Неблагополучие и "социальные услуги"
Семейное неблагополучие и предоставление социальных услуг — эксперты выявляют взаимосвязь
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, представил результаты исследования, цель которого — получить информацию о качестве семейной жизни и оценить эффективность обращения граждан за социальными услугами. Исследование позволяет составить представление о том, насколько изменения, которые происходят в разных регионах России, отвечают интересам общества.
Исследование «Качество и доступность социальных услуг как фактор профилактики и преодоления социального неблагополучия семей с детьми» по заказу Фонда поддержки детей в конце 2014 года провел Центр оперативных и прикладных исследований Российского общества социологов. Презентация результатов социологического исследования состоялась в Общественной палате РФ.
Выборка массового опроса составила 2 тыс. человек в возрасте от 20 до 50 лет. Самостоятельной процедурой стал экспертный опрос 32 специалистов профильных ведомств и учреждений. Также для сбора информации «из первых рук» в регионах-участниках исследования было проведено 32 глубинных интервью с семьями — непосредственными получателями социальных услуг.
«Почему фонд выбрал именно эту тему для исследования? Ответ достаточно очевиден. Сегодня уделяется большое внимание к оказанию услуг семьям и детям, и есть необходимость осмысления, как происходит этот процесс, и как он отражается в общественном сознании, как это оценивают получатели услуг.
Цели, которые мы ставили перед исследованием: как семьи оценивают ситуацию по предоставлению социальных услуг, насколько доступны эти услуги, насколько отвечают потребностям семьи, какие услуги сами семьи определяют как наиболее необходимые, насколько с помощью услуг можно преодолеть трудности и не попасть в категорию «группы риска», не допускать неблагополучия семьи в будущем», — говорит Марина Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Как показало исследование, «благополучие» респонденты понимают по-разному.
Люди оценивают благополучие, прежде всего, с психологической точки зрения: если в семье ладят между собой, то семья благополучная — и нечасто связывают благополучие с материальными или экономическими условиями существования, представляют благополучие как совокупность социальных услуг, отметил вице-президент Российского общества социологов Михаил Черныш.
Для экспертов благополучие – это условия, в которых живет семья. Если семья в неблагополучных условиях, то и психологический климат в семье не складывается.
«Мы задавали респондентам вопрос, от чего зависит благополучие? От самой семьи или от внешних обстоятельств. Точки зрения тоже неоднозначны. Если в обеспеченной прослойке населения более трети группы считает, что благополучие зависит от самой семьи, то в бедных семьях большинство полагает, что в значительной степени от внешних обстоятельств, в которых находится семья», — говорит Черныш.
Большинство российских семей предпочитают решать свои проблемы самостоятельно. Они не слишком доверяют государству, однако полностью избавиться от необходимости обращаться за помощью во внешние инстанции не могут.
В ходе исследования респонденты назвали три категории услуг, в которых нуждаются получатели: услуги для взрослых (переобучение, помощь в трудоустройстве), услуги для семей, воспитывающих детей-инвалидов (реабилитация, оздоровление ребенка, курортно-санаторное лечение, содействие в организации досуга ребенка), оказание материальной помощи (деньгами, одеждой, продуктами, помощь в решении жилищной проблемы).
«Не всегда люди обращаются в социальные службы. Иногда мы наблюдаем то, что можно назвать трансфером социальных услуг внутри семьи. В первую очередь обращаются за поддержкой к близким, друзьям, знакомым, родственникам. Если возникают проблемы, стараются формировать тип социальных связей, который помогает ее решать. Во вторую очередь обращаются в социальные службы», — поясняет Черныш.
Только треть обращений в социальные службы привела к решению проблемы в полной мере или в основном. Как правило, в результате обращений проблемы решаются лишь частично (36,7%).
Также исследователи проанализировали эффективность обращений в разные инстанции, к разным людям – родственникам, близким, знакомым. Коэффициент эффективности обращений рассчитывался как соотношение количества обратившихся к количеству получивших услуги.
Достаточно высок уровень эффективности обращений за услугами детских врачей (86,2%), оформлением денежных выплат на ребенка (86,7%), за консультациями юристов (100%). Относительно невелика эффективность в услугах нарколога (66,7%), помощи в организации досуга ребенка-инвалида (66,7%).
Результативность последнего обращения в социальную службу варьируется под влиянием таких переменных, как возраст, уровень жизни, место проживания. В молодой возрастной группе (20-30 лет) результативность обращения оказалась выше, чем в старшей возрастной группе (77,9 и 68,7%) Пожилые реже получают услуги. В группе малообеспеченных граждан результативность обращения была более низкой, чем в группах респондентов со средним или высоким уровнем жизни (62%, 79,9% и 77,4% соответственно). В столичных городах эффективность обращения оказалась более высокой, чем во всех остальных типах населенных пунктов (столицы – 84,1%, малый город – 76,4%).
Наибольшие проблемы, с которыми сталкиваются все группы обращающихся, возникают вследствие бюрократизма и волокиты при оформлении документов (69,5%), больших очередей при обращении за услугой (56,1%), грубости и равнодушия работников (50%), сложности процедуры получения услуги (42,7%), отсутствия полной информации об услугах на стенде (39%).
Исследователи пришли к выводу, что есть взаимосвязь проблемы семейного благополучия и проблемы предоставления гражданам социальных услуг. Кроме того, выяснилось, что российские семьи видят источник благополучия в гармонии, взаимопонимании между супругами, родителями и детьми. Ощущение благополучия приходит не потому, что семьи благоденствуют, живут обеспеченно с материальной точки зрения, а потому что члены семьи связаны тесными духовными узами, понимают друг друга, демонстрируют высокий уровень совместной активности в труде и досуге, отмечают исследователи.
Более высок риск неблагополучия у тех, кто имеет проблемы со здоровьем, у пожилых, у тех, кто не в состоянии самостоятельно заботиться о себе. И здесь не обойтись без содействия со стороны государства и его социальной политики, говорится в исследовании.
«Неблагополучие коренится в малообеспеченных слоях населения, которые являются наименее информированными, наименее готовыми и способными сформулировать свои запросы на услуги. В этом противоречие и в этом проблема, которую нужно решать и социальным службам, и обществу», — говорит Михаил Черныш.
С результатами исследованиями можно ознакомиться на сайте Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Источник
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»