Нейросетка вместо авоськи: какими будут российские магазины в 2020 году
Разработка «магазина будущего» ведётся в рамках реализации «дорожной карты» НТИ «Нейронет», принятой на заседании президиума совета при президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию страны 9 июня 2015 года. Об этом RT рассказал соруководитель рабочей группы НТИ «Нейронет» Андрей Иващенко. По его словам, в таких магазинах не будет кассиров, кроме того, будет заметно ускорен процесс оплаты покупок.
Согласно проекту, в «магазине будущего» товары можно будет оплатить не только банковской картой и наличными, но и со счёта мобильного телефона. Также не нужно будет выкладывать продукты на конвейерную ленту на кассе — прямо в тележке товары отсканирует устройство с нейросетевым алгоритмом.
«Сегодня в магазинах, чтобы оплатить продукты, нужно достать из тележки, выложить на конвейерную ленту, кассиру — отсканировать их, после чего их нужно снова сложить в тележку или распределить по пакетам, — говорит Иващенко. — Это значительная физическая работа, которая требует большого количества времени. С разрабатываемой технологией «магазина будущего» человек будет просто проходить мимо устройства, а оно будет распознавать, какие продукты находятся в тележке. При этом распознавание будет не по каким-либо наклеенным на продукты меткам, а с помощью сканирующей «нейросетки», которая будет узнавать изображения всех продуктов со всех сторон».
Иващенко отметил, что оплатить покупки после моментального сканирования можно будет с помощью банковской карты или наличных.
«Такое решение появится на рынке в горизонте трех лет. Пилотный проект состоится в магазинах инициатора и участника разработки — компании «ВкусВилл», — добавил Иващенко.
Генеральный директор «ВкусВилл» Андрей Кривенко рассказал RT, что через кассира ежедневно проходит около тонны совокупного веса товаров, что является значительным физическим трудом, который, по его мнению, следует минимизировать.
«Сегодня нет иного продвинутого решения, кроме как предложить покупателю самому сканировать свой товар, — говорит Кривенко. — На мой взгляд, это неправильно. В то же время, сегодня искусственный интеллект настолько хорошо развит в области распознавания видео, что реально разработать технологию и соответствующую аппаратуру, которая сама будет видеть, что находится в корзинке покупателя, и добавлять это в чек».
Он также отметил, что главная задача при внедрении технологии в работу магазинов — борьба с очередями.
«Это должно в разы сократить время, затрачиваемое на сканирование товара, тем самым повысив проходимость магазина. У нас небольшие площади, и часто происходит образование очередей на кассах», — отмечает Кривенко.
Стоимость будущей техники Кривенко оценил в 20-30 тыс. рублей за комплект оборудование на одну кассу. Он добавил, что овощи и фрукты, которые продаются на развес, нужно будет взвешивать на кассах при помощи консультантов.
Останутся ли кассиры без работы?
Кривенко пояснил, что конкретно их компания не планирует избавляться от всех кассиров.
«Определенный штат кассиров будет сокращён, а его оставшаяся часть станет консультантами, которые будут помогать покупателям выбрать товар, рассказывать о новинках и акциях в магазине», — рассказал Кривенко.
Директор Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС Андрей Покида прогнозирует, что потенциальное массовое внедрение таких технологий в России не отразится на уровне безработицы, но может привести к перераспределению рабочих мест.
«Люди, работавшие кассирами, переквалифицируются в другие профессии. С течением времени какие-то профессии исчезают, какие-то появляются», — объясняет эксперт.
Пара условностей
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ; включает в себя «Ашан», X5 Retail Group, «Дикси», «Магнит» и другие крупнейшие сети) Илья Ломакин-Румянцев выразил скептическое отношение к подобной технологии, сообщив, что пока что с ней не знаком. По его мнению, моментальное сканирование товаров возможно также с помощью радиометок.
«Либо товары со штрих-кодом подносятся к сканеру, либо на них должны стоять радиометки, которые сканер может прочитать на расстоянии. Сомневаюсь, что сканирование изображений товаров поможет верно определить их принадлежность», — поясняет Ломакин-Румянцев.
Пресс-секретарь группы компаний «X-5 Retail Group» («Пятёрочка», «Перекресток», «Карусель») заявил RT, что не готов оценить перспективы технологии нейросетевого сканирования ввиду её нескорого появления. Комментариев от представителей сетей «Магнит» и «Ашан» получить не удалось.
В свою очередь, президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков считает, что популярность нового оборудования у ритейлеров будет напрямую зависеть от его стоимости.
«Если оборудование будет дорогим, то сумма инвестиций на закупку такого оборудования ритейлерами может превысить их регулярные расходы на кассиров. Чтобы применение подобных технологий было распространено в нашей стране как в государстве с недорогой рабочей силой, аппаратура должна быть доступна для закупки розничными торговыми сетями», — полагает Зуйков.
Павел Астахов
Источник
Поддержать РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ИВАН ЧАЙ»