НЕЦЕНЗУРНАЯ ЛЕКСИКА В АРМИИ
13 июля 2025 года в г. Козельске (Калужская область) прошел фестиваль «Русский – язык Победы». Фестиваль посвящен борьбе со сквернословием, за чистоту русского языка.
В мероприятиях фестиваля принял участие:
Иерей Алексей Скрипкин (Козельская епархия) - участник спецоперации «Поток» (Суджа), награжден Патриархом орденом святого Димитрия Донского I.
С Алексеем Скрипкиным беседовала руководитель проекта «Русский - язык Победы» Элина Жгутова. Тема беседы касалась борьбы со сквернословием в российской армии.
Приводим отредактированную стенографию беседы.
Элина Жгутова: Батюшка, благословите!
Батюшка благословляет.
Элина Жгутова: ко мне присоединится очень много россиян - большинство граждан России, испытавших удивление и огромное восхищение после того, как мы все увидели «вышедших из трубы» бойцов, которые осуществили этот тайный маневр – маневр, о котором не знали, как говорят, даже некоторые генералы. Сейчас в народе ходит байка о генералах, которых спрашивает Путин: «Ну как там в трубе?», а они переспрашивают: «А вы про что, Владимир Владимирович?».
Может это действительно байка, не буду настаивать и утверждать, но, конечно, в первую очередь, когда ты узнаёшь об этой операции, ты думаешь - а люди туда шли, понимая, что они идут в один конец. Как космонавты, в общем-то. Это уже такое профессиональное решение получается, не просто какое-то эмоциональное решение, а осознанный выбор.
Скажите, что вы ощущали перед тем, как принять решение участвовать в этой операции?
Иерей Алексей Скрипкин: честно?
Элина Жгутова: да.
Иерей Алексей Скрипкин: ну здорово же!
Элина Жгутова: ну, то есть вы понимали, что это может быть маршрут в один конец?
Иерей Алексей Скрипкин: безусловно, каждый понимал, но тем не менее.
Элина Жгутова: а вот почему…, у нас сегодня мероприятие, посвященное борьбе со сквернословием, борьбе с матом…Очень удачно вчера, накануне нашего мероприятия, Президент выпустил указ и, мы, услышав ваши слова о том, что, когда люди совершили вот этот подвиг, наивысший подвиг, жертвуя собой ради ближнего, при этом все-таки, принижали этот подвиг, сознательно или бессознательно, матерными словами и благодать уходила…
Вы можете объяснить это с духовной точки зрения?
Вы говорили о том, что вы ощущали присутствие Божие. Это бывает, когда действительно есть концентрация каких-то лучших человеческих проявлений, безусловно, духовных.
В данном случае люди сознательно жертвовали собой…На этом месте не могла не появиться благодать, вы ее ощутили. А что тогда происходило, если эти же люди, которые совершали высокий подвиг…, что их заставляло принижать его матерными словами.
Иерей Алексей Скрипкин: сложно сказать, что их заставляло. Некоторые не могут объяснить сами, почему они матерятся и, безусловно, доказывают, что это составляющая часть их жизнь, языка, называют, что это часть русского языка. Я с этим не соглашусь, но хотя, как филологи говорят, есть словарь, в который внесены корни со скверной – 14 корней.
Но когда находишься…, на примере того, как мы были в трубе, многие шли в один конец и было такое ощущение, что ты уже доверился Богу, и как- бы уже грань не ощущается – время не чувствовалось, идёшь себе и идёшь, движешься, преодолеваешь. Поэтому мы как-бы находились в объятиях Господа…Такое вот ощущение…И священники, может быть, согласятся со мной, когда бывают на отпевании, чувствуется тоже самое - отсутствие границы между земной жизнью и другой жизнью. Там, в трубе этой грани не было.
Но если границы нет, это не значит, что ты оказался уже на той стороне - сразу у Господа. Поэтому, когда ты находишься, даже совершая героические поступки…, но при этом ты не с Господом находишься, поскольку используешь оскверняющие слова.
И вместо того, чтобы в последние мгновения жизни произнести искреннюю молитву, человек использует матерные слова. Вместо слов - мамочка родная или Господи, помилую, у него из сердца выходит скверность.
Что тут говорить? Мы - верующие люди - понимаем, что христиане верят, что смерти нет и эта война идет, как на земле, так и на небе. И то, что воинство пополняется воинами-христовыми уже под командованием Архангела Михаила, это безусловно.
Но и лукавый тоже не дремлет. Он, как и спецслужбы противника на земле, сеет подобную скверну между нами. У него времени тоже немного, поэтому он и внушил нам, что материться - это хорошо, делать аборты - это можно и так далее.
Вот с этим мы в вечность уходим.
И в какой мы вечности там будем? Это вопрос…
Я говорю о тех, кто не работает над собой, не кается в совершённых грехах, не пытается разучиться сквернословить и не материться.
Элина Жгутова: Ну, вы же их предупреждали об этом?
Иерей Алексей Скрипкин: предупреждал.
Элина Жгутова: и что они говорят?
Иерей Алексей Скрипкин: ребёнку говорят - не надо облизывать горку языком на морозе.
Элина Жгутова: ребенок от взрослого отличается тем, что сознание его выше, что на него влиять так нельзя, что он уже укрепился в своих взглядах.
Иерей Алексей Скрипкин: мне кажется иногда с детьми гораздо проще и быстрее до его сердца докричаться. Вспомните свое состояние - в молодости мы были более гибкими, были такой губкой, которая впитывала хорошее и плохое. Согласитесь, так и впитывала и, в то же время, выпускала.
А с годами эта губка уже наполнилась и «закостенела».
Элина Жгутова: какие года? Это же молодые ребята
Иерей Алексей Скрипкин: я про нас с вами говорю.
Элина Жгутова: а про них?
Иерей Алексей Скрипкин: а там были немолодые ребята.
Элина Жгутова: да?
Иерей Алексей Скрипкин: да, молодых мало было. Сейчас не так много. Все разного возраста. Средний возраст - 40 лет, даже выше.
Элина Жгутова: в основном, верующие были?
Иерей Алексей Скрипкин: не знаю…трудно понять, я не отличался как священник, я шел туда как воин. Меня было сложно было узнать. Я был в комбинезоне. Мало, кто знал обо мне - только наши отряды. Кто узнавал во мне священника, тот ко мне обращался.
Элина Жгутова: Как вы думаете? Что может помочь людям в этой ситуации?
Иерей Алексей Скрипкин: надо не стесняться быть христианином, не стесняться быть патриотом.
Элина Жгутова (возвращаясь к ситуации со сквернословием): если я промолчу, допустим, если кто-то матерится при детях. Ну, ладно, сам вырастет – поймет.
Иерей Алексей Скрипкин: так нельзя. Но иногда бесполезно говорить, когда ты находишься в обществе. В таком случае просто собственным примером влиять и воспитывать.
Элина Жгутова: понятно, да… Второй раз пошли бы «в трубу»?
Иерей Алексей Скрипкин: конечно, пошел бы.
Элина Жгутова: спасибо, батюшка вам, что вдохновили многих людей этими словами, напомнили об этой проблеме – ну, что вроде как в армии без мата никак!
И в такой ситуации, когда даже «между небом и землей», вы эту проблему подняли…
Большое вам человеческое спасибо от всех нас!
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»


