан и даже его продает Тихоокеанский институт биоорганической химии, коллеги из Владивостока. Я была у них и знаю, что они производят именно фукоидан, правда, из другого вида водоросли, которая обитает у них в дальневосточных морях. Это Fucus evanescens или фукус исчезающий.
Что касается остальных производителей фукоидана, у меня, к сожалению, нет точного подтверждения, что они производят именно фукоидан.
К сожалению, наше законодательство таково, что написать на этикетке «фукоидан» может любой, не подтверждая это никак фактически. Так устроена система БАД. Сама субстанция у коллег из Владивостока – официально зарегистрированная биологически активная добавка.
Она действительно обладает иммуномодулирующем действием, повышают иммунитет. В наших исследованиях доклинических, проведенных на мышах, крысах, кроликах, мы прошли полный цикл. Мы выявили высокую антикоагулянтную активность, как субстанции, так и разработанных нами таблеток, и мази.
Мы дальше пока не пошли, поскольку это другая область исследования - клинические испытания. Но за свой фукоидан я могу поручиться. Что касается широко используемого фукоидана разными фирмами, то у меня нет данных, что это именно фукоидан.
Элина Жгутова:
Я вела переписку с одним из наших заводов по продаже морских водорослей. На упаковке написано: «Высокое содержание фукоидана». Естественно, у меня был логичный вопрос: «Что это значит? Насколько высокое?». Мне ответили, что это не БАД и он не позиционируется как источник каких-либо активных веществ.
В общем, никак не ответили на мой вопрос. Но я не отстала и еще раз спросила: «Что имеется в виду под высоким содержанием?». Они мне ответили, что в беломорском фукусе содержание фукоидана может варьироваться в дикорастущем сырье, но обычно оно составляет от 5 до 10% от сухого веса водорослей. Это реальные цифры? Килограмм съел и 100 грамм у тебя осталось?
Екатерина Облучинская:
Действительно, содержание фукоидана в водорослях из Белого моря может быть даже и выше. Я сотрудничаю со многими предприятиями. У нас дружественные отношения. Сейчас нахожусь на этапе обсуждения возможности приобретения технологии фукоидана у нас.
Что касается применения водорослей, как источника биологически активных веществ, в Государственной Фармакопее водоросли - это источник йода и слабительное средство. Это все доказанные эффекты, которые можно получить при употреблении водорослей.
Элина Жгутова:
Извините, я правильно понимаю, что, условно говоря, это, как если бы вместо сахара стояли бы мешки с измельченной свеклой? Это было примерно то же самое?
Екатерина Облучинская:
Примерно то же самое. Да, хороший образ, потому что в водорослях есть антинутриенты, которые способствуют слабительным эффекту. Они не позволяют из водоросли усвоить ничего, кроме йода, который в них в органической форме по данным коллег, я сама не поводила исследование, дает эффект - в крови появляется йод. Это, что называется, доказательная медицина.
Я все-таки доктор фармацевтических наук, поэтому мне близка эта тематика К сожалению, производители БАД часто лукавят о том, что в их продуктах есть фукоидан. И это не значит, что, если вы съедите килограмм водорослей, вы получите 100 грамм фукоидана. Он не усвоится, он пройдет у вас через ЖКТ и выйдет.
Элина Жгутова:
Люди еще пытаются варить эти водоросли…
Насколько я поняла, читая ваши статьи о сравнении водорослей Баренцева, Белого, Норвежского и Гренландского морей, Баренцево и Белое моря - самые богатые.
Екатерина Облучинская:
В целом, если получить фукоидан из Fucus vesiculosus Белого моря, его будет чуть поменьше, но с Баренцевым морем они сопоставимы.
Я основываюсь на тех исследованиях, которые мы проводим. Поэтому о наличии высокой активности фукоидана я могу утверждать только по тем образцам, с которыми я работала.
Мы брали для сравнения китайский фукоидан, который продается. Он вообще не активен. Совсем не проявляет никакой активности. Коллеги на Белом море тоже собирают водоросли, но за их качество работы я не могу отвечать. Очень много спекуляций, понимаете?
