Как отвлечь ребенка от компьютера.
У меня был совершенно негативный опыт воспитания по правильным книгам и методикам.
Только родился наш сын Ванька, я стала усердно читать разнообразные православные и не православные книги о методиках воспитания ребенка. Мне настолько хотелось стать для своего ребенка мудрым наставником, что я дважды перечитала «Педагогическую поэму» Макаренко. Так вот, наступил период, когда я увлеклась методикой, по которой можно было научить малыша чтению. Бедный наш Ванька, который еще с трудом говорил! Карточки со словами, доска с мелками, регулярные занятия. Однажды мы шли с ним по улице, которая пестрила разнообразными предвыборными плакатами.
Это был 2004 год – год президентских выборов в России. И вот моя двухлетняя кроха начинает читать на заборе «Наш дом – Россия». Я начинаю понимать, что методика начала работать, что ребенок считывает информацию с забора… И я испугалась. В наш информационный век и взрослые не могут справиться с огромным потоком информации нужной и ненужной, а тут ребенок. К тому же, на заборе он мог прочитать все что угодно.
Сейчас я могу, опираясь на свой небольшой опыт, сказать, что нельзя форсировать события и насаживать ребенку свои «хотелки» и желания. Все должно прийти в свое время. С этого дня увлечение методиками закончилось, мы стали воспитывать ребенка не методично, а интуитивно – наблюдая, прислушиваясь, а главное, разговаривая с ним.
Ваня родился как раз в то время, когда интернет, кабельное телевидение, интерактивные игрушки и прочие новшества просто ворвались в нашу жизнь. Для него все эти информационные и компьютерные технологии – изначальная данность. Дома у нас есть стандартный набор техники: кабельное телевидение с парой сотен каналов, интернет, игровые приставки, планшет.
Сын с малых лет все эти приборы осваивал, и лет в пять, когда он стал осознанно управлять мышкой, он сел за компьютер. Начинали мы с развивающих программ для малышей (есть замечательная серия дисков «Уроки тетушки Совы»), и только потом сын стал играть за компьютером.
Через определенное время мы заметили компьютерно-игровую зависимость. Не заметить ее было трудно. Сын смотрел на нас огромными глазами, полными щенячьего страдания, и дрожащим голосом обещал: «Я прочитаю все, что вы скажете, сделаю все, что нужно, только разрешите мне поиграть!!!». Наверное, когда мы только столкнулись с этой проблемой, мы наделали кучу ошибок. А поначалу мы стали просто запрещать подходить к компьютеру. Исключения были очень редкими. Пароли были везде.
Нам повезло – Господь нам дал послушного и доброго от рождения ребенка – это не наша заслуга. К компьютеру он не подходил. Но и зависимость, и тоска никуда не уходили, а только усугублялись.
У меня есть две знакомые православные семьи, в которых полностью запрещены телевизор и интернет. Дети там растут на золотой детской классике, советских мультиках и фильмах. Когда эти дети приходят к нам в гости, они просто приклеиваются к телевизору.
Иногда мне кажется, что они прекращают не только играть, но и дышать. Им не важно, что по телевизору показывают: рекламу, политическую передачу, новости, – они жадно смотрят все, как зомби. Другие знакомые родители, помешанные на здоровье, запрещают своему ребенку есть сладкое. Этот несчастный ребенок в гостях съедает столько сладостей за вечер, сколько наш ребенок не осилит за месяц при полной свободе в поедании сладкого.
Запрет внешне работает на определенном этапе жизни ребенка. Потом ребенок вырастает и опровергает запрет, например, уходя к друзьям смотреть телевизор или играть в компьютер.
Та же самая история с посещением богослужений, исполнением постов, молитвой – он просто перестает подчиняться требованиям родителей и прекращает ходить в храм. И это очень часто мы наблюдаем среди прихожан. Родители приводят своих маленьких детишек к началу службы (еще и не кормя перед Причастием) и строго держат ребенка возле себя за руку (и попробуй пикнуть!).
