Русский костюм. Выставка в Париже 1900 год.
Северная губерния. Псковская губерния.
За час до наступления полуночи 30 октября 1900 г. Эйфелева башня осветилась багрово-красным светом и раздался пушечный выстрел, известивший о закрытии Выставки. Так закончилась последняя Всемирная Выставка XIX века. Российская империя занимала на выставке 17 из положенных всем участникам выставки 18-ти Павильонов, исключив лишь Колониальный павильон. Генеральным комиссаром Российских Павильонов был князь В.Н.Тенишев, создатель первого в России Этнографического бюро, а художником - К.А.Коровин.
В одном из Российских Павильонов парижане и гости столицы Франции могли ознакомиться с уникальной коллекцией русских костюмов, которые были привезены из частного московского «Музея Старины», по крупицам выстроенного Натальей Шабельской.
Эта потрясающая коллекция крестьянских и городских костюмов необъятной России была поистине бриллиантом народного творчества во всем собрании Парижской выставки.
Через сто с лишним лет, в марте 2009, по инициативе и по приглашению господина Пьера Берже в Центре Ив Сен-Лорана Российский этнографический музей представил выдающийся ряд крестьянских костюмов из различных российских губерний от Архангельска до Воронежа и от Санкт-Петербурга до Восточной Сибири. Думается, что успех этой глубоко продуманной выставки был сродни успеху экспозиции, которая была создана Натальей Шабельской и её дочерьми в 1900 году.
Сегодня мы с большой душевной теплотой представляем издание редких фотографий из довольно большого свода любовно собранных Натальей Шабельской и хранящихся в Российском этнографическом музее.
Читатель, открыв это собрание, сможет взглянуть на лица русских красавиц, позировавших в костюмах, которые скорее можно назвать произведениями искусства последней четверти XIX века, а не просто портняжным мастерством.
Позвольте поблагодарить всех, кто принял участие в подготовке этого издания, начиная с господина Пьера Берже, сделавшего возможным визуальное возвращение во Францию бесценных русских экспонатов знаменитой Парижской Выставки 1900 года.
Символами русского национального костюма принято считать сарафан и кокошник. Это объясняется тем, что появление сарафана и формирование сарафанного комплекса одежды относится к периоду сложения и развития Русского централизованного государства (конец XIV - середина XVI в.), и именно в это время происходит этническая самоидентификация русских. Сарафан, надевавшийся поверх длинной рубахи, в сочетании с твердым головным убором («кокошником» или «кикой») в XVI в. был в широком употреблении как у феодальной знати и горожан, так и у крестьян. Костюм с сарафаном закрепился, прежде всего, в севернорусских областях. Распространение он получил также в средней полосе России, в губерниях Поволжья, в Приуралье, в Западной Сибири. С момента раскола Русской Церкви во 2-й половине XVII в. старообрядцы, укрываясь от преследований, принесли комплекс с сарафаном в Заволжье, Восточную Сибирь, на Алтай, на Дон, на Украину, в Прибалтику. В XIX веке шло его проникновение в южные губернии России.
Праздничные рубахи для сарафанного комплекса изготавливали из дорогих покупных тканей: полупарчи, шелка, кисеи (15, 22). Их шили с широким, длинным, почти до пола, рукавом, который сужался внизу. На большинстве фотографий Н.Л. Шабельской, запечатлевших одежду северных и центральных губерний России, можно видеть, что такой рукав сосбаривался на руке, и это придавало ему большую пышность. Запястья поверх рукавов нередко украшали накладными манжетами из картона, покрытого дорогой тканью: бархатом или шелком, - вышитой золотной нитью, рубленым перламутром, жемчугом (3, 5, 6). Иногда в рукаве, в области запястья, делалось отверстие для кисти, и тогда конец рукава ниспадал до пола (13, 60, 62). На Русском Севере такими делали свадебные рубахи: просватанная девушка, причитая об уходящей девичьей воле, ходила по избе и размахивала длинными рукавами. Самобытными были праздничные рубахи Нижегородской губернии: здесь их шили из тонких хлопчатобумажных тканей белого цвета, с двойным сужением на рукаве, выше и ниже локтя.
Российский Этнографический музей г. Санкт-Петербурга
Этнографический музей, основанный по велению царя Николая II в Санкт-Петербурге, с первых дней создания своей основной задачей ставил представление целостной картины культуры народов, проживающих на территории России и в приграничных регионах. На сегодняшний день в собрании музея находится более 500 000 экспонатов, архивных документов, фотографий, рисунков отражающих культуру народов великой Российской империи на рубеже ХІХ-ХХ веков.
Большая часть коллекций музея представлена традиционными костюмами, бытовыми и культовыми предметами 157-и народов, населяющих Россию.
Каждый год музей организует международные выставки, в том числе и в сотрудничестве с франкоговорящими странами. В 2009 году на выставке, организованной совместно с Фондом Пьера Берже и Ива Сен-Лорана, Российский Этнографический музей представил Франции свою уникальную коллекцию «Русский народный костюм».
Доктор Владимир Грусман - выпускник Ленинградского государственного университета, философского факультета. Владимир Моисеевич Грусман начал свою музейную трудовую деятельность в должности научного сотрудника Российского этнографического музея в 1972 году, а с 1992 года занял должность заместителя директора по общим вопросам. В настоящее время он реализует опыт музейной, научной и хозяйственной деятельности на посту директора, возглавив музей в 1999 году.
В.М. Грусман - доктор педагогических наук, автор монографии «Музей в системе формирования национально-государственной идеи». Вклад В.М.Грусмана в развитие этнографической науки, музейного дела, становление и развитие Российского этнографического музея как одного из ведущих научно-экспозиционных и методических центров учреждений культуры России был отмечен государственными наградами, среди которых - «Орден Дружбы» (2005 год), медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2005 год), медаль «В память 1000-летия Казани» (2005 год).
Карина Соловьева - выпускница исторического факультета Ленинградского государственного университета, работает в Российском Этнографическом музее с 1981 года. Является специалистом по традиционной культуре обских угров, автор публикаций и выставок по культуре обских угров (хантов и манси) и шаманизму народов Сибири. С 2003 года занимается фотографическими коллекциями Российского этнографического музея, возглавляет отдел Фотографии; участник многих российских и международных проектов, посвященных исторической фотографии.
Елена Мадлевская - выпускница филологического факультета Ленинградского государственного университета, работает в Российском Этнографическом музее с 1985 года в должности хранителя коллекции одежды; в 2000 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Женщина-воительница в эпических жанрах русского фольклора». Автор ряда статей, опубликованных как в России, так и за рубежом, последние работы: Musees russes et culture traditionnelle au tournant du xx siecle в издании La revue du Musee d'Orsay, 2005, монография «Русская мифология», 2007, Costumes de toutes les Russies в издании Connaissance des arts : Le costume populaire russe. Paris, 2009.
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»