У нас, к сожалению, и среди учёных, что говорить, а, особенно, среди производителей БАД, очень много спекуляций. Кто-то из ученых написал, что исследование показывает, что это вещество активно, они тут же пишут: «А у нас такое же». Но мы-то подтверждаем это в сравнительном анализе. Ну, а как это делают остальные, это уже на их совести.
Элина Жгутова:
Есть фазы растения, в которых оно наиболее продуктивно, и есть фазы, где оно наименее продуктивно?
Екатерина Облучинская:
Водоросли размножается в разные периоды, в зависимости от региона. У нас на Баренцевом море это июнь-июль, на Белом море может быть раньше. В зависимости от фазы развития водоросли, у них действительно состав компонентный может быть разный.
Но мы учитываем эти сроки добычи водорослей. Всё-таки, в основном, водоросли эффективны в период размножения. Это наиболее активная стадия.
Элина Жгутова:
А обработка — это, всё-таки, некая нетермическая обработка, высушивание, ферментация? Что это, в общих чертах?
Екатерина Облучинская:
Ну, в общих чертах, фукоидан нужно из растений извлечь - это экстракция. Она может быть проведена, как при высокой температуре, так и при более щадящих условиях.
Конечно же, если кипятить водоросли, то фукоидан в экстракте, он разрушается. Поэтому мы применяем на сегодняшний день наименее деструктивные подходы.
Мы используем ультразвук, низкую температуру и, соответственно, потом обязательно проверяем биологическую активность либо в тестах в лаборатории, так называемых «in vitro», либо уже, если есть такая возможность, «in vivo» на лабораторных животных, потому что испортить фукоидан можно легко. И он превратится просто в набор сахаров, которые не будут иметь активности. А активность очень важна.
Элина Жгутова:
Активность прямо под микроскопом вы смотрите и как он влияет на биологические параметры?
Екатерина Облучинская:
Нет, у нас есть набор биологических моделей – химические реакции, моделирующие активность. И мы смотрим именно с помощью этих реакций, допустим, если это антикоагулянтная активность, то это на коагулометре измеряется...
Элина Жгутова:
Антикоагуляция - разжижение крови, чтобы было понятно.
Екатерина Облучинская:
Да, разжижение крови. Если это именно модель биологической активности , смотрится в соответствующих тестах. Мы смотрим также противовоспалительную активность. У нас тоже есть лабораторные тесты. Антиоксидантная активность - все эти тесты, моделирующие соответствующие заболевания.
Элина Жгутова:
Вы назвали две лаборатории, которые у нас в России серьезно занимаются выделением фукоидана из фукуса.
Екатерина Облучинская:
Да, на сегодняшний день я доверяю себе и коллегам из Дальнего Востока, потому что мы близки к сырью. Мы можем проехать пару десятков километров и вот у нас, пожалуйста, море. И мы можем собрать материал.
Все остальные коллеги везут материал из дальних мест и, в общем-то, сырье очень сильно изменяется в процессе доставки. Определить, что это водоросли определенного вида в измельченном состоянии невозможно уже. И заменить могут все, что угодно.
Элина Жгутова:
А почему все-таки доверяют больше юго-восточным разработкам – Японии и т.д.? Как мне объяснили - там чище продукт или это что-то из ряда маркетинга?
Екатерина Облучинская:
Понимаете, Япония - это вообще достаточно закрытый для нас регион. Они живут своей жизнью. Я не могу вам сказать, с точки зрения научных исследований, что японские и китайские производители как-то выделяются.
С точки зрения ученого, наиболее реальный центр находится в Австралии. Там сильная группа, которая работает с водорослями. Остальные я не могу прокомментировать. Из имеющихся источников информации у меня нет данных, чтобы делать выводы о том, что у них что-то лучше.
Элина Жгутова:
Вы сказали, что вы ближе всего к сырью. Поэтому ваша лаборатория более понятная, и, скажем, результаты правдивы. А ведь еще есть связь между научными разработками и производством.
