Павел Астахов о недопустимости принудительных прививок
Выступая 16 мая 2016 года с докладом на XIII съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, Уполномоченный по правам ребенка РФ Павел Астахов сказал:
В мой адрес, а также в адрес Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации поступают обращения граждан по вопросу нарушения прав детей на образование и охрану здоровья, связанные с требованиями администрации образовательных учреждений предоставлять сведения о наличии у ребенка профилактических прививок, иммунодиагностики либо заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания под угрозой отстранения ребенка от посещения дошкольного или общеобразовательного учреждения.
Нарушение принципа добровольности вакцинации детей, а также прав и свобод, связанных с отсутствием у ребенка диагностических проб и профилактических прививок, в частности права ребенка на образование, считаю недопустимым и противоречащим принципам добровольного информированного согласия на любое медицинское вмешательство, закрепленным в статье 5 Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины, части 5 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статье 5 Федерального Закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Федеральном законе «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».
С учетом принципа добровольности получения противотуберкулезной помощи, при отсутствии контакта с туберкулезным больным, родители ребенка вправе отказаться от туберкулинодиагностики, что не должно повлечь ограничения его права на посещение образовательного учреждения.
Ограничения, предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 года № 60 касаются тех детей, в отношении которых имеются подозрения на заболевание «туберкулез».
Такой же позиции придерживаются органы прокуратуры в отдельных субъектах Российской Федерации. Показательными и прецедентными можно считать решения Прокуратур Костромской, Кировской, Челябинской областей.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости разработки Министерством образования России и направления в регионы информационного письма с разъяснениями федерального законодательства в части недопущения неправомерного вывода несовершеннолетних, родители которых отказались от медицинского вмешательства (диагностика, вакцинация) из образовательных организаций.
В то же время следует учитывать эпидемиологическую ситуацию с распространением туберкулеза в стране. В 2015 году взято на учет с впервые в жизни установленным диагнозом туберкулез более 68,8 тыс. человек, включая 2 885 детей и 1 011 подростков.
В 2015 году под наблюдением состояло 590 несовершеннолетних инвалидов по туберкулезу, из них 91 ребенок в возрасте 0-4 года, 196 детей – в возрасте 5-9 лет. И это очень тревожные данные.
Право на добровольное согласие на оказание противотуберкулезной помощи не должно вступать в противоречие с правом обучающихся и воспитанников дошкольных и школьных образовательных организаций на обучение и воспитание в условиях безопасной эпидемиологической ситуации. И этот баланс прав и обязанностей необходимо обеспечить!
Источник
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»