Москвичам показали «дно» современного российского театра
Москвичам показали «дно» современного российского театра
Негативные тенденции в современном театре наглядно отражают масштабные картины, представленные на выставке: на фотополотнах можно увидеть, насколько вольны в пренебрежении моралью и приличиями нынешние «творцы» сценического действа. Кроме того, у каждого зафиксированного эпизода скандальных постановок указана сумма, выделенная на проект из государственной казны. В большинстве случаев, от «ценника» захватывает дух.
Где моральная грань допустимого на сцене? Должно ли это провокационное искусство быть профинансировано бюджетом? Эти вопросы послужили и поводом для общественной дискуссии по теме современного отечественного театра в ходе выставки «На дне».
«На выставке представлены кадры скандальных, резонансных постановок последних лет, — говорит представитель фонда „Искусство без границ“ Андрей Грознецкий. — Во многом эти постановки сформировали некую театральную моду, формировали направление и тенденции. Далеко не всем эти вещи нравились. Ряд постановок, в том числе и знаковых в главных российских театрах, вызывали обсуждения, споры, скандалы. Многие из них сняты с репертуара не только по причине скандальности — народ перестал ходить».
Работая с открытыми источниками, представители Фонда выяснили, что большинство скандальных постановок ставились с участием бюджетного финансирования. Это миллионы, десятки миллионов рублей. А после мы наблюдаем резко негативную реакцию, причем не только со стороны критиков, но и со стороны зрителя: сходив один раз на провокационный спектакль, второй раз он туда не возвращается. О таких спектаклях в СМИ говорят, как о вызове, о новом слове в театральном искусстве, а в зале — проплешины после премьер.
Выставку фонда «Искусство без границ» посетил депутат Мосгордумы Евгений Герасимов. В свое время Герасимова знал каждый ребенок нашей страны по образу романтичного робота Вертера в «Гостье из будущего». Очевидно, что опыта в театральной сфере народному артисту Российской Федерации не занимать, однако и он был поражен тем, до каких крайностей порой доходят режиссеры в отчаянных попытках эпатировать зрителя. А о бюджетном финансировании подобных спектаклей и речи быть не может, убежден Герасимов:
Они формируют в сознании зрителя, среди которого есть и подрастающее поколение, то это — норма: в классике делать все, что захочется, в открытую на сцене заниматься сексом. А ведь это идет от отсутствия таланта: ты не можешь нормальными средствами сделать интересный спектакль.
«В своем театре режиссер имеет право ставить и показывать все, что он хочет, но тогда пусть делает это за свои деньги», — резюмировал Герасимов.
Выставку «На дне» посетило довольно много людей, среди которых были представители театральной общественности, политики, писатели и актеры. Экспозиция вызвала оживленную дискуссию о том, что допустимо на театральной сцене. Но основной вопрос касался того, как государственные органы должны реагировать на провокационные постановки.
Фонд «Искусство без границ» разработал общественную инициативу, обращенную к Министерству культуры и ведущим политикам страны, поведал «Ридусу» Грознецкий. По мнению инициаторов обращения, сложившуюся за последние годы ситуацию в театральной среде следует изменять, издевательства над классикой и моду на разврат необходимо лишить бюджетного финансирования, а государству следует поддерживать настоящее искусство, а не провокации и издевательства над классическими сюжетами.
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»