То есть она тоже может давать некоторую поправку к эффективности? То есть, они могут решить, допустим, смешать с каким-то веществом, которое консервируют и упаковывает. Или взять и провести какую-то термообработку выше, чем «нравится» фукоидану и испортить его. Тоже может быть?
Екатерина Облучинская:
Мне очень сложно комментировать эту информацию. Поскольку мы ближе к сырью с коллегами, я точно знаю высокий уровень их компетенций, которые из года в год подтверждаются высокорейтинговыми статьями.
Что касается японских исследователей, то их вклад в научную составляющую, начиная с 70-х годов прошлого века по сегодняшней день, я хорошо знаю. Хорошо знаю научную литературу, которая в результате выражается в практическом приложении.
Японские исследователи не являются какими-то выдающимися, поэтому мне трудно сказать, я оперирую фактами. Голословно не могу утверждать. Да, традиционно считается, что японские товары лучше по качеству, но пока я не увидела этому подтверждение, не провела исследования.
Китайский фукоидан я проверяла. С AliExpress мне прислали образцы. У коллег была заинтересованность и я убедилась, что это, практически, плацебо, никакого эффекта оно не дает. Японских продуктов у меня не было на анализе, поэтому ничего не могу сказать.
Элина Жгутова:
Какова стоимость, с Вашей точки зрения, фукоидана, ниже которой можно заподозрить подделку?
Екатерина Облучинская:
Единственное, что я могу вам сказать, что получение высококачественного фукоидана не может быть дешево.
Элина Жгутова:
У каждого, как известно, свои понятия.
Екатерина Облучинская:
Это так. Я по просьбам коллег изучала фукоидан настоящий из Fucus vesiculosus, который производит известный производитель, делающий субстанции для биохимии, для фармации, высокого уровня. Гарантировано вам пришло не то, что вы запросили, а просто подделка, если один грамм стоит менее 70 тысяч рублей (в пересчете на рубли).
Элина Жгутова:
Да, это похоже на правду.
Екатерина Облучинская:
При всей своей, казалось бы, простоте, получить активный фукоидан хорошего качества не просто.
Элина Жгутова:
А какая норма дневная для человека с какой-то профилактической целью?
Екатерина Облучинская:
Дневная норма для фукоидана не установлена в официальных рекомендациях. Я могу сказать, что, по нашим исследованиям, у нас суточная доза фукоидана для антикоагулянтного действия - это 200-600 мг. Вот, соответственно, можно отталкиваться от этих цифр.
Элина Жгутова:
Это в день?
Екатерина Облучинская:
Да, это в день.
Элина Жгутова:
То есть, это 0,5 грамма или 45 тысяч в день и все нормально с кровью?
Екатерина Облучинская:
Тут тоже нужно понимать, что чем больше производится какого-то продукта, тем дешевле он становится.
Элина Жгутова:
А почему, как вы считаете, его не производится в достаточной степени? Ведь водорослей достаточно много у нас.
Екатерина Облучинская:
С водорослями работать непросто, повторюсь. Допустим, качество фукоидана из высушенных водорослей, особенно из плохо высушенных, становится проблемой. Поэтому лучший способ заготовки сырья, это показано в наших работах, - это замораживание
Соответственно, его надо собрать, заморозить, хранить. То есть, это все влияет на цену. Но пока нет устойчивых логистических цепочек, понятных схем заготовки, хранения, переработки, цена высока.
Элина Жгутова:
Но у нас же рыночная экономика, кому-то должно быть интересно…
Екатерина Облучинская:
Да, поэтому все хотят получить выгоду сейчас - здесь и сейчас, не вкладываясь. Собственно говоря, длительное какое-то вложение никому не интересно.
Элина Жгутова:
Наверное, у нас запрашивают сырье на технологии, зарубежные коммерсанты. Думаю, что «баренцевы» страны – Норвегия, Швеция - наверняка хотели бы у нас брать сырье и производить какие-то свои продукты.