Очень часто у таких родителей дети, вырастая, прекращают ходить в храм. Я это называю «передавить». Мы можем попытаться изолировать ребенка от интернета, телевизора, но от окружающего мира-то мы его не сможем изолировать. Он все равно выйдет в мир, но выйдет без умения отбирать информацию, защищаться от нее. Всегда нужно помнить, что кроме дома есть еще и школа, и друзья.
Современные школьники запросто приносят на уроки навороченные телефоны и планшеты. Сама лично наблюдала такую ситуацию: 1 сентября, праздничная линейка, один из школьников достает планшет, и взгляды стоящих рядом одноклассников устремляются в этот планшет, дети полностью забывают про праздничную линейку.
Оградить ребенка везде и всюду просто невозможно. Нужно дать ему иммунитет для нормальной жизни в миру. Поэтому постепенно мы стали снимать жесткие запреты на пользование компьютером и игры. Вместо этого мы начали с сыном просто разговаривать, обсуждать, рассуждать на самые актуальные темы.
Главное, с ребенком надо говорить не как наставник и повелитель, а как друг на одном с ним языке. Вот за такими, часто спонтанными, разговорами, мы и рассуждаем о пользе духовной и умственной компьютерных игр, о ценности свободного времени и значимости живого общения. Нужно обязательно выстроить диалог.
Особенно у отца замечательно получается дружить с сыном. Являясь самым лучшим и близким другом сына, он при этом остается непререкаемым авторитетом, слово которого – безусловная ценность. В определенный момент отец стал по-настоящему интересоваться теми играми, в которые хотел играть Ванька: они обсуждали сюжеты, прохождение препятствий, советовались, соревновались, помогали друг другу.
Итак, постепенно запреты сменились правилами, которые воспринимаются всеми членами семьи одинаково естественно:
- Ни при каких условиях сын не включит компьютер, пока не спросит у нас разрешения. Даже если ему нужно сделать реферат к уроку, если я на международной конференции, если отец занят на службе, – сын всегда найдет нас, прежде чем компьютер будет включен. Пароли на компьютер мы устанавливали в эпоху жестких запретов, теперь они не требуются.
- Время работы за компьютером – ровно час и ни минутой больше. Хочешь работать или играть – успевай, думай сам, как распределить свое время, на что его потратить.
- В посты у нас наступает информационная блокада. Отец даже выкручивает антенну из телевизора, чтобы не было соблазна. Мы пользуемся компьютером на работе для решения рабочих задач, но относимся к этому, как к необходимости.
- У ребенка должно быть минимальное количество свободного времени. Чем больше ребенок занят делами (секции, дополнительные школы, уроки, домашние обязанности), тем меньше у него будет времени думать о компьютерных играх. Компьютерная игра – это отдых или поощрение. Играть можно только по выходным или по большим поводам – например, отличная учеба, день рождения и т.д.
Правила позволяют нам постепенно уходить от зависимости, от лихорадочного желания играть, забывая о времени, обязанностях и родных. Но, наверное, самое лучшее лекарство против этой зависимости – общение с ребенком и переключение его на другую интересную деятельность.
Мы стали больше играть в настольные игры, шахматы, лото. Ребенок постепенно поймет, что быть с живыми людьми гораздо интереснее и ценнее.
Например, в этом году отец Анатолий отвел Ваньку в музыкальную школу (он учится играть на гитаре), остался поприсутствовать на уроке и загорелся: «Хочу учиться!». Он умудрился подстроить свое расписание под расписание музыкальной школы, и теперь они ходят на уроки вместе, вместе репетируют дома заданные пьесы. Они стали оба учениками одной школы и одного педагога!!!
Повторюсь, что мы воспитываем своего ребенка интуитивно. Понимаю, что в другой семье и с другим ребенком эти правила могут не сработать. Главное для родителя – стремиться чувствовать своего ребенка, жить вместе с ним и действовать, исходя из общего семейного блага.
Татьяна Куликова
Кандидат химических наук, лауреат губернаторской премии в номинации «За лучшую работу в области металлургии», сотрудник института металлургии Уральского отделения Российской академии наук, супруга иерея Анатолия Куликова, настоятеля храма в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
Источник
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»