СИСТЕМА «ТРАЕКТОРИЯ» - СКРЫТЫЙ МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ ЗА СЕМЬЕЙ?
Ведущий: Элина Юрьевна, возможно ли использовать личные данные для неправомерного вторжения именно в семью? Мы об этом поговорили поверхностно. Может быть у вас есть какие-то интересные кейсы в этом направлении? Каким образом это происходит?
Элина Жгутова: спасибо, Илья Георгиевич, за вопрос. Происходит это очень просто. Если мы даже сами будем соблюдать информационную, сетевую гигиену и так далее, то школы все равно обяжут детей регистрироваться на платформах.
Соответственно, данные с этих платформ аккумулируются. На примере той же информационной системы «Траектория». Такая система существует как регламент межведомственного взаимодействия. Что это значит? Что это школы, больницы, опека, ПДН, КДН и еще непонятно, сколько всего субъектов профилактики у нас существует.
Да, говорится о том, что входит только один пользователь, например, учитель. Он вносит эти данные два раза месяц на ребенка, на семью и так далее. Но мы же понимаем, что эту систему кто-то там обслуживает. Соответственно, у него есть более широкие доступы в эту систему. Коллега только что говорил и это уже давно не секрет.
Вот, например, 14 декабря в 2022 года, в Московской электронной школе, по крайней мере, так, пишут СМИ, произошла утечка 17 миллионов строк с данными. Что это? У нас вообще, извините, в стране 25 миллионов школьников, так, на секундочку. Это один случай, один эпизод, а если говорить, скажем, в каком-то времени текущем, то понятное дело, что уже все данные не так уж и сохранны.
И когда родители задавали вопрос, да, в той же Перми, собственно говоря: а как собираются защищать данные школьников? У нас, в конце концов, есть закона о защите персональный данных - 512 ФЗ. Все знают. А им сказали, что никаких персональных данных мы не собираем. Вот у нас есть, допустим, класс пермской школы, условно говоря, номер 2, класс 3 б и там, смотрите, нет персональных данных. Там написано - Антон В. и это непонятно, что за Антон такой. Вот там такой ответ дается.
Вот! И кто может не понял…Как вы думаете - сколько Антонов В. в третьем б классе школы №2? Ну, ровно один. Систему «Траектория» представляли ее разработчики, как свою гордость, поэтому ничего не тушуется. Они открыто признаются. Родителей, конечно, не знакомят с тем сбором данных, которые осуществляются. Агрегация полных и актуальных данных разных ведомств по несовершеннолетним в электронном виде - на предоставление алгоритмов работы сотрудников с несовершеннолетними с органами профилактики.
Ну как-бы цель техническая. Да, техническое задание, а вот какие данные собираются, например, на семью? Классные руководители два раза в месяц вводят информацию. У них присваивается некий индикатор каждому ребенку - зеленый, жёлтый, красный, и так далее, в зависимости от тревожности, которую вызывает семья.
Есть, например, уровень педагогического наблюдения, это просто вот пока наблюдаем, пока у нас все хорошо, потом идет группа риска sos, это семья в опасном положении, далее идет социально опасное положение. Это, видимо, у них еще более тревожное - маркер-индикатор - он так называется в системе.
Ведущий: это в смысле маргинализация, когда…
Элина Жгутова: да, конечно. А теперь смотрите, по каким параметрам могут эту семью, как вы правильно выразились, маргинализовать, вот какие данные, собственно говоря, собираются,
Например, обучение – конфликт с учителем, двойки по трём предметам, двойки по двум предметам, прогулы, частые опоздания, не интересуется учебой, избегает мероприятия, дружба (классификатор), отказ одноклассников, нет друзей, конфликт с друзьями, конфликт в классе, неразделенная любовь, воровство в коллективе, буллинг, поведение, нарушение правил, грубость, мат, неадекватное, резкое поведение, жалобы на поведение, ухудшение поведения, ложь, жульничество, агрессия, перепады настроения, плохое настроение, понимаете, да?
То есть плохое настроение ребенка, учитель, раз в месяц должен занести вот это. Он увидел, плохое. Все - деформированный состав семьи. Вот самое интересное: состав семьи часто меняется, ничего, что у нас вот более 50% разводов? У нас в стране такая статистика. Лишение родительских прав, нет контроля, это очень обтекаемое понятие. Да, мы понимаем. В некоторых регионах больше 100%, но я просто уж не хочу шокировать молодую аудиторию.
Ведущий: больше 100 что означает?
Элина Жгутова: больше 100 означает, что в прошлом году заключено браков меньше, чем развелись в этом году. Это, кстати, допустимо, как ни странно.
Недостаточно вещей, бросает вещи, ну понимаете, да? Вот это все на полном серьёзе. Эта система из Пермского края, которые нам досталось. А дальше, учитывая то, что я сказала, эти данные уходят в неизвестность, учитывая, вот сегодняшнее наше положение военное, по сути, мы понимаем, о чем идет речь.
А теперь посмотрим отдельные случаи. Не дожил до первой сессии, мошенники-всушники довели до суицида 18-летнего студента МФТИ. Чтобы вы понимать, что такое МФТИ - это люди достаточно серьезно подготовленные, тем более в информационной среде. И чтобы туда поступить, чтобы там учиться, он правда до первой сессии не дошел, нужно иметь волю к учебе, серьезный интеллект, что уже говорить о других детях. Мальчика начали травить, говорить ему, что все его данные были известны с матерью…от и до.
Я уже не говорю о том, что вот такой контроль за семьями выливается в то, что, по сути, каждый семья у нас живет под прицелом органов опеки. Я, например, занимаюсь возвратом детей, неправомерно отобранных из родных семей. Когда вот эти придирки выливаются в какое-то ограничение или лишение родительских прав. А даже, если не выливается, то семьи живут вот под таким контролем.
Мы же понимаем, что это никак не способствует демографическим показателя, в которых мы сегодня нуждаемся.
Кроме вот этих угроз, непосредственных, которые под дулом держат детей, потому что, если данные не контролируются, собираются, собираются очень чувствительные данные.
Вот кого, извините, волнует, какое настроение у ребенка и как у него меняется семья. Да, там еще есть диагнозы родителей. Есть еще такие показатели, а это совершенно закрытые данные, которые не должны быть никому известны. Допустим, в коммерческих целях это может быть использовано. Это самое малое, что может быть из угроз: от убийства до разрушения семьи.
Мы неоднократно обращали внимание на это. Президент накладывал вето на сбор этих данных. Проект назывался «Контингент» по сбору данных. Президент накладывал вето. Тем не менее, вето было наложено на федеральный закон, региональные подзаконы не изменены, на региональном уровне все это действует.
Все это, конечно, надо прекращать, потому что это абсолютно никак не является учебным процессом. А чиновники до сих пор говорят, что очень хорошо, что создаются портфолио на каждого человека. Вот такая индивидуальная образовательная траектория, которая, по сути, ведет к социальным рейтингу и ограничивает естественную свободу выбор человеком профессии, ну и так далее…То есть это, конечно же, надо прекращать.
Мы неоднократно обращались по этим вопросам и вот, наверное, все-таки, комиссия по безопасности должна на это обратить самое пристальное внимание, потому что это прямая угроза национальной безопасности.
Спасибо, коллеги.
Ведущий: Элина Юрьевна, такой дополнительный вопрос: вы говорите про утечку данных в целом, но может ли быть, что утечка происходит не от источника ведомства какого-то, а именно потому что родители или учителя, педагоги заполняют формы через хром браузер, который принадлежит Google, и как раз-таки утечка происходит совершенно на другом этапе, когда мы пользуемся какими-то Google-формами, Google-почтой, хром браузером, и уже тогда происходит вот это дублирование, дележка данных.
Элина Жгутова: Нет, к сожалению. Во-первых, родители вообще не имеют доступа к этой конкретной базе данных, во-вторых, учителя пользуются специально разработанным приложением, вот я с него и начала. Это специальная цифровая платформа. Она никак не соприкасается с этим Google, то есть это отдельная вещь скорее всего интегрированная в Сферум, Сферум интегрирована в ВК.
Знаете, я вам с легкостью приведу московский пример, и так далее, это все у нас, это не отдельный случай. Но я настаиваю на этом! Мы изучали этот вопрос, это не отдельный случай, это случай системный. Более того, думаю, что он уже более усовершенствованный, потому что приведенные данные 2-х, 3-летней давности. На сегодняшний день в Москве и в других регионах есть такие системы, например, система «Барс» во Владимирской области . В 16 регионах действует, вы сами же подтверждаете,
В остальных действует «Траектория», где-то это так и называется «Контингент», не постеснялись назвать. Везде есть система создания цифровых портфолио школьника, которая плавно перетекает, ну или, по крайней мере, есть такие планы, в цифровую платформу «портфолевую», цифровую траекторию образовательную студента и так далее. А дальше это уже это ваше, собственно говоря, резюме. Вот так это все планируется.
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»