Екатерина Облучинская:
Да, конечно, сырье наше готовы скупить и вычистить всю литораль ( зона морского дна, которая затопляется во время прилива и осушается во время отлива – прим.авт) до голого состояния. Но тут есть ряд моментов.
Водорослей много, но к ним нужно бережно относиться, чтобы возобновлялось, росло, не надо выкашивать все до пустоши. И это все-таки не массовый продукт - фукоидан, его производят для более узкого круга, я так полагаю.
Элина Жгутова:
А вы считаете, что постоянное его употребления может как-то нарушить баланс в организме или могут быть отрицательные последствия?
Екатерина Облучинская:
Вообще мы рекомендуем, как раз, для восстановления, в частности, для поддержания иммунитета и восстановления формулы крови, более длительное использование, поскольку, и то, и другое, - это серьезные сдвиги в организме человека.
Поэтому пока у нас установлены курсы 30 дней, не меньше. Насчет постоянного применения. Здесь нужно смотреть на реакцию формулы крови, если мы говорим об антикоагулянтном эффекте. И, конечно, нужно контролировать коагулограмму крови, чтобы не сдвинуть в ненужную сторону.
В целом, препараты, именно, субстанции фукоидана, которую получают наши лаборатории, безопасна, она не токсична. Мы проверяли все виды токсичности, то есть не нанесет вреда.
Элина Жгутова:
Мне рекомендовали фукоидан как средство выведения тяжелых металлов, есть такой эффект?
Екатерина Облучинская:
Это, в частности, и сорбент, но я бы не стала его так применять, у него не очень высока эта способность. Здесь гораздо лучше применять альгинаты, пектины, например, для вывода токсичных продуктов. Здесь я бы не согласилась с рекомендациями.
Элина Жгутова:
А вот, что касается противоопухолевых свойств, применения онкологическим больным?
Екатерина Облучинская:
Знаете, это такая чувствительная тема для меня, надо относиться к ней очень осторожно, потому что, все-таки, онкология - очень серьезный комплекс заболеваний, но, по научным данным, по имеющимся исследованиям на опухолевых клетках, действительно, фукоидан проявляет противоопухолевую активность.
Конечно же, его применение, скорее всего, позволит лучше переносить химиотерапию и снизить дозы. Вот у нас буквально сейчас вышла статья в печать, мы ее подготовили как раз на эту тему.
Фукоидан применяли одновременно с таргетной терапией (паклитокселом) и увидели, что действительно можно существенно снизить дозировку химиотерапии.
Поэтому перспектива здесь, конечно, высокая, но знаете, просто, когда к больному раком приходят и говорят - заплатите какие-то колоссальные деньги за альтернативные способы лечения и когда здесь «стоит на кону» уже жизнь человека, здесь я была бы осторожна, прежде чем давать какие-тот рекомендации. Нужно провести более тщательные и глубокие исследования.
Элина Жгутова:
Ближайший результат - это уменьшить токсичность химиотерапии, то есть, облегчить состояние онкобольного?
Екатерина Облучинская:
Да, это наиболее разумный, осторожный подход. Я не делаю как-то громких заявлений, но, безусловно, это точно не навредит и может улучшить жизнь человека, качество жизни и снизить дозировку, что, собственно, способствует лучшей переносимости той же химиотерапии и других способов лечения.
Но, в разумных, конечно же, пределах, и, опять, у проверенного производителя, чтобы был точно фукоидан, а не просто какие-то голословные надписи на этикетке.
Элина Жгутова:
Мы уже говорили, что не менее 70000 рублей за 1 грамм… А что это за производитель, которому можно доверять?
Екатерина Облучинская:
Marinovа (Австралия).
Элина Жгутова:
Условно говоря, все, что, скажем так, заявлено ниже этой стоимости, с большой вероятностью не является эффективной биодобавкой?
Екатерина Облучинская:
Я бы так сказала, что добавка в районе 500-800 рублей вряд ли содержит фукоидан.
Элина Жгутова:
Спасибо большое, с нетерпением ждем Вашу статью о применении фукоидана в лечении онкологии.
Примечание: статья вышла и прочесть ее можно по ссылке.
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»


