Бизнес на замещающих семьях

Поделиться:
14.10.2015
enrf.jpg


Общественники зафиксировали рост количества «серых схем» по передаче детей из родных в приемные семьи.


Приемные дороже родных.

Представители Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» («РВС») изучили, насколько широко распространена в Новосибирске схема незаконных действий по передаче детей под опеку (попечительство), а также на воспитание в приемные семьи», (из текста статьи 154 Уголовного кодекса). До этого времени активисты «РВС» занимались подобными прецедентами только по запросам семей.

В августе-сентябре 2015 года в течение месяца общественники посетили 20 заседаний Ленинского районного суда, в том числе по лишению родительских прав.

— Мы увидели в разных делах одну и ту же схему, где была слишком явно видна активная роль опекуна. Независимо от того, хорошая или плохая была родная семья, под опеку ребёнка отдавали поспешно, а где-то и незаконно, — рассказал руководитель новосибирского областного регионального отделения «РВС» Александр Коваленин в интервью корреспонденту Infopro54 перед научно-практической конференцией, посвященной профилактике вторичного сиротства.

Как объяснил собеседник, передать детей под опеку (не по просьбе самого родителя) можно только выполнив два условия: признать ребёнка оставшимся без попечения, соблюсти приоритет родственной опеки - то есть предложить опеку родной бабушке (деду) или взрослому брату (сестре) и получить их отказ. По его словам, нарушения фиксировались по обоим пунктам.

— Типичное нарушение, когда родитель сталкивался с препятствиями по сбору документов, срокам их предоставления, а потом по этому факту выносилось заключение: «не забрал ребёнка в срок», требуемый по закону, «отказался забрать ребёнка из учреждения», — отметил г-н Коваленин.

Собеседник Infopo54 связывает ажиотаж с передачей детей в замещающие семьи с тем, что опекуны получают средства на содержание ребёнка в размере прожиточного минимума (10 682 рубля), а приёмным родителям дополнительно начисляют еще около 11 тысяч в месяц.

— Суммарно выходит около 18 с лишним тысяч рублей на содержание первого ребёнка и более 20 тысяч - на второго, — объяснил Александр Коваленин.

Представитель «РВС» напомнил, что за содержание в семьях родных детей государство платит в 60 раз меньше: 318 рублей, а если родитель-одиночка, то 450 рублей.

По данным областного министерства социального развития, за последние три года количество детей, воспитывающихся в приемных семьях, в регионе увеличилось на 35%.

Как работает «серая схема»?

— Проанализировав имеющиеся у нас данные, я выписал 8 этапов «серой схемы» по передачи детей в замещающие семьи. Все начинается с придирок к семье, когда уполномоченные органы находят повод для изъятия ребёнка, потом его поспешно признают оставшимся без попечения, при этом его родители ходят и добиваются возвращения ребёнка, — рассказал Александр Коваленин. — В суде замещающие родители уже в статусе опекунов, видят, что настоящие родители не хотят расставаться с ребёнком, но, тем не менее, настаивают на том, чтобы ребёнка отдали им, обосновывая это тем, что «уже привязались к нему, воспитывая в течение 1,5 месяцев».

По данным собеседника Infopro54, органы опеки в ряде районов области продолжают требовать с родных родителей, которые хотят вернуть ребёнка, документы, превышая свои полномочия. Согласно Семейному Кодексу РФ, если родитель пришёл за ребёнком, который находится в детском учреждении, он имеет право забрать его без всяких условий (ст.1, ст. 63, ст.68).

— Это базовое родительское право, пока родитель не лишён родительских прав, именно он имеет и право, и обязанность воспитывать ребёнка, защищать его интересы (определять, в чём он состоят), — подчеркнул Александр Коваленин. — Задержка пребывания ребенка в детском доме нужны для того, чтобы признать его оставшимся без попечения родителей. Но как можно сказать, что родитель уклоняется от его воспитания, если он все это время добивается возвращения ребенка! Получается, лишение родительских прав происходит без суда.

Директор областного государственного учреждения «Центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Евгений Сурпал акцентировал внимание еще на одной проблеме замещающих семей: сейчас достаточно трудно отказать в передаче ребёнка в приёмную семью.

Понятно, что не все приходят с конструктивной мотивацией, есть и материальный интерес, если это приёмная семья. Но сейчас нет юридических инструментов, чтобы отказать некоторым кандидатам, если у них всё нормально с квадратными метрами, со здоровьем, и есть все справки, получается, что практически любой человек может взять на воспитание ребёнка! — отметил Евгений Сурпал.

Как отметила заведующая МБОУ «Барышевский Детский Дом» Наталья Тимофеева, сотрудники детского дома зачастую не знают намерений приёмной семьи, которой передают ребёнка.

— Решение о том, какой семье передать ребёнка на воспитание принимают органы опеки, нам, они выдают разрешения, — рассказала Наталья Тимофеева. — О том, с какими побуждениями и целями они обратились, проверять должны службы опеки и попечительства и делать заключения, а не мы.

Спекуляция на теме

В областном министерстве социального развития, куда корреспондент Infopro54 обратился за комментарием, информацию о существовании бизнеса, связанного с передачей детей в замещающие или приёмные семьи, опровергли, назвав её спекулятивной.

— Выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведется в Новосибирской области в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, — рассказала заместитель министра социального развития Новосибирской области, начальник регионального управления опеки и попечительства Ольга Потапова. — Ни одна из служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не заинтересована в изъятии ребенка из семьи, главным направлением их работы является создание условий для проживания ребенка в родной семье и сохранение семьи для ребенка.

