"Подготовка человеческого материала", или социализация вместо воспитания.
В мероприятии посвященном, обсуждению основных вопросов представления лучших региональных практик социализации детей в рамках публичного информационного пространства, примут участие специалисты, в числе которых: публицист, автор проектов адаптации детей-сирот Александр Гезалов; руководитель департамента поддержки социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Ольга Волжина, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец и т.д.
Что стоит за словами "лучшие практики социализации детей в рамках информационного пространства" понять сложно, даже невозможно. Заметим, что до 80-х гг. XX в. советская педагогика объявляла социализацию предметом буржуазной науки, противостоящим воспитанию, и понятие «социализация» употреблялось исключительно в контексте критики концепций западных идеологов.
Сейчас с неопределенным понятием «социализация» в педагогике происходят разительные перемены. Еще десятилетие назад им оперировали только специалисты в области социологии и социальной психологии, а официальная педагогика все механизмы становления личности описывала через категорию «воспитание».
Уже сейчас многие западноориентированные эксперты упраздняют традиционные и понятные определения, упраздняют привычное понимание воспитания и все, что раньше считалось воспитанием, объявляют социализацией.
В последние годы происходит преднамеренная переоценка и снижение роли и значения семьи для ребенка. Все чаще семья представляется в общественной дискуссии и в СМИ с точки зрения «профилактики жесткого обращения с ребенком», «профилактики социального сиротства», «выявления неблагополучия» и т.д. В реальности одновременно идет вытеснение и замена социальных функций семьи некими социальными службами помощи, поддержки, развития и пр., а также школой и детсадом. Ребенок все меньше времени проводит со своей семьей. Этому способствуют и такие осознанные меры со стороны государства как введение обязательных дополнительных занятий в школах. Есть все основания полагать, что в ближайшее время термин «воспитание» поменяет свое содержание и станет в большей степени соответствовать термину «социализация».
Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.
Воспитание же представляет собой систему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с другом. Именно в таком личностном взаимодействии происходит изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения, поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации.
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»