Русский костюм. Выставка в Париже 1900 год.

Поделиться:
07.10.2014
Фотографии коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея.

северная губерния.jpg

Северная губерния. Псковская губерния.


За час до наступления полуночи 30 октября 1900 г. Эйфелева башня осветилась багрово-красным светом и раздался пушечный выстрел, известивший о закрытии Выставки. Так закончилась последняя Всемирная Выставка XIX века. Российская империя занимала на выставке 17 из положенных всем участникам выставки 18-ти Павильонов, исключив лишь Колониальный павильон. Генеральным комиссаром Российских Павильонов был князь В.Н.Тенишев, создатель первого в России Этнографического бюро, а художником - К.А.Коровин.

В одном из Российских Павильонов парижане и гости столицы Франции могли ознакомиться с уникальной коллекцией русских костюмов, которые были привезены из частного московского «Музея Старины», по крупицам выстроенного Натальей Шабельской.

Эта потрясающая коллекция крестьянских и городских костюмов необъятной России была поистине бриллиантом народного творчества во всем собрании Парижской выставки.

Через сто с лишним лет, в марте 2009, по инициативе и по приглашению господина Пьера Берже в Центре Ив Сен-Лорана Российский этнографический музей представил выдающийся ряд крестьянских костюмов из различных российских губерний от Архангельска до Воронежа и от Санкт-Петербурга до Восточной Сибири. Думается, что успех этой глубоко продуманной выставки был сродни успеху экспозиции, которая была создана Натальей Шабельской и её дочерьми в 1900 году.

Сегодня мы с большой душевной теплотой представляем издание редких фотографий из довольно большого свода любовно собранных Натальей Шабельской и хранящихся в Российском этнографическом музее.

Читатель, открыв это собрание, сможет взглянуть на лица русских красавиц, позировавших в костюмах, которые скорее можно назвать произведениями искусства последней четверти XIX века, а не просто портняжным мастерством.

Позвольте поблагодарить всех, кто принял участие в подготовке этого издания, начиная с господина Пьера Берже, сделавшего возможным визуальное возвращение во Францию бесценных русских экспонатов знаменитой Парижской Выставки 1900 года.


архангельская губерния.jpg

Северная Россия. Архангельская губерния.

Традиционный русский костюм в XIX в. на фоне европейской культуры представлял собой самобытное явление. Женская традиционная одежда была чрезвычайно разнообразна, но главное различие заключалось в особенностях севернорусского и южнорусского типов костюмов. Эти два комплекса одежды были основными и бытовали на большинстве территорий России.

архангельск 2.jpg

Северная Россия. Архангельская губерния.

Символами русского национального костюма принято считать сарафан и кокошник. Это объясняется тем, что появление сарафана и формирование сарафанного комплекса одежды относится к периоду сложения и развития Русского централизованного государства (конец XIV - середина XVI в.), и именно в это время происходит этническая самоидентификация русских. Сарафан, надевавшийся поверх длинной рубахи, в сочетании с твердым головным убором («кокошником» или «кикой») в XVI в. был в широком употреблении как у феодальной знати и горожан, так и у крестьян. Костюм с сарафаном закрепился, прежде всего, в севернорусских областях. Распространение он получил также в средней полосе России, в губерниях Поволжья, в Приуралье, в Западной Сибири. С момента раскола Русской Церкви во 2-й половине XVII в. старообрядцы, укрываясь от преследований, принесли комплекс с сарафаном в Заволжье, Восточную Сибирь, на Алтай, на Дон, на Украину, в Прибалтику. В XIX веке шло его проникновение в южные губернии России.


вологодская губерния.jpg

Северная Россия. Вологодская губерния.

Праздничные рубахи для сарафанного комплекса изготавливали из дорогих покупных тканей: полупарчи, шелка, кисеи (15, 22). Их шили с широким, длинным, почти до пола, рукавом, который сужался внизу. На большинстве фотографий Н.Л. Шабельской, запечатлевших одежду северных и центральных губерний России, можно видеть, что такой рукав сосбаривался на руке, и это придавало ему большую пышность. Запястья поверх рукавов нередко украшали накладными манжетами из картона, покрытого дорогой тканью: бархатом или шелком, - вышитой золотной нитью, рубленым перламутром, жемчугом (3, 5, 6). Иногда в рукаве, в области запястья, делалось отверстие для кисти, и тогда конец рукава ниспадал до пола (13, 60, 62). На Русском Севере такими делали свадебные рубахи: просватанная девушка, причитая об уходящей девичьей воле, ходила по избе и размахивала длинными рукавами. Самобытными были праздничные рубахи Нижегородской губернии: здесь их шили из тонких хлопчатобумажных тканей белого цвета, с двойным сужением на рукаве, выше и ниже локтя.


нижний.jpg 

Центральная Россия. Нижегородская губерния.



tula.jpg

Южная Россия. Тульская губерния.


yaroslavl.jpg

Центральная Россия. Ярославская губерния.


nizhnij.jpg

Центральная Россия. Нижегородская губерния.


arkhan.jpg

Северная Россия. Архангельская губерния.


olonetz.jpg

Северная Россия. Олонецкая губерния.


tver.jpg

Северная Россия. Тверская губерния.


nizh.jpg

Центральная Россия. Нижегородская губерния.


novgorod.jpg

Северная Россия. Новгородская губерния.


ryazan.jpg

Южная Россия. Рязанская губерния.


novgor.jpg

Северная Россия. Новгородская губерния.


ryaz.jpg

Южная Россия. Рязанская губерния.


kursk.jpg

Южная Россия. Курская губерния.

Еще фотографии костюмов с Всемирной выставки в Париже 1900 года смотрите здесь.


Российский Этнографический музей г. Санкт-Петербурга

Этнографический музей, основанный по велению царя Николая II в Санкт-Петербурге, с первых дней создания своей основной задачей ставил представление целостной картины культуры народов, проживающих на территории России и в приграничных регионах. На сегодняшний день в собрании музея находится более 500 000 экспонатов, архивных документов, фотографий, рисунков отражающих культуру народов великой Российской империи на рубеже ХІХ-ХХ веков.

Большая часть коллекций музея представлена традиционными костюмами, бытовыми и культовыми предметами 157-и народов, населяющих Россию.

Каждый год музей организует международные выставки, в том числе и в сотрудничестве с франкоговорящими странами. В 2009 году на выставке, организованной совместно с Фондом Пьера Берже и Ива Сен-Лорана, Российский Этнографический музей представил Франции свою уникальную коллекцию «Русский народный костюм».


Доктор Владимир Грусман - выпускник Ленинградского государственного университета, философского факультета. Владимир Моисеевич Грусман начал свою музейную трудовую деятельность в должности научного сотрудника Российского этнографического музея в 1972 году, а с 1992 года занял должность заместителя директора по общим вопросам. В настоящее время он реализует опыт музейной, научной и хозяйственной деятельности на посту директора, возглавив музей в 1999 году.

В.М. Грусман - доктор педагогических наук, автор монографии «Музей в системе формирования национально-государственной идеи». Вклад В.М.Грусмана в развитие этнографической науки, музейного дела, становление и развитие Российского этнографического музея как одного из ведущих научно-экспозиционных и методических центров учреждений культуры России был отмечен государственными наградами, среди которых - «Орден Дружбы» (2005 год), медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2005 год), медаль «В память 1000-летия Казани» (2005 год).


Карина Соловьева - выпускница исторического факультета Ленинградского государственного университета, работает в Российском Этнографическом музее с 1981 года. Является специалистом по традиционной культуре обских угров, автор публикаций и выставок по культуре обских угров (хантов и манси) и шаманизму народов Сибири. С 2003 года занимается фотографическими коллекциями Российского этнографического музея, возглавляет отдел Фотографии; участник многих российских и международных проектов, посвященных исторической фотографии.


Елена Мадлевская - выпускница филологического факультета Ленинградского государственного университета, работает в Российском Этнографическом музее с 1985 года в должности хранителя коллекции одежды; в 2000 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Женщина-воительница в эпических жанрах русского фольклора». Автор ряда статей, опубликованных как в России, так и за рубежом, последние работы: Musees russes et culture traditionnelle au tournant du xx siecle в издании La revue du Musee d'Orsay, 2005, монография «Русская мифология», 2007, Costumes de toutes les Russies в издании Connaissance des arts : Le costume populaire russe. Paris, 2009.


Поделиться:

Короткая ссылка на новость: https://ivan4.ru/~gm6b1



 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 


Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»

Сумма: 

Выберите удобный способ пожертвования: