Уполномоченный по правам ребенка СПБ лоббирует закон о семейном насилии?

Поделиться:
11.11.2015

3444.jpg


В Москве состоялось очередное заседание Консультативного совета Следственного комитета РФ по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Участники обсудили серьезную проблему российского общества – семейное насилие в отношении несовершеннолетних. В ходе встречи с докладами выступили Председатель Следственного Комитета РФ, заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, заместитель Губернатора Нижегородской области и Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге.


Открывая заседание, Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин привел удручающую статистику: за 9 месяцев текущего года 1 543 ребенка стали жертвами противоправных действий своих близких (в прошлом году эта цифра составила 1384 случая), из них 1 028 детей воспитывались кровными родителями (масштабы "катастрофы" это 0.01% от всех детей России - прим.ред.).


Александр Бастрыкин напомнил о страшных трагедиях, случившихся летом на Алтае и в Нижегородской области, и попросил руководителей регионов объяснить, по каким причинам это произошло, и что сделано, чтобы подобное не повторилось.

В августе в одной из квартир Нижнего Новгорода были найдены расчлененные тела шестерых детей и их матери. Массовое убийство совершил глава семейства, страдавший психическим заболеванием. Дмитрий Свадковский, заместитель Губернатора Нижегородской области, рассказал, что женщина регулярно жаловалась в правоохранительные органы на своего мужа. Но каждый раз она забирала свои заявления, не давая оснований для проведения проверки. 

Несколько раз на шум в квартире жаловались соседи, но к приезду сотрудников полиции в доме всё было тихо и спокойно. Убийца состоял на учете в психоневрологическом диспансере, но об этом узнали после трагедии – данная информация является врачебной тайной и субъектам профилактики о ней не сообщают.

Следующей темой для обсуждения стала страшная история, произошедшая в Республике Алтай. Опекун в качестве наказания несколько раз ударила 4-летнюю приёмную дочь по голове колотушкой для выбивания ковров. От полученных травм девочка скончалась.

Как рассказала заместитель Председателя Правительства Республики Алтай Ольга Сафронова, по данному факту в отношении сотрудников местного управления социальной поддержки населения возбудили уголовное дело по статье 293 «Халатность».

Было установлено, что органы опеки и попечительства не выполнили подобающим образом свои обязанности по подбору и подготовке опекуна. Давая своё заключение о возможности взять в семью ребенка, они не получили соответствующее заключение психолога. Кроме того, «опека» не осуществляла плановые проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных.

Как отметила Ольга Сафронова, на Алтае из 1668 сирот в учреждениях живут только 264 ребенка, все остальные – устроены в семьи. Она согласилась, что службы социальной защиты должны тщательнее выполнять свои обязанности по предотвращению жестокого обращения к детям в приемных семьях.

Однако эта работа зачастую оказывается неэффективной из-за «межведомственных промахов» - отсутствия «живого», оперативного взаимодействия между субъектами профилактики. Как выяснилось в ходе обсуждения, в некоторых регионах даже больницы не всегда сообщают в правоохранительные органы о травмах, полученных детьми.

«Существует Приказ Минздрава*, согласно которому больницы должны информировать органы внутренних дел, если есть опасения, что вред здоровью пациента был причинен в результате противоправных действий, - напомнила петербургский Уполномоченный по правам ребенка Светлана Агапитова. - При наличии у детей «подозрительных» ушибов, переломов медики обязаны сообщить в полицию. Так же, как и сотрудники садов, школ, врачи поликлиники».

Возможно, системный сбой происходит из-за отсутствия координирующего органа. Им, по мнению участников Консультативного совета, могла бы выступать Комиссия по делам несовершеннолетних и защиты их прав. Но ни многодетная семья из Нижнего Новгорода, ни опекун из Алтайского края в поле зрения КДН не попали.

Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова рассказала о проблемах раннего выявления семейно-бытового насилия и возможных путях их решения.