По словам Потаповой, помещение ребенка в социально-реабилитационные центры, либо организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит в строго определенных случаях, когда невозможно оставить ребенка в родной семье в силу поведения родителей (злоупотребление алкогольными напитками, наркомания) либо обстоятельств, при которых ребенок остался без родительского попечения, в случае отсутствия родственников (смерть родителей, нахождение в местах лишения свободы, розыске, и т.д.). Случаев необоснованных отказов родителям в возвращении детей из учреждений либо замещающих семей министерством социального развития Новосибирской области не выявлено.

Как отметила Ольга Потапова, работа органов опеки и попечительства направлена на сохранение кровных семей. По информации министерства, за 9 мес. 2015 года из вновь выявленных и из учреждений для детей-сирот — 27 детей были возвращены родителям. Кроме того, из замещающих семей по возвращении родителей из мест лишения свободы, после прохождения лечения, а также восстановления в родительских правах, 57 детей вернулись в родные семьи.

Из 813 детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных за 9 месяцев 2015 года, 20 детей были отобраны у родителей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью (при изъятии ребенка из семьи орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав, ст. 77 СК РФ). При этом в отношении 5 детей, судом было принято решение о возвращении детей в семью кровных родителей в связи с изменением их поведения, например, прекратили пьянство, закодировались, либо подтвердили желание пройти лечение.

Кроме того, напомнила Потапова, лишение родительских прав является крайней мерой, которая позволяет родителям изменить свое отношение к воспитанию детей и СК РФ также предусматривает восстановление родительских прав в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка (ст. 72 СК РФ).

По данным министерства социального развития области, на территории региона на сегодняшний день проживает около 10 700 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В замещающих семьях воспитывается около 9 430 детей, что составляет 88 % от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно приведённой министерством статистике, с 2011 года количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, в области ежегодно сокращается. В 2011 год — 2 193 ребенка, 2014 год — 1 246 детей, на 01.10.2015 — 813 детей (в связи со смертью родителей/родителя — 38 %, с ограничением родителей в родительских правах, лишением родительских прав — 25 %, с розыском родителей, нахождением родителей в местах лишения свободы, нахождении родителей на принудительном лечении — 22,5 %, с отказом родителей от дальнейшего воспитания детей — 12 % детей, и 2,5 %, т.е. 20 детей были отобраны у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью).

Фостерная семья приоритетнее усыновления

Эксперты солидарны во мнении, что для решения проблемы социального сиротства государству необходимо больше помогать родной семье. Порой хватило бы разовой материальной помощи для улучшения жилищных условий или трудоустройства родителей. Но, как отметила депутат Законодательного собрания Новосибирской области Татьяна Есипова, в России, к сожалению, на сегодня существует другая тенденция.

— Действуют различные социальные программы, направленные на помощь в устройстве детей, но так мало тех, которые эффективно работают на сохранение ребенка в кровной семье, — отметила депутат. — Иногда мне кажется, что государству проще заплатить приёмной семье, это даже финансово выгоднее, чем вкладываться в реальное изменение качества жизни кровной семьи.

По мнению депутата, комплексное решение проблемы требует разработки эффективных госпрограмм, направленных на сохранение кровной для ребенка семьи.

Приоритет усыновления над устройством в приёмную семью уже установлен статьёй № 124 Семейного Кодекса РФ, но, как отмечают специалисты, его фактически нет, поскольку приёмные семьи находятся в явном приоритете. Этот вывод можно сделать, сравнив две процедуры: чтобы передать ребёнка в приёмную семью, орган опеки готовит приказ, а чтобы усыновить ребёнка, нужно решение суда.

— Когда вводятся термины «профессиональная семья», «фостерная семья», это уже немного не то, назвали бы учреждением, и было бы всё честно, — говорит Александр Коваленин. — В Белоруссии, к примеру, есть такие семьи, но в них ребёнок не перестаёт считаться сиротой, и его по-прежнему можно усыновить. И государству выгоднее, чтобы ребёнка усыновили, чем платить такие деньги приёмным родителям!

Как рассказал депутат Законодательного собрания, председатель комиссии по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения, председатель попечительского совета Областного центра социальной помощи семье и детям «Радуга» Игорь Гришунин в интервью корреспонденту Infopro54, председатель областного парламента Андрей Шимкив уже дал поручения профильному комитету Заксобрания разобраться в ситуации вокруг замещающих семей.

— В последнее время к нам поступает много обращений на эту тему, - отмечает Игорь Гришунин. — Есть обращения из удаленных деревень, где сообщается, что детей берут из детских домов, чтобы школы не закрывали, есть и другие случаи, в каждом из которых нужно разбираться индивидуально, ведь не на пустом месте же обращаются.

По его словам, в ближайшее время на базе комитета регионального парламента по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения планируется создать рабочую группу, которая будет разбираться в каждом случае, по которому были обращения граждан.

— Мы проведём проверку, подключим Уполномоченного по правам ребёнка, областное министерство социального развития, и поднимем информацию по этому вопросу, которая есть в правоохранительных органах, начиная с 2006 года, — заявил Игорь Гришунин.

По всем проблемным вопросам, которые касаются лишения родительских прав или сомнений, связанных с устройством ребёнка в замещающую или приёмную семью, депутат рекомендует обращаться в комитет по социальной политике, труду и занятости областного Законодательного собрания. 

Контакты комитета: 630001, Новосибирск, ул. Кирова 3, каб. 303, 304. [email protected], тел./факс 218-09-01, тел. 223-76-02.


Источник


Поделиться:

Короткая ссылка на новость: https://ivan4.ru/~DN11J



 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 


Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»

Сумма: 

Выберите удобный способ пожертвования: