Девочек забрали прямо из школы
Крик о помощи
Двоюродные сёстры семи и одиннадцати лет воспитывались в одной семье. Опекуном одной из девочек является бабушка, другой – мать-инвалид. После того как бабушка попала в больницу, обеих девочек забрали.
– Я инвалид детства 1-й группы, мать-одиночка, ранее не осуждённая, материнства не лишилась, вредных привычек не имею. Прошу вас оказать мне юридическую помощь в борьбе с беззаконием социальных служб по отношению ко мне и моей дочери, а также племянницы, – обратилась в редакцию мама-инвалид Анна. – На сегодняшний день я не получала уведомление о месте нахождения детей и условиях их содержания. Молю вас, помогите вернуть детей в семью, мне больше не к кому обратиться. Этот вопиющий случай нечеловеческой жестокости оказал шокирующие эффект на учеников Медведевской школы, где учатся девочки, а также на жителей Медведевского сельского поселения.
Анна заверяет, что в состоянии ухаживать не только за собой, но и за дочерью и племянницей, пока её мама находится в больнице. Вот только у социальных служб на этот счёт оказалось своё мнение.
Начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите прав детей администрации Джанкойского района Алла Чернякова:
– Женщина прикована к инвалидной коляске и по состоянию здоровья не может исполнять родительские обязанности. Что такое село Тургенево – это надо топить печь, приготовить еду ребёнку. А человек передвигается только на коляске. Бабушка осуществляла опеку над девочками и своей дочерью-инвалидом, и другого человека, который бы ухаживал за этими нетрудоспособными детьми и женщиной, нет.
По словам Аллы Черняковой, «дети остались в ситуации, которая угрожала их жизни и здоровью», поэтому решено было отправить их в ГБУ РК «Центр социальной поддержки семей, детей и молодёжи», который расположен в посёлке Гвардейское Симферопольского района.
Примечательно, что Анна не давала согласия на то, чтобы её дочь и племянницу забрали. И если опекун племянницы попала в больницу и соцработники имели все основания обеспечить условия, чтобы «жизни и здоровью» ребёнка ничего не угрожало, то мать второй девочки никуда не исчезла и имела полное право на то, чтобы воспитывать и дальше своего ребёнка.
К тому же есть дальние родственники и соседи, которые, по словам Анны, обещали ей помочь в воспитании девочек, пока бабушка находится в больнице.
Всё это не убедило джанкойских соцработников, они решили, что мать не сможет сама топить печь, а потому и дочку нужно у неё забрать. Вот только эти же самые соцслужбы не смогли дать нам ответ: помогает ли кто-то женщине-инвалиду, раз она настолько беспомощна?
Как сообщила нам Алла Чернякова, если, не дай бог, с бабушкой что-то случится, девочку заберут у матери-инвалида и определят в интернат. По мнению социальных работников, так будет правильно. О чувствах матери, и так страдающей от болезни, и ребёнка, они, видимо, совсем не подумали.
Впрочем, достаточно вспомнить нашумевшую в Крыму историю семьи инвалидов Шугаевых – несмотря на всеобщую поддержку со стороны общественников и социальных служб, им так и не дали возможность воспитывать первую дочь, а второго ребёнка грозились забрать в детский дом ещё до его рождения.
Перестраховались?
Почему подобные ювенальные прецеденты имеют место в нашей стране?
Ведь, как правило, ни во время беременности, ни перед родами врачи не предупреждают о том, что мать-инвалид вынуждена будет отказаться от своего ребёнка.
Однако после «появляются» различные предпосылки, чтобы отобрать малыша у такой матери.
Законно ли это? Сразу скажем, что ни одного законодательного акта, запрещающего растить матери-инвалиду ребёнка, нет. Наоборот, Семейный кодекс РФ, ст. 54, говорит о том, что «каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание».
Согласно этому же кодексу, ст. 69, родители могут лишиться своих прав в отношении ребёнка в случае если: уклоняются от выполнения обязанностей родителей (в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов), отказываются без уважительных причин забрать ребёнка из родильного дома, жестоко обращаются с детьми, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией. И ни слова о физических недостатках и состоянии здоровья родителей!
Насколько правомочно поступили представители социальной службы Джанкойского района, разбираться будет прокуратура. По словам Уполномоченного по правам ребёнка в РК Ирины Клюевой, в республиканскую прокуратуру уже направлено соответствующее представление, это уже не первый подобный случай в Джанкойском районе.
– Позиция органов опеки там однозначная жёсткая, – отмечает детский омбудсмен. – Полтора года назад прокуратура их наказала по нашему представлению – за несоблюдение надзора за несовершеннолетним. Поэтому они сейчас там перестраховываются и соблюдают всё максимально жёстко, так сказать, дуют на воду.
Случай, о котором говорит Уполномоченный по правам ребёнка, напомним, произошёл в декабре прошлого года в Джанкойском районе. Полуторагодовалый мальчик Глеб был доведён до ужасного состояния собственной матерью: она его фактически не кормила и регулярно избивала. В отношении 16-летней жительницы района было возбуждено уголовное дело по факту жестокого обращения с малолетним. По этому случаю прокуратура разбиралась со службой опеки, службой по делам несовершеннолетних, социальными службами на территории района.
Медвежья услуга за деньги
История джанкойских девочек, которых в экстренном порядке забрали со школьной скамьи, закончилась хорошо. Бабушка быстро выписалась из больницы, и детей без всяких проволочек (родственники благодарили за это «Крымскую газету». – Ред.) отдали семье. Как рассказала нам родственница девочек Светлана, дети были настолько напуганы произошедшим, что теперь боятся ходить в школу, чтобы их снова не забрали.
За пребывание детей в течение нескольких дней в Центре социальной поддержки семей, детей и молодёжи бабушке теперь придётся заплатить 2600 рублей. И ещё её вроде как пообещали лишить «детских» выплат за ноябрь (бабушка получает за опекунство над внучкой 20 тыс. рублей). Однако в отделе по делам несовершеннолетних и защите прав детей администрации Джанкойского района эту информацию опровергли и заявили, что «изымут» только 2600 рублей. Возможно, к такому решению пришли благодаря звонку из редакции.
Источник
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»