«Одной из трудностей, с которой сталкиваются субъекты профилактики при работе с «проблемными» семьями – отсутствие нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок оказания помощи жертвам семейно-бытового насилия», - считает петербургский Уполномоченный.

Светлана Агапитова обратила внимание присутствующих, что 77 статья Семейного кодекса РФ предусматривает возможность отобрания ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, но четких критериев оценки этой ситуации в законе нет.

В Санкт-Петербурге в 2014 году было возбуждено 26 уголовных дел по статье 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»), за девять месяцев текущего года – уже 23 уголовных дела. При этом за последние 9 месяцев на Детский телефон доверия в Петербурге поступило около 50 звонков о физическом насилии.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. 

Вместе с тем, до сих пор отсутствует конкретика в определении понятий «ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию» и «жестокое обращение», и привлечь виновных к ответственности по данной статье затруднительно. Родители практически не несут никакой ответственности за моральные издевательства над ребенком: при отсутствии физического вреда с их стороны все другие насильственные действия не квалифицируются как преступные деяния. 

Не ведется и учет жертв насилия в семье с разделением по видам самого насилия. Семейное насилие можно разделить на физическое, сексуальное, психологическое, экономическое. Но четких формулировок этих понятий в законодательстве не существует.

Часто причиной страданий детей становятся новые супруги или сожители родителей. Светлана Агапитова привела несколько примеров, когда дети серьёзно пострадали и погибли от рук отчимов.

«Можно ли было предотвратить случившееся?» - задались вопросом участники заседания. 

Но что говорить о происходящем в кровных семьях, когда даже при передаче ребенка под опеку социальные службы могут не знать, кто, в конечно счете, будет его воспитывать? 

Если, например, заключение о возможности стать приемным родителем получает незамужняя женщина, то она может умолчать о своём так называемом «гражданском супруге». И, даже если она расскажет о сожителе, то никто не обязан требовать от него справок об отсутствии судимости и серьезных, в том числе психических, заболеваний.

Борьба с семейным насилием не должна заключаться в применении репрессивных средств исключительно по фактам уже свершившегося преступления. Именно поэтому необходим закон о профилактике насилия, предусматривающий однозначные критерии отнесения ребенка к группе риска, алгоритма и инструментов оценки ситуации в семье и этапов комплексной реабилитационной работы.

Светлана Агапитова рассказала, что законопроекты о профилактике насилия в семье обсуждаются с 1997 года***, однако ни один из них не был рассмотрен. 

Ряд общественных объединений предполагают, что законы о профилактике семейно-бытового насилия «нацелены на разрушение института семьи в РФ, противоречат концептуальным документам РФ, статьям 23, 35, а также части 1 статьи 38 Конституции РФ, согласно которой «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

«Во многом обеспокоенность общественности понятна, - сказала Уполномоченный. - Нечеткость существующих формулировок, неотработанные механизмы реализации положений данного проекта могут нанести случайный удар по хорошим, благополучным семьям. Вместе с тем, закон необходим. Безусловно, до вступления в силу он должен пройти общественные слушания при непосредственном участии всего населения. Так мы сможем одновременно соблюсти декларируемые Конституцией РФ права на неприкосновенность частной жизни и в то же время и обеспечить реально эффективный механизм защиты и реабилитации жертв насилия», - уверена Светлана Агапитова.

Участники заседания согласились с мнением петербургского Уполномоченного. Все члены совета поддержали необходимость внесения изменений в действующую нормативно-правовую базу. По результатам встречи будут подготовлены конкретные предложения, которые войдут в резолюцию и будут направлены в соответствующие государственные органы.

*Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. N 565н "Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий"

** Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

***(Законопроект «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» (№ 97700685-2), Законопроект «О предотвращении насилия в семье» (№ 99113775-2), Законопроект "О предупреждении и профилактике насилия в семье", разрабатываемый рабочей группой при Общественной палате РФ)


Источник


Поделиться:

Короткая ссылка на новость: https://ivan4.ru/~BV4uF



 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Загрузить изображение
 


Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»

Сумма: 

Выберите удобный способ пожертвования: