Прошел всероссийский урок СТОП СТЫД. Комментарий эксперта и директора гимназии , где школьник узнал про передачу ВИЧ через половой акт
30 ноября и 1 декабря по всей стране прошли уроки ВИЧ профилактики "СТОП ВИЧ/СПИД", которые родители уже окрестили как "СТОП СТЫД". Под эгидой заботы о здоровье подрастающего поколения и под давлением Фонда Светланы Медведевой Минобр провел всероссийскую акцию, приближающую наше образование к международным стандартам полового просвещения. Несмотря на заверения Минобра, что все будет пристойно, и никто не должен произнести даже слово "презерватив" (упаси Бог!), все-таки первый репортаж "Вестей" из московской гимназии 1409 , сообщил об обратном. После урока и проведенной дискуссии ( именно она лукаво была внедрена в программу урока) ученика спросили, что нового он узнал. И ученик бесхитростно ответил:
Мы взяли комментарий у директора гимназии, депутата Мосгордумы И.В.Ильичевой и у эксперта, присутствовавшего на этом уроке, христианского психолога, доктора психологических наук В.И.Слободчикова. Ответы получились очень похожими
.
"У меня нет ни одного вопроса от родителей моей школы" - И.В.Ильичева
Директор гимназии 1409, на базе которой проводился образцово - показательный урок СТОП ВИЧ/СПИД, любезно согласилась после долгих переговоров через своего пресс-секретаря на короткий комментарий нашему ресурсу между встречей с итальянской делегацией, заседанием Мосгордумы (#онажедепутат) и аппаратным совещанием неизвестно где.
Директор гимназии 1409 Ирина Викторовна Ильичева
Остается восхищаться такой работоспособностью : являясь востребованным ставленником народа, Ирина Викторовна Ильичева успевает уделять внимание и гимназии 1409.
"На уроке присутствовали не только учителя, ученики, представители СМИ, но и эксперты самых различных категорий" - сообщила нам Ирина Викторовна.
Эксперты
Сухость подачи информации внутри ролика - там были обойдены все "острые углы" - была восполнена живостью обсуждения детьми вопросов возможных способов заражения ВИЧ -инфекцией.
На вопрос программы "Вести", что нового и полезного ученик узнал на сегодняшнем уроке,
мальчик бесхитростно ответил : " Я узнал, что ВИЧ передается через половой акт".
То есть, несмотря на все увещевания Минобра, на уроке прозвучал не только "презерватив" , но и "половой акт".
После моего пересказа сюжета Ирина Викторовна посетовала на то, что я придираюсь к словам, взяла тайм аут на пересмотр ролика и позитивным тоном предложила прокомментировать его на следующий день.
Ну, не была она на уроке, и невнимательно смотрела сюжет программы "Вести" про свою школу. Много других забот - понимаем.
На следующий день диалог с директором гимназии 1409 удалось возобновить.
Собственно, воспроизведу его полностью:
- Ирина Викторовна, это еще раз Российское информационное агентство «Иван Чай» по поводу фразы про половой акт, мы вчера с Вами говорили. Насколько это входило в ваши планы?
- Мы пересмотрели ролик, у нас в ролике этой фразы нет.
- Ну, вот программа «Вести» брала интервью…
- Там же огромное количество средств массовой информации брали интервью, я не могу пересматривать все программы.
- Но Вы знаете, в интернете в тот день, если смотреть через систему «Яндекс», Гугл (мы проделали это), вышел единственный видеорепортаж программы «Вести», полторы-две минуты. Там берется у двух учеников интервью. Я Вам вчера предлагала выслать именно этот репортаж, так чтобы можно было сегодня конструктивно вынести какие-то выводы.
- Я не могу понять, у Вас ко мне какой вопрос?
- Вопрос в следующем: есть родительская общественность, она обеспокоена тем, что на уроках ВИЧ\СПИД-профилактики поднимаются вопросы, которые, в общем-то, не входят в компетенцию безопасности, а уже являются некоей пропагандой ранних половых отношений. Если Вы помните, когда обсуждался сценарий этого урока в Минобре, разгорелся скандал. Некий Сергей Буланов был исполнителем по этому заказу…
- У меня нет ни одного вопроса от родителей моей школы. Родители мои являются экспертами этого урока. Я показывала им этот ролик – ни один вопрос не поступал.
- Но я знаю комментарии одного из членов вашего координационного совета, который резко против полового просвещения в школах.
- Ну, это его мнение.
- То есть тогда нельзя говорить про всех, употреблять слово «все». То есть как минимум не все. Тем более, еще раз говорю, что не родители, а именно эксперты…
- Я сказала – родителей моей школы, я подразумевала это.
- Ну хорошо. Допустим, в экспертный совет входят не все родители. Но программа «Вести» транслируется не только в вашей школе, она транслируется, к сожалению, на всю страну.
- Это не ко мне вопрос.
- Вопрос в том: так ли это? То есть на вашем уроке ученик узнал о том, что ВИЧ передается через половой акт? Дело в том, что в методических рекомендациях Минобра (во всяком случае, у меня есть ответ официальный) не содержится таких рекомендаций.
- Совершенно верно.
- Был вопрос поднят о том, будет ли произноситься слово «презерватив». И как раз был вот такой маленький скандал. У вас был произнесен «половой акт», причем ученик говорит о том, что именно это знание он получил именно на этом уроке. И федеральное СМИ транслирует уже на всю страну. То есть речь идет уже не совсем о вашей школе … Действительно ли ученик этого класса получил такие знания на вашем уроке, а именно: что ВИЧ передается через половой акт? Вот весь мой вопрос.
- Я на этот вопрос некомпетентна ответить.
- Ирина Викторовна, это несерьезно. То есть Вы директор школы, Вы присутствовали на этом уроке…
- Я не присутствовала на этом уроке, я еще раз Вам говорю. Я не могу присутствовать на всех уроках своей школы
- Но Вы же несете ответственность за их содержание как минимум.
- Безусловно.
- Я взяла на себя труд познакомить Вас с методическими рекомендациями, если Вы их не читали, именно Минобра, и именно в них отсутствуют рекомендации расширять дискуссию до половой сферы. Чему доказательством явился скандал и в стенах Минобра, и в социальных сетях.
- Во-первых, Вы продолжаете накаляться, накаляться, накаляться…
- Накаляюсь не я, а родительская общественность.
- Родители никто не накаляются, Вы накаляете. Ни одного обращения не было, и никто не раздувает эту тему. Вот и всё.
- На самом деле мне же нужен прямой ответ на мой прямо поставленный вопрос: так ли это?
- Я еще раз говорю, еще раз Вам повторяю, что на этом уроке эта фраза не звучала. А присутствовать на всех уроках я не могу. Урок проводился согласно рекомендациям, которые были соответственно даны, и проводился не учителями…
- Как не учителями? То есть вы детей оставили один на один с какими-то людьми, которые не имеют отношения к учебному процессу?
- Учителя присутствовали. Я имею в виду урок проводили не они.
- Но рекомендации давались вашим людям, а не тем, которые пришли, правильно?
- Мне сложно с Вами общаться.
- Я просто говорю по тем нормам, которые приняты… Если их не изучить, то, конечно, тяжело.
- Я знаю все нормы и все законодательные акты, которые касаются образовательного процесса в школе, поэтому учить меня не надо.
- Да нет, ни в коем случае. Просто Вы сказали, что не можете присутствовать на всех уроках…
- Со стороны родителей не было вопросов по отношению к этому уроку. Поэтому с Вами вступать в дискуссию у меня нет возможности, тем более информационный какой-то скандал – это совершенно не ко мне.
- То есть Вы считаете, что все было в рамках тех рекомендаций, которые Вам дал Минобр? Вот и все. Правильно я понимаю?
- Совершенно верно. Вчера об этом было сказано.
- Нет, вчера этого не было сказано. Вчера Вы сказали, что Вы не в курсе, что было на этом уроке.
- Знаете, Вы меня не путайте, пожалуйста. Я сказала – не в курсе тех программ, которые освещали урок в конечном счете, а относительно урока я, естественно, в курсе. Вы не начинайте перекладывать с больной головы на здоровую. Вы вчера мне говорили про каналы, которые снимали, и как они показали потом. А я еще раз повторяю: у меня не было потом возможности пересмотреть все каналы; я работаю, понимаете? А не сижу у телевизора и не смотрю с утра до ночи телевизор. Поэтому я Вам так и ответила. Если бы у меня хоть одно замечание по этому уроку поступило (не только у меня, а вообще во всех школах, где были показаны эти ролики), я бы, безусловно, на них отреагировала. Ни одного замечания не поступило.
- Хорошо, спасибо.
- До свидания, всего доброго.
Вот, казалось бы и все. Директор на хорошем счету у Минобра, родители не жалуются, ученики тоже.Есть правда в Уголовном Кодексе статья о развратных действиях по отношению к несовершеннолетним. Растление может осуществляться и информационным путем. Подать иск может любое лицо , не обязательно ученик или его родитель, и следственные органы будут обязаны среагировать.
............................................................
В качестве эксперта на снятом "Вестями" ролике промелькнул и наш хороший знакомый , вполне традиционно настроенный психолог, он же член Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви.
Доктор психологических наук В.И. Слободчиков
Основной мыслью, пронизавшей ответ Виктора Ивановича была:
Если нет порнографических подробностей - что? куда? - то ничего страшного и слава Богу. Надо различать сексуальное просвещение и сексуальное растление.
Приведу наше беседу дословно:
- Я знаю директора этой гимназии, много лет сотрудничал с ней, и на моих разработках, на разработках моих сотрудников до сегодняшнего дня они устраивают у себя всю образовательную систему и взаимоотношения. Вообще вся атмосфера, вся среда – это все сделано с умом, разумно, на серьезных основаниях. Не потому, что они перекормлены деньгами, поэтому у них там все сладко - и стены хорошие, и полы хорошие. Там атмосфера очень хорошая – вот что самое главное. И дают они очень хорошие, качественные знания, потому что там огромное количество выпускников – они идут прямо сразу же по своим интересам, в вузы, кто-то идет в среднее профессиональное. То есть все с интересом, с любовью. Там очень хорошие педагоги, очень хорошая образовательная сфера.
- Да, Виктор Иванович, спасибо. Но интересует этот урок. Дело в том, что перед тем, как его проводить, был скандал в Министерстве, когда обсуждался сценарий проведения этого урока. Раньше это был просто ролик, дети смотрели и расходились, не было никаких обсуждений. В этом ролике были обойдены все скользкие вопросы, касающиеся полового просвещения. На сегодняшний день в урок, который проходил в этом году, включена дискуссионная часть.
Дискуссионную часть Министерство образования хотело взять в какие-то рамки, чтобы не было произнесено слов «презерватив» и так далее, чтобы это не было уроком сексуального просвещения.
- Вы знаете, вот Вы различаете сексуальное просвещение и сексуальное растление?
- Вообще-то нет.
- Ну, в этом тогда и беда вся. Я не знаю, кто составлял первый сценарий первого урока. Я на него писал экспертизу. Министерство обратилось к нам в институт, лично ко мне, чтобы я написал экспертизу на сценарий того урока, который предполагалось провести. Я написал, честно говоря, разумную такую экспертизу, то есть резкую и жесткую - что это скорее всего профанация, пропаганда: что вроде как надо бороться с помощью всяких презервативов и чистых шприцев. То есть это пропаганда, а вовсе никакое не просвещение, а самое главное – не предупреждение. Это не просвещение. Потому что если вас просветят, что пить нельзя, курить нельзя, сколько ни просвещай, ничего не произойдет. А найти способы предупредить и остановить в тысячи раз сложнее, чем просто рассказать, какие опасности и беды вас ждут, тем более молодых людей и подростков. Подросток скажет: да плевал я на ваши предупреждения, я хочу попробовать. Мало ли чего вы говорите: ах, там наркотики, ах там ранние половые связи, а я хочу попробовать – и все. Потому что проблема не в просвещении, а в низкой позиции и в личном отношении к этим ситуациям.
- Виктор Иванович, хотелось бы конкретный ответ. Вопрос-то в том, что это в 16 лет. Вы как считаете: возможно на таких уроках знакомить детей с контрацепцией, допустим, говорить о том, что ВИЧ-инфекция передается половым путем, что такое половой акт и так далее?
- Считаю, что необязательно рассказывать о подробностях, которые за этим стоят.
- А в каких рамках допустимо?
- В рамках санитарной гигиенической профилактики. Не в рамках того, что это нормально, когда вы начинаете сожительствовать (как во Франции сегодня принимается закон, что сожительствовать можно с 13 лет; не в этих рамках). Вот это называется растление, а вовсе не просвещение. Это под видом просвещения идет растление, когда вы соблазняете несовершеннолетнего, когда нравственность еще не стоит. Растление – это соблазнение несовершеннолетнего. Вот в чем разница. А просвещение – это информирование; никакое информирование никогда ни к чему (плохому) не приводило.
- Программа «Вести» выпустила двухминутный ролик, в котором как раз один из учеников (к нему подносят микрофон и спрашивают, что нового он узнал на этом уроке) говорит: я узнал, что СПИД не передается через рукопожатие и водно-капельным путем, он передается через кровь и через половой акт. То есть мальчик в 16 лет на этом уроке узнал впервые, что СИД передается через половой акт. Значит, ему каким-то образом дали эту информацию.
- Ну и слава Богу!Что значит – дали эту информацию?
- То есть напрямую сказали: значит, так, дорогие дети, имейте в виду, что через половой акт (вы знаете, что такое половой акт?)…
- Они примерно представляют, что есть половой акт, но детали и подробности, что там потом происходит и как – нет.
- Без деталей и подробностей, Вы считаете, это нормально?
- Детали и подробности до определенного возраста и до определенного состояния души молодого человека необязательно знать.
- А без деталей и подробностей ничего страшного то есть? То есть детали и подробности он может выяснить в интернете…
- А Вы думаете, что он в 16 лет не знает, что бывает половой акт и что это такое? Уже давно объяснили во дворе.
- Виктор Иванович, а с какого возраста мы считаем, что уже объяснили? С какого возраста мы будем считать, что уже все всё знают? С 12-13?
- При советской власти все половое просвещение происходило во дворе, потому что были младшие и старшие. И старшие открывали это все.
- Да, совершенно согласна.
- А теперь некоторые озабоченные педофилы решили, что надо бы как-то рассказывать, просвещать, а на самом деле соблазнять…
- Нет, Виктор Иванович, Вы говорите, что это нормально в 16 лет. А в 13? Где такой возраст, когда кончается такая нормальность?
- В 13 лет ненормально.
- Хорошо. С какого возраста нормально?
- С девочкой должна говорить мама, когда у девочки начинаются серьезные женские проблемы. Мама должна с ней сесть в интимном уголке, папе присутствовать при этом совершенно необязательно. А мальчику должен папа объяснить.
- А в каком возрасте? Вот самый главный вопрос.
- У мальчиков поллюции начинаются в 12 лет и онанизм.И у девочек тоже.
- То есть в 12 лет отец должен провести какую-то беседу? То есть Вы в этом уроке ничего плохого не видите – то, что ребенка в 16 лет познакомили с понятием «половой акт»? В этом тоже ничего страшного нет?
- Понимаете, когда вы из детей делаете уличных, выносите это в общественное пространство обсуждения, это один вариант. Вообще эта сфера исходно интимная…
- Естественно, поэтому и стоит вопрос: стоит ли говорить об этом в школе?
- Как эту интимность и как эту целомудренность (есть еще такое забытое понятие газетами и остальными СМИ) сохранить, когда выводят это на публику, вместо того чтобы озаботиться, как возможна интимность в этих вопросах? Вообще-то взаимоотношение полов – это интимная тема до гробовой доски…
Осталось добавить , что к акции присоединились православные ресурсы ( кроме митрополита Иллариона) такие как радио "Вера" и журнал "Фома". А также председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата В.Р.Легойда
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»